Вестник. Поволжье

Незабытое искусство Петрушки

Незабытое искусство Петрушки

Именно с перчаточной куклы по имени Петрушка началась история кукольных театров в нашей стране

Ежегодно 21 марта весь мир отмечает Международный день кукольника. Сегодня искусство кукольных театров — это не только организация детских спектаклей, но и отражение куда более глубоких философских тем и самобытности различных народов. А сколько таинства в создании самих кукол... Особенно сильны традиции этого ремесла в регионах Поволжья, которые населяет множество талантливых и исключительных народностей. Кстати, самый известный кукольный театр нам подарил уроженец Самарской губернии Алексей Толстой. Трудно найти того, кто не знаком сегодня с Мальвиной, Пьеро, Артамоном, Карабасом Барабасом и другими героями повести «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Введение в историю
Идея отмечать во всем мире Международный день театра кукол принадлежит известному деятелю этой сферы Дживаду Золфагарихо из Ирана. Свое предложение он вынес на обсуждение в 2000 году на XVIII конгрессе Международного союза деятелей театра кукол в Магдебурге. Но только лишь через два года дата празднования стала определена. И сегодня праздник 21 марта широко отмечается во многих странах мира не только профессионалами кукольного искусства, но и его поклонниками. По традиции в этот день работники театров и творческие кукольные коллективы организуют необычные спектакли, творческие встречи, концерты и другие праздничные мероприятия.
История кукольного мастерства в нашей стране насчитывает множество веков. В старой России государственных кукольных театров не было. На праздниках и ярмарках, на бульварах и городских площадях представления давали странствующие фокусники и кукольники. Под аккомпанемент шарманки кукольники разыгрывали целые представления из-за маленькой ширмы. К концу XIX века русские народные кукольники владели, как правило, техникой двух видов кукольного театра: театра кукол на нитках (марионетки) и театра перчаточных кукол (петрушки).
Государственные кукольные театры в нашей стране были созданы только после Октябрьской революции, в 1918 году художники Нина и Иван Ефимовы открыли первый в России кукольный театр. И сейчас их в нашей стране свыше сотни, это настоящие театры, в которых работают актеры, художники, мастера кукол, они ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами.

Татарская «Сказка»
Ведущим и одним из старейших театров России является Татарский государственный театр кукол «Экият». Он был создан в 1934 году как Первый государственный интернациональный театр кукол. У его истоков стояли директор Сергей Мерзляков и актеры Марьям Хисамова, Мария Язвина, Фуат Тагиров, Вали Гафаров и другие. В 2012 году театр начал показывать спектакли в новом здании на Петербургской улице, которое начало возводиться по инициативе Минтимера Шаймиева и обошлось бюджету в 1 млрд 300 млн руб. Новое здание является одним из крупнейших среди кукольных театров России, своих зрителей театр встречает просторными залами с колоннами и мягкими скамьями для отдыха, больше напоминающими королевские троны. Сейчас в театре кукол «Экият» два зала: большой на 250 мест и малый на 100 мест, а его репертуар включает в себя более 40 спектаклей различного жанра и стиля на русском и татарском языках. Для ТГТК «Экият» писали и пишут известные писатели, драматурги и композиторы Татарстана. В апреле 2014 года при театре был открыт еще и музей. Здесь находятся памятные подарки, стенды с историей театра, макет здания. А наибольший интерес представляют стеллажи с куклами, которые уже отыграли все свои роли.
Гордостью театра являются собственные швейный, бутафорский и столярный цеха. Принцип работы здесь такой: прежде чем кукла отправится на сцену, ее необходимо «оживить» — ​придать ей подобающий вид, вложить в нее душу, научить смеяться, плакать и проявлять другие чувства.

Незабытое искусство Петрушки

В гостях у Оле Лукойе
Другим авторитетным культурным учреждением Поволжья в данной сфере является театр кукол Республики Марий Эл. Официальной датой его создания считается май 1942 года, хотя как творческий коллектив он начал работать несколько раньше. У истоков создания кукольной труппы стоял Георгий Крыжицкий, в то время главный режиссер драматического театра. Первоначально актеры театра начали разыгрывать небольшие представления с куклами во время антрактов, многие увлеклись новым для себя делом и, постепенно постигая искусство кукловождения, стали создавать самостоятельные кукольные спектакли для детей. Так сформировался полноценный творческий коллектив, который и получил статус Государственного театра кукол. Много лет (с 1977-го по 2001 г.) главным режиссером и художественным руководителем театра была Екатерина Ярденко — ученица Сергея Образцова, самого знаменитого актера и режиссера театра кукол в России. Екатерина Ивановна ставила спектакли русских и зарубежных писателей, на примере своих спектаклей и интермедий помогала подрастающему поколению стать достойными гражданами своей страны и расти вместе дружной семьей. Некоторые постановки Екатерины Ярденко осуществлены по собственным инсценировкам, в частности спектакль «Любимая лошадь братца Кролика» по мотивам «Сказок дядюшки Римуса» Джоэля Харриса.
Многие годы театр не имел стационарного помещения и вынужден был жить на колесах. Труппа бесконечно выезжала в районы республики, показывая там спектакли в детских садах, сельских школах и клубах.
В конце 80-х годов театр кукол переехал в прекрасное здание, на сцене которого играли добрые красивые спектакли для детей разного возраста. В сентябре 2014 года, в Год культуры, Республиканский театр кукол получил прекрасный подарок — ​новое поистине сказочное здание с большим и малым залом, прекрасным фойе, музеем театра, созданным благодаря грантовой поддержке ОАО «Лукойл».
Сегодня театр кукол принимает участие в фестивалях и гастролях, он является организатором первого Всероссийского фестиваля театров кукол «В гостях у Оле Лукойе» (г. Йошкар-Ола, 2015 г.).
Коллектив театра очень любит своих маленьких друзей-зрителей и старается, чтобы им было интересно в театре, в театр приглашаются студенты и взрослые, потому что и им есть что посмотреть. Наиболее удачна авторская работа лауреата Государственной премии Республики Марий Эл Татьяны Батраковой — ​спектакль «После дождичка…», который является участником многих международных кукольных фестивалей. В 2007 году состоялась премьера еще одного спектакля для взрослых этого же режиссера «Тараканья леди» по пьесе Т. Ульямса «Тень Чехова». В марте 2011 года был выпущен спектакль «Прекрасное далеко» (автор — ​Д. Привалов), где актеры-кукольники играли драматические роли. В 2013 году вышел спектакль «Жак и его слуга, или Как стать Людоедом» по мотивам сказок Шарля Перро, который с удовольствием смотрят как маленькие зрители, так и старшеклассники и студенты.

кукольный театр
кукольный театр

Башкирские куклы в Индии
История Башкирского театра кукол является одной из самых интересных. Начиналось все с небольшого увлечения, которому одна уфимская учительница изобразительного искусства уделяла все свободное время, постепенно увлекая за собой коллег и учеников… Первая страница истории этого театра написана была в феврале 1932 года — ​в этот день в малом зале Уфимского дворца искусств состоялся его первый спектакль «Репка». Творческой основой театра стал самодеятельный кружок, организованный при Уфимской опытно-показательной школе, под руководством Марии Елгаштиной.
Одну из своих важнейших ролей театр сыграл в годы ВОВ, его включили в план обслуживания госпиталей, его с нетерпением ждали раненые. В кратчайшие сроки были подготовлены эстрадные номера: скетч Л. Ленча «Сон Гитлера», сценка «Хирургия» по А. Чехову, башкирский, украинский, русский, венгерский танцы с куклами. Намеревались поставить пьесу В. Каверина «Митька в Кащеевой стране», где Кащей изображался Гитлером, и Башкирский театр кукол сразу встал в строй фронтовых кукольных агитбригад. Театр не только активно выступал в Уфе и республике, его труппа показывала спектакли на Карельском фронте.
Сегодня театр ориентирован на тот уровень, который был достигнут в 70‑80-е годы, он собирает полные залы на утренних спектаклях, планирует выпускать вечерние. С 2012 года театр проводит свой фестиваль — ​Окружной фестиваль театров кукол «Театральное Поволжье» — ​«Ниточка».
Особо стоит отметить, что Башкирский государственный театр кукол связывает давняя дружба с Индией. Еще в 1987 году прославленный режиссер Павел Мельниченко создал спектакль «Индийская легенда» на основе эпоса «Рамаяна». В том же году театр отправился на гастроли в Индию, где имел огромный успех и стал лауреатом Международной премии имени Джавахарлала Неру. К слову, до сих пор Башкирский театр кукол остается единственным в России обладателем этой почетной государственной награды Индии. Сотрудничество продолжается. Так, в 2015 году театр принял участие в XXIX Международном фестивале искусств «Сураджкунд Мела», который проходил с 1 по 15 февраля в пригороде Дели. Каждый день уфимцы показывали публике фрагменты из своих спектаклей «Индийская легенда», «Урал-батыр» и «Панчатантра».

Национальный образ
В Татарстане сильны традиции кукольного искусства, что объясняется самобытностью народа. Поэтому неудивительно, что в регионе трудится множество талантливых кукольных мастеров. И, пожалуй, самым известным из них является Асия Глебова, которая создает авторские куклы уже свыше 25 лет. Все ее произведения неповторимы и всегда вызывают особый интерес среди отечественных и зарубежных коллег. А дело в том, что основная тема ее работ — ​национальная, она создает куклы в традиционных татарских костюмах и уверена, что это пробуждает дремлющие в человеке исконные духовные ценности.
Отливочные формы здесь собственные, Асия Мугавиевна не пользуется магазинными болванками и готовыми искусственными париками, глазами и другими деталями, а полностью делает куклу сама. Мастер считает, что костюмы должны быть сшиты как настоящие, поэтому тут применяются вышивка, пэчворк, чеканка, ручное кружево и другое рукоделие. То есть если по замыслу положено иметь кукле лапти или валенки, то эти элементы будут неотличимыми от настоящих! Многие ее работы приобретены музеями Республики Татарстан, в частности историческая кукла Сююмбике большого размера была приобретена национальным музеем РТ. Мастерица была приглашена с куклами «Царская семья Сююмбике и Утямыш-гирей» на Всемирную выставку в г. Ганновер и с другими работами на Всероссийскую выставку «Ладья».

Предназначение кукол
Кукла — ​это уникальная в своем роде вещь, которая есть у всех народов мира. Этот атрибут культуры сопровождал человека всю жизнь. Каждая кукла имеет свое предназначение. И в последнее время тема создания кукол не только для театральной сцены стала весьма популярной. В сентябре 2017 года в Самаре прошел областной семинар-практикум «Народные художественные ремесла и промыслы Самарской области. Игровые куклы Поволжья». Он был адресован мастерам декоративно-прикладного творчества, ремесленникам, руководителям и специалистам культурно-досуговых учреждений и состоялся на базе ГБУК «Агентство социокультурных технологий». Слушатели смогли не только узнать много интересного о культуре разных народов, но и принять участие в мастер-классах, сделать собственными руками игровую куклу.
Народные куклы участвуют буквально в каждом этапе жизни человека. Они отражают суть жизни человека, а не только ее отдельные проявления. Понять куклу, ее характер — ​означает узнать тайну и ментальность народов.
Так, например, у татар куклы с давних времен были постоянными предметами для детских игр, а также выполняли роль духов-помощников. Изготавливались они из различных материалов. Это могло быть дерево, глина, солома или кожа, но преимущественно из лоскутков ткани. Мордовская зольная кукла была связана с культом предков, а для игры чаще делалась кукла из веточек и лоскутов ткани, которые специально украшались, чтобы передавать особенности национального костюма. В Чувашии национальные куклы появились в чувашском прикладном искусстве сравнительно недавно, с конца 80-х гг. Их предки — ​деревенские куколки: куклы из мочалки, соломенные куклы, куклы-поленья, куклы-закрутки, куклы-обереги и т. д. Однако корни лежат глубже — ​в древней обрядовой скульптуре и фигурках-обере­гах, которые имелись в каждом доме и передавались по наследству.
Сегодня традиционные народные куклы переживают второе рождение, и все больше и больше людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются представления о жизни, труде, красоте и морали. Рукотворные изделия, и в их числе куклы, всегда были нужны не только для практических целей: они связывают людей с опытом прошлого, с местными традициями и национальной культурой. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!