Вестник. Поволжье

Людмила Нарбекова: «Народный костюм — это настоящий кладезь идей для современного дизайна»

Людмила Нарбекова: «Народный костюм — это настоящий кладезь идей для современного дизайна»

Одежда с самобытными деталями привлекает тех, кто хочет выделиться из толпы и подчеркнуть принадлежность к традициям и культуре своего народа

Одежда с самобытными деталями привлекает тех, кто хочет выделиться из толпы и подчеркнуть принадлежность к традициям и культуре своего народа. И очень важно, чтобы подготовкой людей, призванных сохранить историю своего народа через костюм, занимались такие профессионалы, как Людмила Нарбекова, профессор кафедры «Дизайн и реклама» института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева, заслуженный работник культуры Мордовии, директор Мордовского республиканского музея изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи.

Людмила Нарбекова: «Народный костюм — это настоящий кладезь идей для современного дизайна»

Символизм и функциональность
— Уже не один десяток лет мы со студентами занимаемся моделированием одежды по национальным мотивам. Взяв за основу исторический костюм мордвы, благодаря новым современным интерпретациям помогаем ему обрести второе дыхание.
Правда, само понятие «национальный мордовский костюм» не совсем точное. Мордва делится на два этноса — эрзя и мокша. И эрзянский костюм очень отличается от мокшанского по многим элементам: от способа ношения до цветовой гаммы, расположения орнамента и головных уборов. Более того, у нас в республике 22 района, и в каждом из них также свои особенности построения образа. Но есть и общие черты: характерные застежки-сюлгамы, которыми скалывали рубахи, использование большого количества бисера. Вообще из всей финно-угорской группы мордовский костюм, пожалуй, наиболее ярко декорирован. Раньше даже говорили: мордовку сначала услышишь, а потом увидишь (из-за большого количества бубенцов, монист, металлических пуговиц). Кстати, в украшениях древней мордвы, найденных при раскопках, очень много скандинавских, скифских элементов. Но, конечно, костюм имел функцию в первую очередь утилитарную. Хотя все вышеперечисленные декоративные элементы имели сакральную силу оберегов: в те времена люди были очень суеверны, и одежда оберегала женщину, которая ее носила, от злых духов и сглаза. Важно было таким же образом позаботиться о будущем потомстве, поэтому зона детородных органов в костюме украшалась особым орнаментом. Возьмите пулай — набедренные украшения из конского волоса (позже — из шерстяных ниток), которые носили эрзянки. Он закрывал поясницу и помимо символического значения имел практическое: сохранял в тепле репродуктивную систему. Его надевали на девушку, вступившую в пору половой зрелости, она носила его до конца жизни, без него даже не могла показаться на улице. Когда женщина умирала, пулай клали в гроб.

Людмила Нарбекова: «Народный костюм — это настоящий кладезь идей для современного дизайна»

Связь поколений
— Я работаю с национальным костюмом всю жизнь. Окончила Саранское художественное училище (прикладное отделение), затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной по специальности «моделирование одежды». Считаю, что народный костюм — это настоящий кладезь идей для современного дизайна. Там есть все! И, конечно, это неиссякаемый источник вдохновения. Очень многие художники по костюму и дизайнеры черпают идеи именно в этнических мотивах. И я не исключение. Со студентами мы изучаем истоки, культуру и быт, учимся традиционному бисероплетению, вышиванию. Это важно, чтобы проникнуть в самую душу традиционной одежды и украшений. Ведь традиции национального костюма складывались веками. И мне всегда кажется просто невероятным, как эти маленькие девочки, не умевшие ни читать, ни писать, сидели при лучине и вышивали себе наряды. А ведь та одежда была настоящим произведением искусства, сделанным очень грамотно по цветовым сочетаниям, орнаменту и ритму. Можете представить, как долго и кропотливо они делали такие вещи и с какой потом любовью носили их всю жизнь? Костюмы передавались из поколения в поколение: после смерти одной хозяйки они доставались следующей девушке в роду. То есть здесь мы уже видим не только функциональный, но и эмоциональный смысл: одежда и украшения становились связующим звеном, в котором сплетались традиции рода.

История с продолжением
— В большинстве случаев сегодняшняя интерпретация национального костюма — это одежда «от-кутюр», а не прет-а-порте. Это более трудоемкие вещи, созданные в единичном экземпляре для подиума или театрализованного представления. У нас в институте создан целый Театр моды, где регулярно проводится очень много таких сценических показов, когда студентки-манекенщицы в стилизованных национальных костюмах выходят под традиционную музыку. Это очень красиво и стильно.
Но также мы создаем и более утилитарные коллекции с небольшим применением этнических мотивов. Интересно ли это людям? Думаю, да, по крайней мере тем, кого уже не очень привлекает идея ходить в китайских футболках и брюках массового производства. В любом случае это не ширпотреб. Для того чтобы понять и полюбить национальный костюм, нужно иметь определенный уровень интеллекта и художественного вкуса. Увы, в последние десятилетия мы очень удалились от своих истоков — не помнили их, не знали, не интересовались. Нас чрезвычайно увлекла «прозападная» культура. Но я думаю, этому приходит конец. И нынешнему поколению, и следующему уже интересны свои исторические корни. Мне кажется, это надо всячески культивировать, поддерживать, рассказывать и пропагандировать.
Такое происходит повсюду. Последние несколько лет коллекции крупных мировых дизайнеров также полны этнических мотивов разных народов: то африканских, то латино-американских, то русских… Так что те девушки, которые надевают сегодня одежду с национальными мотивами, однозначно в моде! И я думаю, что этот тренд не уйдет, а будет просто видоизменяться и трансформироваться, как это обычно и бывает в мире моды. Вообще если костюм действительно сделан по законам красоты и искусства, это всегда красиво, интересно и живо. Посмотрите, к примеру, на коллекции наших выпускников. Одна из них мне особенно запала в душу, ее сделала выпускница Элла Гуськова. Она называется «Древние времена» («Кезерень чить») и выполнена по мотивам зооморфных украшений финно-угорских народов Поволжья VIII-ХI вв. Здесь была максимально передана красота древнего костюма. Она вручную воссоздала все те украшения, использовала традиционные лен и шерсть, медные пластины и огромное количество вышивки. В Москве уже больше 10 лет проходит международный конкурс высокой моды национального костюма «ЭтноЭрато», мы в нем постоянно участвуем, завоевываем первые и вторые места. Здесь особенно важно, что задача наших ребят — не копировать в точности исконные наряды, а, сохраняя традицию, дать им новую жизнь благодаря современным материалам и трендам. Я думаю, именно так и создается преемственность поколений, культур и художественных ценностей.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!