Айнур Аскаров, сын лидера башкирской рок-группы «Рух», пошел своим творческим путем. Его режиссерские работы в коротком метре участвовали на международных фестивалях, в том числе в Каннах, и принесли ему множество наград, среди которых Молодежная премия Санкт-Петербурга. А его первый полнометражный фильм «Из Уфы с любовью» был хорошо принят зрителями и стал призером на фестивале «Киношок». «Вестник. Поволжье» узнал, какие киноистории занимают режиссера и диплом по какой специальности он защитил на днях.
Сегодня довольно часто звучит термин «региональное кино». Оно действительно развивается, это уже тенденция? Или пока можно говорить лишь о единичных случаях?
Для меня региональное кино — это не обязательно фильм, снятый на национальном языке. Это в первую очередь фильм, созданный у нас и преимущественно нашими специалистами. Россия — страна большая, в регионах много талантливых ребят, интересных национальных историй, которые могут понравиться и широкому кругу зрителей. Мне вот, например, очень импонирует, что делает режиссер Сергей Дворцевой из Казахстана. Многие мои коллеги, в том числе из Москвы и Питера, считают, что будущее российского кино именно за регионами. Очень хочется в это верить. Еще какое-то время назад я скептически относился к таким высказываниям, но сейчас наблюдаю интерес к такому кино — как со стороны зрителей, так и властей. И если, например, фильм «Из Уфы с любовью» снимался на грант главы Республики Башкортостан, то еще один новый наш проект «Буран» на днях выиграл уже федеральный грант Министерства культуры РФ. Это хороший посыл для режиссеров изо всех регионов: нужно подавать заявки, все возможно. Конечно, ходят разные слухи: мол, деньги за МКАД не уходят. Но вот наш случай доказывает обратное.
А что это будет за киноистория?
Фильм «Буран» основан на реальных событиях: с января по март 2016 года заметало снегом Хайбуллинский район республики, замерзали люди, была введена ЧС. Сценарий пишет мой постоянный партнер Айдар Акманов (за сценарий к фильму «Из Уфы с любовью» получил награду на «Киношоке». — Прим. ред.). Я хочу снять социальную драму. В начале следующего года надеемся приступить к съемкам. Это будет совместный проект нашей студии «Аскарфильм», киностудии «Башкортостан» и Свердловской киностудии. Многие спрашивают, как — Свердловской? Вы же конкуренты! На самом деле мы не конкурируем. Напротив. Это будет хороший опыт ко-продукции. Думаю, от такого взаимодействия все только выиграют.
Несмотря на то, что фильм заявлен «по мотивам повести Мустая Карима», мы постараемся не отходить далеко от сюжета. Легенд, конечно, будет множество. Начинается же все как раз с того, как один из героев Шарифулла рассказывает детям историю появления священной горы Керамет, где есть озеро, в котором живут рыбы и куда спускаются звезды. Но после того как злой человек запустил в озеро щуку, которая уничтожила всех рыб, звезды перестали спускаться с неба, гора загрустила и стала разрушаться. И вот дети организуют отряд «Таганок», чтобы спасти горы. Время действия — послевоенное. В деревне никого из мужчин, кроме этих ребят, не осталось. Так что это будет во многом фильм о взрослении. Думаю, получится красивое семейное кино. Таких фильмов сейчас мало. Приятно, что на съемки главой республики был выделен грант. Сумма, конечно, небольшая. Московские коллеги удивляются: как ты такую историю собираешься снять за 9 млн рублей? Но уверен, мы этот проект все равно сделаем достойно. Есть уже опыт оптимизации расходов не за счет качества, а других ресурсов. Для нас сейчас важно сделать хорошее кино. На маркетинг будем впоследствии изыскивать дополнительные ресурсы.
Бюджет картины из «Уфы с любовью» был еще меньше — 4,5 млн рублей. При этом он принес вам зрительское признание и узнаваемость. И окупил вложенные в него средства: как пишут СМИ, картина в прокате собрала более 5 млн рублей.
Да, но, во‑первых, «Таганок» — это совершенно другая история с точки зрения драматургии, декораций. Она очень финансово- и трудозатратная. Но мы постараемся. «Таганок» — это сложнопостановочная работа. Надо создать атмосферу легенд, воссоздать антураж 50-х годов. Мы сейчас кропотливо ищем натуру: подходящих мест крайне мало, деревни заполонил сайдинг. Нам важно создать такую историю, которая останется в голове у зрителя после просмотра фильма. Я всегда в своей работе стремлюсь именно к этому. Над сценарием работают несколько человек. Это Дамир Юсупов и Магафур Тимербулатов. Я с ними работаю впервые. Они отлично знают нашу историю, башкирский колорит. Еще я пригласил сценариста Айдара Акманова. Он давно живет в Москве, сотрудничает со многими киностудиями. Айдар, помимо глубокого понимания башкирской истории, традиций, привнесет в сценарий взгляд со стороны. Это важно. Хочется, чтобы эту картину увидело и поняло максимальное количество зрителей. Кроме того, «Из Уфы с любовью» был мой первый опыт полнометражной картины. Большинство коллег-актеров меня тогда поддержали и снимались за чисто символические гонорары. Но так не может повторяться всегда. Тем более, как они говорят, у них есть мнение. Мне бы их уверенность, все, что я сделаю, будет успешным в дальнейшем.
Нет. Там это был обоснованный драматургией прием. «Таганок» будет сниматься на башкирском. А для проката мы сделаем качественный дубляж.
Я всегда работаю с детьми. Я, кстати, по первому образованию актер детского театра. Мне очень нравится с ними делать картины, и, кажется, у меня это получается. Надеюсь, уже имеющийся у меня навык и опыт дадут и в этот раз хороший результат. И, да, мы сейчас ищем ребят на детские роли с хорошим знанием башкирского языка. Приглашаем всех на кастинг.
Приятно, что зрители проявили интерес к фильму «Из Уфы с любовью». Ярче всего прокат, конечно, шел в Уфе. Семь месяцев непрерывного проката в кинотеатре «Родина». А через год — еще показы в течение двух недель шли успешно, несмотря на то, что картина доступна в Сети. Это говорит о том, что помимо голливудских фильмов зритель все-таки хочет смотреть свое кино и о себе. Что касается сборов, то я рассчитывал, что только от проката по Башкирии он будет больше. Но не случилось. Однако есть бонус: мы с лентой вышли за пределы Башкирии, он прошел ограниченным показом примерно в ста городах России. Это не денежный проект. Это скорее работа на имя, на узнавание меня уже не как режиссера короткометражного кино, а полного метра. Без такого принятия картины, думаю, не состоялся бы ни «Таганок», ни «Буран», не было бы гранта от федерального Минкульта…
А к короткому метру вы планируете вернуться? У вас же, что ни короткометражка, то признание. «Енмеш» («Упрямец») даже в Каннах показывали.
«Енмеш» — один из самых ярких наших короткометражных проектов. На различных кинофестивалях он получил свыше 40 наград. Картину мы снимали в 2011 году. Самое интересное, что спустя несколько лет в разных регионах стали выходить ленты с абсолютным копированием этой истории. На самом деле приятно. В основе «Енмеш» лежит автобиографичная история моего детства, о мальчике, который является фанатом индийского кино. А вход в кинотеатр стоит два яйца… Вот вокруг этого и развивается 20-минутный сюжет. Простая, с одной стороны, история, но раз ее копировали режиссеры, значит, она зацепила. Несмотря на то, что я сейчас приступил к работе над несколькими полнометражными лентами, от короткого метра отказываться не собираюсь. Правда, рынок короткого метра в России не развит. И коммерческий успех в крупных городах имеет сейчас только полный метр. У меня был один прецедент. Я собрал в альманах три свои работы: «Енмеш», «Пусть ветер унесет мои слова» и «Горький мед» — и проехал с ним на кинопередвижке по районам Башкирии, показал в Уфе. Альманах собрал около 1,7 млн рублей. Вот такой пример успешного проката короткого метра. Но это исключение, не правило. Короткий метр — это скорее хорошее поле для экспериментов, поисков своего стиля. Есть несколько идей, которые я в будущем хочу именно через этот формат реализовать. Кстати, я сейчас как продюсер поддерживаю несколько короткометражек других авторов. Всем, кому могу, помогаю.
Я всегда был продюсером своих работ, просто не осознавал этого. Многое делал интуитивно. И вот почувствовал, что пора систематизировать навыки, получить новые знания. Год обучался в академии. Недавно защитился. Нашими мастерами были Леонид Верещагин, Александр Богун, Сергей Гуревич. Люди, которые делают отличное продюсерское кино: «Движение вверх», «Экипаж», «Легенда № 17». Все, что я от них узнал, сейчас применяю на практике. Раньше «Аскарфильм» занимался несистемным видом производства. А теперь все планирование на уровне. То есть это уже не интуитивная работа, а конкретные формулы, которыми оперирую.
Спасибо родителям, они никогда не давили на меня в выборе профессии. Помню, отец пытался учить игре на гитаре, на национальных музыкальных инструментах. Я их брал в руки, но музыка не шла. Так что музыкальное образование прошло мимо меня. Хотя в семье все на чем-то играют, поют. Свои профессии я выбирал сам. Шел своим путем по наитию. Сначала было актерское образование. Потом учился режиссуре в Санкт-Петербурге. Теперь осваиваю азы продюсирования. Все те профессии, которые я получал ранее, помогают мне сейчас в том, чем я занимаюсь. Я шел к этому интуитивно. И вот пришел туда, где сейчас нахожусь. И знаете, мне в этом здесь и сейчас очень нравится.
У меня есть друзья музыканты, чье творчество мне нравится и близко. В том же из «Уфы с любовью», например, звучит в финале песня Ренарда Абдуллова (ВИА «Самолет» из Башкирии). Он очень нестандартные, интересные вещи делает. Я у ВИА «Самолет» недавно еще одну новую песню услышал, уже забронировал на свой будущий фильм.
Мне очень импонируют те изменения, которые идут в отношении культуры. То, что появился интерес со стороны зрителей к региональному кино. То, что местные власти, творческие люди и частный бизнес уже готовы поддерживать культуру. Пусть пока и небольшими вложениями. Но все же. Конечно, и сама Уфа преобразилась после проведения здесь саммита ШОС и БРИКС. Ведется большое строительство, город развивается.
Справка
Айнур Аскаров, режиссер, продюсер. Родился 1 августа 1987 года. Детство и юность провел в селе Акъяр, где жила его бабушка. После окончания школы переехал в Сибай, где окончил Сибайский колледж искусств.
Работал в Сибайском башкирском государственном детском театре «Сулпан». Затем переехал в Питер, где в 2013 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности «режиссер неигрового кино». В 2017‑2018 гг. прошел обучение в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова по специальности «продюсер». Женат, двое детей.
Как рассказывает Айнур Аскаров, он живет, по сути, на три города — Уфу, Москву и Питер: «Это сложно, особенно когда у тебя семья. Думаем, где бросить якорь».
Работал в Сибайском башкирском государственном детском театре «Сулпан». Затем переехал в Питер, где в 2013 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения по специальности «режиссер неигрового кино». В 2017‑2018 гг. прошел обучение в Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова по специальности «продюсер». Женат, двое детей.
Как рассказывает Айнур Аскаров, он живет, по сути, на три города — Уфу, Москву и Питер: «Это сложно, особенно когда у тебя семья. Думаем, где бросить якорь».
Фильмография
Короткометражные и документальные ленты: «Дама с собачкой» (дипломная работа), «Енмеш», «Мы не рабы», «Горький мед», «Пусть ветер унесет мои слова».
Художественный фильм: «Из Уфы с любовью» (2017 г.).
Художественный фильм: «Из Уфы с любовью» (2017 г.).