Вестник. Поволжье

На пути между Европой и Азией

На пути между Европой и Азией

Новые магистрали и мосты позволят Поволжью укрепить транзитный потенциал и повысить внутреннюю связность округа

Приволжский федеральный округ занимает исключительно важное место в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Намеченные по нацпроекту новые магистрали и мосты должны позволить Поволжью укрепить свой транзитный потенциал на пути между Европой и Азией. Не менее важная задача — повышение внутренней связности макрорегиона, разделенного естественными водными преградами. Ее решение повысит инвестиционную привлекательность поволжских городов и мобильность их населения.

Реализация проекта «Безопасные и качественные дороги», ключевой задачей которого является приведение в нормативное состояние 85% российских дорог к 2025 году, стартовала в Поволжье в 2017 году. Специфика проекта заключается в том, что в нем используется агломерационный подход, позволяющий преодолевать границы регионов и муниципальных образований.

Лидер в агломерационном зачете
На территории ПФО расположены сразу 13 из 38 городских агломераций, которые были отобраны для участия в проекте во всех 85 регионах России. Это, в частности, Казанская, Набережночелнинская, Кировская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Самарско-Тольяттинская, Саратовская, Ульяновская, Уфимская, Чебоксарская, Ижевская агломерации, а в дальнейшем к ним добавилась еще и Нижнекамская агломерация. Иными словами, по плотности расселения Поволжье определенно занимает первое место в стране, за исключением мегаагломераций Москвы и Санкт-Петербурга, и это определяет особую роль ПФО в рамках нацпроекта.
Ход реализации нацпроекта разделен на три этапа: с 2017-го по 2018 год — ремонт аварийно опасных участков дорог, с 2019-го по 2021 год — строительство и реконструкция дорог, внедрение интеллектуальных систем управления дорожным движением и объектами транспортной инфраструктуры, а с 2022-го по 2025 год планируется завершить работы по программе комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций. Приведение дорог крупнейших агломераций в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние планируется с учетом соблюдения требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог». В своем текущем виде национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги» включает в себя проекты «Дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Безопасность дорожного движения» и «Автомобильные дороги Минобороны России».
«К 2024 году все центры экономического роста в стране должны быть связаны скоростными транспортными коммуникациями, чтобы люди, товары и услуги могли беспрепятственно перемещаться между регионами, между городами, усиливая тем самым связанность экономического пространства, самих территорий, а соответственно, и экономическую эффективность всего того, что делается», — подчеркнул премьер-министр Дмитрий Медведев в августе на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и национальным проектам при президенте РФ.
Лучшие практики.

Республика Татарстан
По итогам прошлого года в Татарстане построили и реконструировали 88 км региональных автомобильных дорог, отремонтировали 331 км, соединили дорогами с твердым покрытием 28 населенных пунктов с населением 2,5 тыс. человек. Наиболее крупным проектом в сфере дорожного строительства стала реконструкция федеральной трассы М-7 «Волга», которая была завершена в прошлом году в Набережных Челнах, втором по численности населения городе республики. Теперь Набережные Челны и Казань соединяет четырехполосная дорога первой технической категории, что стало весомым шагом в повышении безопасности и комфорта дорожного движения. «Такие крупные города, как Набережные Челны, мы должны оценивать на общероссийском уровне», — заявил президент Татарстана Рустам Минниханов во время визита в город в феврале этого года, подчеркнув огромную поддержку федерального центра в реконструкции трассы М-7.

Нижегородская область
В Нижегородской агломерации в этом году начнется последний этап реализации проекта Южного обхода Нижнего Новгорода, призванного разгрузить дороги города в часы пик. В настоящее время построены три очереди. Третий участок был введен в эксплуатацию еще осенью 2016 года, а четвертый участок протяженностью более 34 км позволит обеспечить полноценный обход Нижнего Новгорода и Кстово с выходом на трассу М-7 «Волга». «Сегодня в регионе идет масштабный и системный ремонт дорог. Важно, чтобы жители не просто почувствовали результаты этой работы, но и понимали, почему было принято то или иное решение в ремонтной кампании», — сказал губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на июльском совещании с главами муниципальных образований, призвав их обеспечить максимально доступную информацию по всем региональным дорогам.

На пути между Европой и Азией

Самарская область
В 2018 году в рамках федерального приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» началось приведение в порядок двух участков автодороги Самара — Бугуруслан, которая является одним из опорных направлений в сторону
Оренбургской области. Стоимость работ на участках от Кинеля до Комсомольского в Кинельском районе и от Отрадного до села Кинель-Черкассы в Кинель-Черкасском районе общей протяженностью более 28 км составила 351,6 млн рублей. «В реализацию нацпроектов мы включились всем районом. Прекрасно понимаем свои задачи и тот шанс, который выпал нам на данном этапе времени. Благодаря профильному министерству мы в два раза увеличили объемы финансирования по строительству дорог. Все это увязываем с комфортной городской средой, чтобы объекты получались законченными и максимально удобными для жителей», — сообщил в июле на встрече с губернатором Самарской области Дмитрием Азаровым глава Кинель-Черкасского района Сергей Радько.

Пермский край
Самый крупный за последние годы проект дорожного строительства в Пермской агломерации — ремонт в 2017 году Южного обхода Перми длиной 10,7 км, а также ремонт 6,5 км дороги Пермь — Усть-Качка со строительством транспортной развязки. В 2018 году такими проектами стали ремонт дорог Кукуштан — Чайковский в Пермском районе (15 км), Полазна — Чусовой в Добрянском районе (12,65 км) и дороги, соединяющей автотрассу федерального значения Пермь — Екатеринбург с селами Курашим и Платошино. Сегодня завершается строительство Восточного обхода Перми и моста через реку Чусовую. «По итогам 2018 года в рамках федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» удалось сократить долю аварийных участков на 7%, в планах на следующий год — сократить еще на 14% и довести долю дорог в Пермской агломерации в нормативном состоянии до 67%», — подвел итог работы губернатор Пермского края Максим Решетников в конце прошлого года на заседании правительства края. Теперь одним из самых ожидаемых дорожных объектов в регионе является реконструкция федеральной трассы Р-242 Пермь — Екатеринбург, окончание строительства которой ожидается в 2022 году.

Саратовская область
В конце прошлого года в Саратовской области был завершен самый масштабный проект за последние несколько лет в сфере дорожного строительства — Северный автодорожный подход к новому аэропорту Гагарин длиной 12 км. «Это пример, как нужно организовывать подобную работу. Менее чем за два года вы построили дорогу высшей категории практически мирового уровня. Отдельная признательность жителям Саратовского района, с которыми мы обсуждали строительство дороги, просили подождать, пока завершатся работы», — обратился к дорожникам глава региона Валерий Радаев на открытии автодороги. В августе этого года было завершено строительство еще одной дороги, ведущей в аэропорт, — Южного подхода, который соединил четыре населенных пункта.

Республика Башкортостан
На сегодняшний день самым масштабным проектом дорожного хозяйства региона является реконструкция автодороги Бирск — Тастуба — Сатка и строительство участка в обход села Караидель с мостом через реку Уфу. Протяженность трассы вместе с мостом составит 71 км. Мост и 10 км дороги будут сданы, по данным Управления дорожного хозяйства Башкирии, уже в октябре, остальные работы пройдут в три этапа. Дорога должна кардинально изменить транспортное сообщение на северо-востоке Башкортостана, соединив эти районы с центром республики и частично разгрузив трассы М-7 «Волга» и М-5 «Урал». Выехать в Челябинскую и Свердловскую области из северных районов республики станет намного проще. Дорожное строительство является одним из важнейших приоритетов для нового главы республики Радия Хабирова. «Отрадно, что наши населенные пункты разрастаются. Но, куда бы я ни приехал, возникает один вопрос. Люди, надо сказать, благодарят за выделение земли, за проведение газа и электричества. И везде большая проблема с дорогами. Строить приходится по колено в грязи. Не то что люди, техника не может пройти. Давайте поможем людям строиться. Тем более мы же не в Каракумах живем, щебня и гравия у нас полно», — обозначил он задачи сразу же после своего назначения врио главой Башкирии.

Проекты будущего
В Татарстане в рамках нацпроекта начато строительство дороги Москва — Нижний Новгород — Казань, которое планируется закончить к 2024 году. Она станет частью автомаршрута Европа — Западный Китай и поможет обойти Казань с южной стороны. «Участок автодороги на территории республики соединит три федеральные трассы, что позволит перераспределить транспортные потоки и обеспечит транзитное движение в обход Казани, по кратчайшему пути свяжет Иннополис с предприятиями Камского кластера. Реализация проекта усилит транзитный потенциал центральной части России», — рассказал в начале этого года на заседании коллегии Миндортранса Татарстана глава ведомства Ленар Сафин.
Кроме того, до 2024 года в Татарстане планируют построить обходную дорогу за Нижнекамском и Набережными Челнами, что позволит водителям сэкономить 50 км пути. Проект будет реализован в рамках строительства и реконструкции участков трассы М-7 «Волга» Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Уфа. Его стоимость оценивается в 550 млн рублей. В целом новые дорожные проекты сделают территорию Татарстана более связной, наладив скоростное транспортное сообщение между крупнейшими городами республики.

В Самаре в этом году положено начало строительства магистрали «Центральная» стоимостью 7,4 млрд рублей. План по реализации этого проекта, призванного способствовать транспортной разгрузке города, был разработан в далеких 60-х годах. Еще одним крупным начинанием в Самарской области станет возведение нового моста через Волгу в обход Тольятти в рамках международной магистрали Европа — Западный Китай. Как подчеркнул Дмитрий Азаров, мост восстановит географическую справедливость, так как с его появлением путь из Европы в Азию и обратно станет на 400 км короче, а это значит, что новый транспортный коридор откроет уникальные возможности для инвесторов и предпринимателей в Самарском регионе. Стоимость этого мегапроекта, по последним данным, оценивается в 120,8 млрд рублей, включая собственно мост протяженностью 3,75 км, дорогу длиной 96 км, а также мосты через реки Тишерек, Уса, Маза и ручей Тайдаково.
Продолжением транспортного коридора Европа — Западный Китай станет Восточный выезд из Уфы, который должен будет соединить федеральные трассы М-5 «Урал» и М-7 «Волга». Крупнейший инфраструктурный проект в Башкирии планируется начать уже в этом году. Строительство выезда предполагает завершение строительства дорожного тоннеля длиной 1,2 км от проспекта Юлаева до берега реки Уфы, начатого в 1992 году, строительство нового моста через реку Уфу длиной 2,5 км и соединений с трассами М-5 и М-7. Стоимость проекта оценивалась год назад в 34 млрд рублей. 

На пути между Европой и Азией

Бюджетные источники финансирования программы «Безопасные и качественные дороги» в агломерациях ПФО (млн руб.)
Агломерация

Федеральный бюджет

Региональный бюджет


Итого



2017 год 2018 год 2017 год 2018 год 2017 год 2018 год
1 Казанская 1200,00 800,00 1200,00 800,00 2400,00 1600,00
2 Набережночелнинская 730,00 730,00 625,218 625,00 1250,22 1460,00
3 Ижевская 625,00 730,00 598,70 703,70 1223,7 1433,7
4 Нижегородская 1200,00 800,00 1332,58 906,76 2532,58 1706,76
5 Оренбургская 625,00 730,00 562,397 640,00 1155,00 1370,00
6 Пензенская 625,00 730,00 625,00 730,00 1250,00 1460,00
7 Пермская 1000,00 1000,00 976,29 864,24 1976,29 1864,24
8 Самарско-Тольяттинская 1837,5 1565,00 2052,33 1656,46 3889,83 3221,46
9 Саратовская 1000,00 1000,00 999,99 999,80 1999,99 1999,80
10 Ульяновская 625,00 730,00 805,04 1194,988 1430,045 1924,98
11 Уфимская 1000,00 1000,00 951,31 953,73 1951,31 1953,73
12 Чебоксарская 625,00 730,00 625,00 730,00 1250,00 1460,00

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!