Пелагея (Полина) Стрепетова
Знаменитая актриса родилась 170 лет назад в нижегородской глубинке и за свою короткую, но яркую жизнь — всего 53 года — прошла путь от провинциальной артистки до настоящей звезды, покорившей Москву и Петербург. Истинный самородок актерского мастерства, она, к сожалению, не смогла реализовать свой трагический талант в полной мере, а ее имя чуть не затерялось в лучах славы более знаменитых соперниц — М. Ермоловой и В. Комиссаржевской.
Своих настоящих родителей Пелагея Стрепетова не знала: грудным младенцем ее подкинули на крыльцо дома театрального парикмахера Антипа Стрепетова и его жены — актрисы провинциального театра. В возрасте 7 лет девочка уже выходит на сцену в небольших детских ролях, а в 14 лет становится актрисой провинциального Рыбинского театра. Играет в основном в низкопробных оперетках и водевилях, представляя подростков с трудной судьбой, брошенных любовниц и светских львиц. Несмотря на несценическую внешность, у Стрепетовой явный драматический талант. Впоследствии выяснится, что лучше всего ей удаются женщины из низов с трудной судьбой, протестующие против жизненной несправедливости. Творческий взлет актрисы начинается с роли Лизаветы в пьесе «Горькая судьбина» Писемского. Простая история крестьянки Лизаветы Яковлевой превращалась в широкую картину русской действительности с ее произволом и деспотизмом. Играла эту роль Стрепетова больше 30 лет, почти до смерти.
«Мария Стюарт», «Бедная невеста», «Коварство и любовь», «Горе от ума», «Горькая судьбина», «Гроза» — спектакли с участием Стрепетовой собирают полные залы, попасть в театр практически невозможно. Слава о новой талантливой актрисе разлетается по всей России, антрепренеры наперебой зазывают ее в свои труппы. В 1873 г. с большим триумфом гастроли Стрепетовой проходят в Москве. Российские театральные критики в один голос говорили о ней как о явлении редком, феноменальном, как о поистине гениальной актрисе. Композитор П.И. Чайковский, видевший Стрепетову, писал по этому поводу брату: «Видел Стрепетову. Громадина ее таланта меня подавила... она лишена позы, все по-бабьи, правдиво и жестко».
В 1881 г. дирекция Александринского театра заключает с актрисой контракт, но труппа настроена по отношению к Стрепетовой враждебно. Прохладно воспринимает ее и публика. После смерти Островского, специально создававшего для нее роли, творчество Стрепетовой зашло в тупик. Она вновь начинает гастрольные странствия по провинции. Ее последним большим достижением стала роль Матрены из «Власти тьмы» Л. Толстого в 1895 г. на сцене Суворинского театра Литературно-художественного общества. Какое-то время она еще играла роли драматических старух и матерей, но в тщетной попытке вернуть былое воздействие на зрителей доходила до такой экзальтации, что не узнавала окружающих. Публика и критика окончательно отвернулись от той, которую совсем недавно возводили в ранг божества.
Умерла Пелагея Стрепетова в 1903 г. в Петербурге от рака желудка в больнице общины сестер милосердия Белого Креста. В день похорон на Никольском кладбище проститься с актрисой собрались несколько сотен прежних почитателей. В петербургском доме, где почти 10 лет прожила великая актриса, установлена мемориальная доска. В 1936 г. ее прах был перенесен в Некрополь мастеров искусств (Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры), а в 1939 г. установлено скромное надгробие.
Всеволод Мейерхольд
Уроженцу г. Пензы и восьмому ребенку в семье богатого купца и винодела было суждено стать сотрясателем театральных устоев России. Он создал знаменитую «Биомеханику» и программу «Театральный Октябрь», в которой призывал совершить в театре революцию, а все постановки политизировать. Первый авангардный режиссер Советской России мог уехать из страны и избежать репрессий, но решил остаться, как он сам говорил, «из честности».
Карл Казимир Теодор Майергольд — так по настоящему звали Мейерхольда — родился в 1874 г. в лютеранской немецкой семье. Впоследствии он сменит имя на Всеволод в честь любимого писателя Гаршина и, получив русский паспорт, откажется от прусского подданства.
После окончания музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, куда он поступил, бросив юридический факультет университета, Всеволод Мейерхольд работает в Московском художественном театре. Он успешно играет в пьесах Чехова и Шекспира, воплощая на сцене образы Гамлета, Василия Шуйского, Треплева, царя Иоанна.
В 1902 г., ссылаясь на творческие разногласия с руководством МХТ, актер оставляет столичную сцену и уезжает в провинцию, где организовывает Товарищество новой драмы. За три года он ставит в Херсоне около 200 спектаклей, театр активно и успешно гастролирует по провинции. В Петербурге в театре Веры Комиссаржевской Мейерхольд осуществляет сенсационную по тем временам постановку «Балаганчика» А. Блока. После окончания спектакля, по воспоминаниям зрителей, в зале бушевали настоящие страсти — одни восторженно аплодировали режиссеру, другие неистово освистывали.
В 1907 г. Всеволод Мейерхольд становится главным режиссером Императорских театров — Александринского и Мариинского. «Дон Жуан» Мольера, «Стойкий принц» Кальдерона, «Гроза» А. Островского, «Маскарад» М. Лермонтова — этот период знаменуется увлечением Мейерхольда традициями старинных театров — он продолжает экспериментировать с различными приемами, декорациями и техниками.
Революцию режиссер встречает восторженно, выступает с программой «Театральный Октябрь», ставит первую советскую комедию «Клоп» В. Маяковского. В это же время разрабатывает «биомеханику» — специальную систему упражнений, которая формирует актера-универсала, владеющего ритмикой и идеально управляющего своим телом.
Власти покровительствуют Мейерхольду: он получает звание народного артиста республики, в 1923 г. театру, в котором работал режиссер, присваивается его имя — ГосТиМ (Государственный театр имени Мейерхольда). Мейерхольд активно работает, театр успешно гастролирует в Германии. В этот период режиссер осуществляет постановки «Леса», «Ревизора», «Горе от ума». Но удача отворачивается от преданного революционным идеям Мейерхольда. В конце 20-х его начинают упрекать в отсутствии советской драматургии, руководству все меньше нравятся сатирические спектакли ГосТиМа. Так, из репертуара убирают «Баню» Маяковского и «Мандат» и «Самоубийцу» Эрдмана. В 1934 г. состоялась премьера спектакля «Дама с камелиями», но постановка категорически не понравилась Сталину, и на Мейерхольда обрушиваются критические статьи. Его творчество называют «левацким» и эстетским, лишенным реализма и простоты, появляется оскорбительный термин «мейерхольдовщина». Травля заканчивается в 1939 г. арестом и последовавшим через год расстрелом. Только в 1956 г. Всеволода Мейерхольда реабилитировали. В середине 80-х в Пензе, в доме, где он родился и жил, был открыт Центр театрального искусства, названный «Домом Мейерхольда». А в 1991 г. в Москве основали Центр им. В. Мейерхольда.
Федор Шаляпин
Выходец из бедной крестьянской семьи, Федор Шаляпин выступал на самых престижных оперных площадках. Ему рукоплескали зрители Большого и Мариинского театров, Метрополитен-оперы и «Ла Скала». Поклонниками и друзьями знаменитого артиста были композиторы Сергей Прокофьев и Антон Рубинштейн, артист Чарли Чаплин и будущий английский король Эдуард VI. А современники Шаляпина шутили: «В Москве есть три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас — Федор Шаляпин».
Родился Федор Шаляпин в 1873 г. в Казани. С детства он пел в церковном хоре — у мальчика был красивый дискант. С высшим баллом он закончил начальное, а затем ремесленное училища и служил в земской управе Казанского уезда писарем. Владея ремеслом сапожника, столяра и токаря, юноша мечтал о музыкальной карьере и в свободное время выходил статистом на сцену. Началом артистической деятельности юного Федора Шаляпина считается март 1890 г., когда он спел партию Зарецкого в опере «Евгений Онегин», поставленную Казанским обществом любителей сценического искусства.
С музыкальной труппой Семенова-Самарского Шаляпин кочевал по всей России: Поволжью, Кавказу, Средней Азии. Зачастую ему приходилось голодать и подрабатывать где придется, но Шаляпин все-таки дождался звездного часа. Накануне очередного спектакля заболел один из баритонов, и роль Стольника в опере Монюшко «Галька» досталась статисту Шаляпину. Правда, во время спектакля дебютант сел мимо стула, но начало артистической карьере было положено. В 22 года на сцене Мариинского театра Федор Шаляпин спел Мефистофеля в опере «Фауст» Ш. Гуно и Руслана из «Руслана и Людмилы» М. Глинки, а уже через год известный меценат Савва Мамонтов пригласил его в свою Московскую частную оперу. И тут Шаляпин развернулся во всю силу своей артистической натуры и мощного темперамента. Иван Грозный в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Борис Годунов в одноименной опере Мусоргского и Досифей в «Хованщине».
В 1899 г. Шаляпин становится ведущим солистом Большого театра. В 1901 г. он совершает гастрольное турне по Европе, дает 10 триумфальных концертов в миланском «Ла Скала». Успех Шаляпина у зрителей был грандиозный, любовью пользовались не только оперные партии, но и камерные произведения — романсы, народные песни. После революции Шаляпин был художественным руководителем Мариинского театра и одним из первых получил звание народного артиста РСФСР.
Шаляпин не только пел, он увлекался живописью и скульптурой, снимался в кино. В картине Александра Иванова-Гая сыграл Ивана Грозного, в фильме «Дон Кихот» немецкого режиссера Георга Вильгельма Пабста Шаляпин исполнил главную роль.
В 1922 г. певец уезжает в гастрольное турне по Америке и уже не возвращается в Россию. В середине 30-х годов артист совершает гастроли по странам Дальнего Востока, дает свыше 50 сольных концертов в городах Китая и Японии. Уже под конец поездки самочувствие артиста ухудшается. В 1938 г. Шаляпину диагностируют смертельное заболевание, и в возрасте 65 лет он умирает от рака крови. Спустя полвека его сын добился разрешения перезахоронить прах отца в России на Новодевичьем кладбище. Также великому басу вернули звание народного артиста, которого он был лишен после отъезда в Америку.