Генеральный директор АСИ Светлана Чупшева сообщила, что если в прошлые годы наблюдалась гонка лидеров первой двадцатки, задававших стандарт работы с инвесторами, то сегодня 78 регионов улучшили показатели. Из Приволжского федерального округа в топ-20 вошли три территории: Татарстан, Чувашия и Ульяновская область.
«Бизнес стал высоко оценивать эффективность региональных мер поддержки: 4-4,5 балла из 5. Мы видим, что данный механизм работает, разрывы между субъектами минимальные, уже даже бессмысленно их ранжировать. Сейчас можно говорить о том, что все субъекты достигли стандарта. Это результат планомерной деятельности на всех уровнях власти. Межведомственное взаимодействие, системная работа управленческих команд, проектных офисов, особая роль глав регионов — все сложилось и дало такой эффект», — прокомментировала Светлана Чупшева.
Создание единой команды
В 2018 году Национальный рейтинг инвестклимата возглавила Тюменская область: она поднялась на пять позиций, опередив в первой тройке Татарстан и Москву. Губернатор региона Владимир Якушев, назначенный вскоре после ПМЭФ министром строительства и ЖКХ России, объяснил, что стать лидером удалось благодаря командной работе всех органов власти и сотрудничеству с институтами поддержки бизнеса.
«Два года назад, когда мы занимали в рейтинге пятое место, я говорил о том, что нельзя сделать теплый инвестиционный климат, если регион и местное самоуправление работают каждый сам по себе. Все это время мы формировали единую команду, когда муниципалитеты совместно с правительством области как единый механизм реализуют каждый проект. Нам это удалось. Мы помогали, но и требовали», — поделился Якушев.
Наиболее эффективными инструментами по улучшению делового климата он назвал контрольные закупки, субсидирование первого взноса по лизинговым платежам и создание индустриальных парков. «Более 10 лет у нас работает такой инструмент, как субсидирование первого взноса по лизинговым платежам. Когда мы идем через лизинговую операцию, то понимаем, что приобретается оборудование, тем самым технологически малый и средний бизнес растет. За время действия данной программы на территории области приобретено более 2 тыс. единиц всевозможного оборудования, — рассказал экс-губернатор. — Кроме того, в регионе уже запущено три индустриальных парка площадью более 300 га, один из них практически заполнен новыми резидентами. Стоимость площадки со всей инфраструктурой — 300 рублей за гектар в месяц».
Проверенный бизнес
«Очень достойные лидеры. Мы обязательно будем перенимать практики, которые можно использовать у нас, — признался Рустам Минниханов, президент Татарстана, оказавшегося в текущем году только на третьем месте рейтинга. — Наверное, результаты не совсем приятны, но мы видим свои слабые позиции. В прошлом году нашей слабой стороной было чрезмерное административное давление. Мы создали межведомственную группу, в которую вошли представители правоохранительных органов, контрольно-надзорных ведомств. Каждый квартал собираемся и обсуждаем комплекс вопросов». В республике реализуется ряд проектов по содействию предпринимателям. Один из них — интернет-ресурс «Проверенный бизнес», запущенный в январе. «Мы подготовили этот проект совместно с бизнес-сообществом. В работе приняли участие более 5 тыс. предпринимателей. Были задействованы все муниципалитеты, — сообщил Минниханов. — Мы взяли все типовые нарушения (более 300 по 28 видам) и рекомендации, как их избегать. Главное — данный ресурс готов предоставить предпринимателям максимум информации по каждому контрольно-надзорному ведомству, по каждому вносимому изменению».
Научились слушать друг друга
Серьезный рывок в нынешнем рейтинге совершил Санкт-Петербург, показавший рост сразу на 13 позиций и переместившийся на четвертую строку. Как уточнил губернатор города Георгий Полтавченко, по напряженным вопросам были созданы рабочие группы. Пересмотрен перечень контрольно-надзорных функций регионального значения, из которого исключено 10 избыточных функций. При поддержке Минстроя РФ сформирована единая система строительного комплекса Северной столицы — это позволило рассматривать почти все заявки в электронном виде, удаленно проходить все процедуры, количество которых сократилось примерно на 30%.
Также в Петербурге открыты консультационные пункты для предпринимателей в МФЦ, «единое окно» для бизнеса и инвестиционный портал, разработаны различные механизмы поддержки и льготы. «Самое главное — постоянный диалог с бизнесом. Считаю, он налажен, мы научились слушать друг друга», — сделал вывод Полтавченко.
![ПМЭФ 2018](/upload/medialibrary/6b0/6b0fae4c31400e6212b9458c46884573.jpg)
ПМЭФ 2018
Работа без суеты
Чувашия пятый год участвует в Национальном рейтинге и четыре года подряд входит в десятку лучших регионов страны. «Это говорит о том, что система работает без суеты, в республике стабильная обстановка. Принципы уважения и доверия, сотрудничества органов власти и предпринимательского сообщества позволяют добиваться результатов», — прокомментировал глава региона Михаил Игнатьев.
Чувашия совершенствует свой положительный опыт: создает инфраструктуру поддержки бизнеса, индустриальные парки, территории опережающего развития. Открыт многофункциональный центр, где представители МСП обслуживаются по принципу «одного окна», оперативно получая необходимые услуги.
В республике проводятся встречи в формате прямого диалога бизнеса с властью, который важен для обеих сторон. «Есть еще немало того, что требуется существенно улучшить: устранение административных барьеров и расширение форм поддержки предпринимателей, совершенствование инвестиционного климата путем широкого использования информационных ресурсов, механизмов сопровождения инвестпроцессов и внедрения лучших региональных практик», — перечислил заместитель председателя Кабинета министров — министр экономического развития, промышленности и торговли Чувашии Владимир Аврелькин.
Умение договариваться
У Ульяновской области — 10-е место в рейтинге, а также одна из лучших позиций в направлении «Регуляторная среда».
«Область традиционно входит в десятку регионов-лидеров по созданию комфортных условий ведения бизнеса, снижению административного давления. У нее получается договариваться с предпринимателями, федеральными ведомствами и естественными монополиями», — дал оценку президент Московской школы управления «Сколково» Андрей Шаронов.
Ульяновский губернатор Сергей Морозов подтвердил, что работает одной командой с федеральными структурами, муниципалитетами и бизнесом. «Один из наших главных принципов — стабильность, — заявил он. — А благодаря ей мы выполняем второй основополагающий принцип — опережающее развитие. Стремимся совершенствовать и регуляторику, и институциональную среду, и инфраструктуру, чтобы оставаться конкурентоспособными. Как результат — за прошлый год привлекли в экономику региона рекордный объем инвестиций и создали рекордное число рабочих мест».
В области появились многофункциональные центры для бизнеса, которые предоставляют услуги от консультаций до лицензирования практически в ручном режиме, что значительно экономит время. Регион вышел на новый уровень взаимодействия с госкорпорациями и естественными монополиями, реализовав совместно с ними дополнительный сервис, который позволяет еще до стадии подготовки проекта детально изучить ситуацию и серьезно снизить количество отказов, а также практически на полгода сократить прединвестиционную стадию.
Дом предпринимателя
Впервые в топ-20 рейтинга попала Калининградская область, с 39-го места переместившаяся на 15-е. «Все региональные проверки идут только через меня и только после моей подписи. Это дало сразу минус 3300 проверок, — с гордостью сообщил губернатор области Антон Алиханов. — Кроме того, мы открыли Дом предпринимателя — МФЦ для бизнеса, где можно получить в электронном виде более 100 услуг. Еще одна вещь — консьерж-сервис: каждому предпринимателю, приехавшему к нам из другого субъекта, мы подбираем не только офис, но и жилье, а также помогаем устроить детей в школу и детсад, трудоустроить членов семьи».
Победа над чиновниками
В сентябре 2017 года президент России Владимир Путин поручил обеспечить к 2020-му попадание в топ-30 рейтинга субъектов Дальнего Востока. В рейтинге-2018 высокую динамику продемонстрировали все территории этого макрорегиона. Лидерами роста стали Сахалинская область (+42 позиции) и Камчатский край (+36). Хабаровский край вошел в первую двадцатку, поднявшись с 40-го места на 18-е (+22 позиции).
«Нам удалось победить чиновников, чтобы они начали понимать бизнес, а также реализовать следующий этап — найти возможность диалога с предпринимателями на паритетных началах. Добившись этого, мы можем рассчитывать на обратную реакцию инвесторов, которые оценят конкретные вещи: выделение земли, постановку на кадастровый учет, технологическое присоединение к сетям, сроки, по которым сокращены в два-три раза», — проинформировал губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт.
Сгусток лучших практик
Комментируя результаты рейтинга, заместитель председателя Правительства России Виталий Мутко подчеркнул, что работа, проделанная Агентством стратегических инициатив в субъектах РФ, обязательно будет учитываться и использоваться Кабинетом министров. «Правительство ежегодно подводит итоги мероприятий по улучшению инвестиционного климата в стране. Считаю, результаты Национального рейтинга тоже должны лечь в основу анализа деятельности федеральных органов власти», — высказался Мутко.
По оценке помощника президента РФ Андрея Белоусова, в нынешнем году сработала модель, которую начали применять впервые, — конструкция целевых моделей. «Целевые модели — сгусток лучших практик, реализованных в том или ином регионе в существующей нормативной среде. Началась гонка регионов вокруг этих целевых моделей, которая и дала такой результат. Вывод прост: выявление и распространение лучших практик необходимо продолжать на еще более системной основе», — резюмировал Белоусов.
Топ-20 регионов в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата
Регион | Место в рейтинге, 2018 г. | Место в рейтинге, 2017 г. | Изменение позиции, 2018-2017 гг. |
Тюменская область | 1 | 6 | 5 |
Москва | 2 | 3 | 1 |
Республика Татарстан | 3 | 1 | -2 |
Санкт-Петербург | 4 | 17 | 13 |
Тульская область | 5 | 4 | -1 |
Краснодарский край | 6 | 7 | 1 |
Воронежская область | 7 | 8 | 1 |
Чувашская Республика | 8 | 2 | -6 |
Московская область | 9 | 9 | 0 |
Ульяновская область | 10 | 10 | 0 |
Белгородская область | 11 | 23 | 12 |
Ленинградская область | 12 | 20 | 8 |
Калужская область | 13 | 5 | -8 |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 14 | 30 | 16 |
Калининградская область | 15 | 39 | 24 |
Тамбовская область | 16 | 11 | -5 |
Ярославская область | 17 | 25 | 8 |
Хабаровский край | 18 | 40 | 22 |
Новосибирская область | 19 | 27 | 8 |
Свердловская область | 20 | 33 | 13 |
Основные направления рейтинга и их лидеры
Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все территории и позволил оценить качество инвестклимата в динамике. В 2016 году исследование также проводилось во всех субъектах, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга.
Рейтинг рассчитан по 44 показателям, которые сводятся в индекс (максимум 400 баллов). Основные направления оценки:
Национальный рейтинг состояния инвестклимата в субъектах РФ составляется Агентством стратегических инициатив вместе с ведущими деловыми объединениями и оценивает эффективность работы региональных властей по формированию благоприятной бизнес-среды. В 2017 году он впервые охватил все территории и позволил оценить качество инвестклимата в динамике. В 2016 году исследование также проводилось во всех субъектах, но Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга.
Рейтинг рассчитан по 44 показателям, которые сводятся в индекс (максимум 400 баллов). Основные направления оценки:
- регуляторная среда — процедуры подключения к сетям, получения разрешений на строительство, регистрации права собственности;
- институты для бизнеса — сервисы и возможности, созданные для предпринимателей;
- инфраструктура и ресурсы: дороги, коммуникации, инкубаторы и технопарки, кадры;поддержка малого предпринимательства — субсидии и прочие меры поддержки, площадки, образовательные программы.
Лидеры по направлению «Регуляторная среда»: Ульяновская, Тульская и Новгородская области, Краснодарский край, Республика Башкортостан.
Лидеры по направлению «Институты для бизнеса»: Тюменская, Ленинградская и Воронежская области, Чукотский автономный округ, город Санкт-Петербург.
Лидеры по направлению «Инфраструктура и ресурсы»: Ростовская, Белгородская и Тюменская области, республики Дагестан и Башкортостан.
Лидеры по направлению «Поддержка малого предпринимательства»: Москва, Тульская, Тюменская и Смоленская области, Хабаровский край.
Лидеры по направлению «Институты для бизнеса»: Тюменская, Ленинградская и Воронежская области, Чукотский автономный округ, город Санкт-Петербург.
Лидеры по направлению «Инфраструктура и ресурсы»: Ростовская, Белгородская и Тюменская области, республики Дагестан и Башкортостан.
Лидеры по направлению «Поддержка малого предпринимательства»: Москва, Тульская, Тюменская и Смоленская области, Хабаровский край.