Вестник. Поволжье

Новогодняя сказка Поволжья

Новогодняя сказка Поволжья

Родина богатыря Урала и Бабы-яги гостеприимно открывает двери для туристов

С наступлением новогодних праздников всплеск переживает внутренний туризм. Люди ищут новых впечатлений, новогоднего чуда и сказки. Именно сказку во всем ее многообразии готовы представить гостям в Поволжье. Волжский фольклор — одна из важнейших достопримечательностей, привлекающих сюда туристов. Он самобытен, богат и разнообразен, что обусловлено большим количеством населяющих Поволжье малых народов. Интерес к волжскому фольклору настолько велик, что в 2020 году в Республике Башкортостан даже пройдет Всемирная фольклориада. Что немудрено, ведь Башкирия является поистине кладезем народных преданий. Хотя и иные народы не уступают башкирам и гостям волжских городов. Поистине есть где разгуляться.

Башкирия — ​родина Урала
Степные просторы, леса, обрамляющие кручи Уральских гор, не так давно изменили свой древний облик. Нефтяные вышки стали визитной карточкой республики, и при современных способах добычи фонтаном нефть уже бьет из-под земли. Но когда-то черное золото само выступало на поверхность, и в старинных башкирских сказаниях нефть называлась «маслом земли».
Много тысяч лет назад это «масло земли» образовалось из пролитой волшебной крови богатыря, которого звали Урал-батыр. Но он дал своему народу не только возможность пользоваться нефтяным богатством. Благодаря Уралу возник прекрасный мир со всеми его горами, лугами, реками и подземными сокровищами. Чем же прославился Урал-батыр, что даже горы носят его имя? И что сейчас мы знаем об этом национальном герое?
В давние времена жили на свете старик со старухой. И было у них два сына. Старшего звали Шульген, а младшего — ​Урал. Когда они подросли, отец оседлал двух львов и отправил сыновей странствовать. Он просил их найти живую воду, которая даст бессмертие человеку и природе, а саму смерть — ​уничтожить. По дороге братьев ждали опасности и искушения. Шульген не выдержал всех испытаний, предал добро и перешел на сторону зла. А Урал остался верен заветам своего отца.
День и ночь совершал Урал-батыр свои подвиги. Он победил кровожадного царя Катилу, царя змей Кахкаху и нашел-таки живую воду. Сражался со злыми дивами и их предводителем Азракой и, наконец, в бою встретился со своим братом. И все это для того, чтобы люди были счастливы, чтобы горе и смерть навсегда покинули землю.
Казалось бы, подобные эпосы есть практически у любого народа. Но Урал-батыр явно выделяется на фоне своих коллег богатырей. И тем, что его путь — ​это поиски абсолютного добра и тем, что в сегодняшней Башкирии эпос о его подвигах — ​это больше, чем просто сказка.
В одном из боев Урал убил главного злого дива Азраку. Он снес ему голову алмазным мечом, и огромное страшное тело его надвое рассекло водный простор. На месте том поднялась гора — ​Большой Ямантау. Это самая высокая точка Южного Башкортостана. В этих же местах Урал совершил свой последний, самый героический подвиг. Когда Урал сразился с Шульгеном, тот, чтобы избежать полного разгрома вместе со своими слугами — злыми дивами — нырнул в бездонное озеро. Тогда решил Урал-батыр выпить всю воду из озера. Но даже ему эта задача оказалась не по плечу. К тому же вместе с водой Урал глотал и злых дивов. Они-то и разорвали его благородное сердце изнутри.
По легенде у батыра была и живая вода, и она могла бы исцелить его и даже подарить бессмертие. Но он не оставил себе ни капли, когда прыснул ею на природу и сказал, что кроме нее никто не должен жить вечно. Так он возродил землю, истощенную злом, но сам пал в последней схватке с врагами человечества. Жизнь и дело Урала продолжили его потомки. Своими алмазными мечами они рассекали горы, и там, где они прошли, образовались большие реки. Так появился мир, в котором башкиры живут и сейчас.
Когда, совершив свой последний подвиг, Урал умер, людей охватило горе, и они решили сохранить о нем память навсегда. Каждый из людей принес на его могилу горстку земли. Так выросла огромная гора. Со временем она засияла как солнце — ​тело Урала превратилось в золото и драгоценные камни, а кровь в масло земли — ​нефть. Ну а горы стали называться в его честь — ​Уралом.
Уже много столетий в любой школе мира на уроках географии дети узнают, что граница между Европой и Азией проходит по огромному Уральскому хребту. Так имя древнего героя становится известно миллиардам жителей нашей планеты. Эти могучие вершины — ​вечный памятник подвигам Урал-батыра, навсегда подарившим башкирской земле и людям невероятную по красоте природу, неисчерпаемое богатство недр и великую историю.

Новогодняя сказка Поволжья

Батыр Чоткар и марийские сказки
Был свой батыр и у марийцев. Звали его Чоткар, и жил он в XIII веке. Согласно преданию, Чоткар освободил весь лесной марийский край от нападавших на марийские селения кочевников. На зеленом берегу Илети, где впадает река Юшут, у бедного охотника Шумата родился сын Чоткар. Чоткар рос не по дням, а по часам. В пять лет он уже стал богатырем-великаном и часто ходил с отцом на охоту, один на один дрался с косолапым медведем и всегда побеждал его.
А когда подрос, равного ему по силе не было во всей округе. Одним ударом кулака он мог сломать любую сосну, мог вырвать с корнем столетний дуб. Поражались люди силе Чоткара и величали его Чоткар-патыр. Любил Чоткар свой народ марийский, и народ его любил как сына. А богачам он не давал воли, и они, затаив злобу, выжидали время, чтобы отомстить любимцу народа.
Это было давно. Русские еще не строили городов по Волге, а воинствующие ханы жили в степях, где пасли свой скот, и часто нападали на марийские селения. Узнал об этом Чоткар-патыр. Собрал людей своего лесного края и пошел на степняков войной. Освободил он все захваченные врагом земли и прогнал ханов далеко в степь. Ханские воеводы, проученные войском богатыря Чоткара, перестали нападать на земли марийские. Однажды разнеслась тревожная весть, что занемог Чоткар-патыр. Со всех концов лесного края собрался к нему народ.
Его положили в дубовый гроб и похоронили на холме между деревнями Нурмучаш и Усола. Перед смертью Чоткар попросил положить свой меч и щит вместе с ним в могилу и обещал в тяжелую минуту, когда марийцев будут одолевать враги, прийти на помощь. Ежегодно недалеко от деревни Нурмучаш в начале июня проходят праздничные торжественные мероприятия в память Чоткара.
Помимо былин, марийский фольклор богат и сказками. Их сюжетная система сформировалась на основе общефинно-­угорского сказочного арсенала и заимствования у русского и тюркоязычных народов. Есть там и отправление героя в подземное царство, и испытание девушек ведьмой Вуверкува, и превращение героинь в птиц, и отправление героя за гуслями. Все это характерно для верований и сказочного творчества народа мари. А сходство сюжетов со сказками народов Поволжья и Приуралья обусловлено общностью языков и культуры, длительностью социально-экономических и культурных связей.

Новогодняя сказка Поволжья

Баба-яга из пермских лесов
Среди прозаических жанров пермского фольклора особый интерес представляют сказки. Собирание и изучение пермской сказки имеет более чем двухвековую историю, за этот период вышло несколько сборников, отражающих все жанровое и сюжетное многообразие сказочной прозы. Это «Великорусские сказки Пермской губернии», «Старикова тайна», «Ореховая веточка» и «Русские народные сказки Пермского края». Более 20 текстов пермских сказок вошло и в знаменитое собрание «Народных русских сказок» Александра Афанасьева.
А знаменитая Баба-яга, по одной из версий, вообще родом из Прикамья. На языке коми слово «яг» означает «сосновый лес», а «баба» — ​это «женщина». Так что Баба-яга переводится как «лесная женщина». В своей книге «О государстве русском» английский поэт и дипломат 16-го века Джильс Флетчер писал о «пермяках и самоедах, обитающих на севере и северо-востоке от России». «Пермяки почитаются народом очень древним и в настоящее время подвластны России, — ​отмечал поэт. — ​Но что касается поклонения Яге-бабе, о которой случалось мне читать в некоторых описаниях этой страны, что она есть кумир в виде старухи, то я убедился, что это пустая басня».
Исследователи отмечали, что Урал стал тем регионом, где в результате взаимодействия с иноэтническим окружением, суровыми природно-климатическими условиями произошло своеобразное оживление мифологической традиции. В рассказах повествуется о мифологических персонажах, духах природы и построек — ​лешем, колдунах и ведьмах. Особым богатством отличался и так называемый речевой фольклор — ​пословицы и поговорки, скороговорки, афоризмы, без которых немыслима живая речь. Получил развитие в крае и народный театр. Наиболее интересные сюжетные сцены, разыгрываемые ряжеными, а также народная драма «Шайка разбойников» приурочивались ко времени проведения святочных молодежных игрищ и известны по записям из северных районов.

Новогодняя сказка Поволжья

Татарстан — ​край курая и родина Шурале
Самые известные татарские сказочные герои — ​это герои «страшилок». Шурале — ​рогатый хозяин леса, один из самых популярных персонажей татарских народных сказок. Имеет большой рог на лбу, огромный нос, один глаз, одну руку и одну ногу. Поджидает уставших путников на лесных тропинках, чтобы пощекотать или рассмешить их. Ничего дурного не желает, но мало кто из людей остается после этого в живых. Также промышляет угоном скота из деревень.
У лесного черта Шурале ущербно не только тело. Высшие силы наделили его лишь половинкой души, поэтому существо норовит вселиться в человека, чтобы компенсировать эту недостачу. В первую очередь его внимание привлекают люди, склонные предаваться страхам или чрезмерным удовольствиям. Эти эмоции — ​«вкуснейшая пища» для Шурале.
Пиценом зовут еще одного лесного духа, который обожает перевоплощаться. Может предстать в облике животного, может превратиться в старика или даже в красивую женщину. С последним вариантом у татар связаны жуткие легенды и сказки, главный герой которых женится на встреченной в лесу прекрасной девушке, а потом застает у себя дома страшилище с ужасными клыками и волосами, полными ящериц. Пицен — ​существо двуличное. Может дарить счастье и удачу, а может обрекать на гибель путников, заводя их в лесные дебри. Чаще всего описывается старцем с посохом, живущим в заброшенной хижине.
Бичура — ​вредная соседка. У татар Бичура это почти то же самое, что у русских Кикимора. Живет эта дамочка по соседству с людьми — ​на чердаке дома, в подвале, в погребе или в бане. Любит подшутить над хозяевами, бросив полено или кирпич, разбив чашку или разбросав по двору мусор. А еще Бичура подкрадывается порой к спящему человеку и начинает его давить. Не просыпаясь, несчастный задыхается, мечется из стороны в сторону… Если никто не разбудит его вовремя, человек может погибнуть.
Еще один герой татарских сказок — ​дракон Зилант, которого можно считать родственником русского Змея Горыныча. Только знаков внимания ему оказывается гораздо больше, ведь изображение этого двухголового змея есть на гербе Казани, было оно и на печати Ивана Грозного и даже на гербе Российской империи. С Зилантом связано много преданий и легенд. Они рассказывают, что был змей существом всеядным. В одно горло бросал молодых парней и девушек, а другим поглощал траву. Наводил ужас на всю округу, пока люди не сожгли его жилище. Зилант сбежал, и, согласно одним версиям, был вскоре повержен богатырем, а согласно другим, спрятался в озере Казан, где живет и поныне.
Волшебные сказки составляют приблизительно половину татарских сказок. В центре сюжета, как правило, стоит образ идеального героя. В подавляющем большинстве случаев это младший из братьев. И мифологические персонажи, главный из которых — ​див. Див живет вдали от людей, на горе, под водой или чаще всего под землей. Он обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен. Однако где бы он ни находился, герой сказки джигит-богатырь, преодолевая неимоверные трудности, проникает в его владения. Убив дива, он освобождает девушку и, как правило, на ней женится. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!