Вестник. Поволжье

В Самаре «Репка», а в Оренбурге «Гостиный двор»

В Самаре «Репка», а в Оренбурге «Гостиный двор»

«Вестник. Поволжье» рассказывает о наиболее интересных театральных фестивалях в регионах ПФО

Пермский краевой фестиваль «Волшебная кулиса», театральная «Золотая провинция», фестиваль уличных театров «Театральные экзерсисы» и «Маскерадъ» в Пензе, международный фестиваль финно-угорских театров «Майатул» в Йошкар-Оле. А еще фестиваль ирландского драматурга Мартина МакДонаха, который устраивает в своем театре «У моста» режиссер Сергей Федотов, саратовский фестиваль «Памяти Олега Янковского» и проект-фестиваль «Уроки Табакова». Поволжье богато театральными событиями. В этой статье мы рассмотрим лишь некоторые.

В Самаре «Репка», а в Оренбурге «Гостиный двор»

Флагманы театральных подмостков
Бесспорно, столица Татарстана занимает далеко не последние позиции в фестивальном движении приволжских регионов. Судите сами: который год проходят на сцене театра оперы и балета им. М. Джалиля знаменитые Шаляпинский и Нуриевский фестивали, русский драматический театр им. Качалова в течение театрального сезона приглашает нашумевшие спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга, а также из Германии и Китая. А в заволжском Буинске с населением в 20 тысяч человек уже третий год проходит масштабный международный фестиваль национальных театров «Буа: пространство диалога». Его организатор и руководитель Буинского театра Раиль Садриев считает, что провинциальный Буинск со временем может стать столицей театрального туризма. Эти амбициозные взгляды, кстати, вполне разделяет и Александр Вислов — критик и председатель экспертного совета «Золотой маски»: «Очень часто фестивальные точки возникают именно в маленьких городах. С одной стороны, эти фестивали двигают город и регион, развивая не только культурную сферу, но и экономику. Со временем фестиваль станет центром притяжения для всего региона, близлежащих мест, станет уникальным культурным событием. Я понимаю, что есть в этом немножко «бендерского», но, с другой стороны, я считаю, что все возможно и все реально именно на этом месте, в Буинске». В этом сезоне спектакли Узбекистана, Ирана, Турции, Эстонии, Казахстана, Украины и России увидели не только жители Буинска, в течение 10 дней фестивальные Буа-гастроли прошли по всему юго-западу Татарстана. Словом, театр Буинска можно считать не только фестивальной площадкой Заволжья, но и своего рода просветителем масс, несущим искусство в маленькие города.

Национальный тренд в мировой культуре
Пока в Буинске лишь осваивают идею национального фестиваля, в самой Казани подобный фестиваль проходит давно и вполне успешно. Так, тюркоязычный Науруз, или Навруз (Первый день Нового года), стал своеобразным культурным ответом Башкортостану — аналогичный Туганлык («Родство, братство») уже имел место быть в Уфе. Впервые Науруз состоялся в Казани в 1998 г., с тех пор его спектакли — раз в два года — идут на всех культурных площадках города, кроме того, для показов задействованы и открытые пространства — площадь перед театром им. Камала и набережная озера Кабан, помимо драматических, в фестивале принимают участие и театры кукол. В этом году Науруз проходил под эгидой празднования 100-летия образования Башкортостана и 100-летия со дня рождения классика башкирской литературы М. Карима (прошлый фестиваль был посвящен Республике Саха (Якутия), позапрошлый — Казахстану), в Казань приехали шесть театров дружественной Татарстану республики. Кроме того, коллективы из Турции, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, в качестве специального гостя присутствовал национальный румынский театр из Бухареста. «Одно из правил Науруза — приглашать в программу фестиваля коллективы, чьи спектакли по своему художественному уровню были бы не ниже, а находились на одной линии и даже на порядок выше ожидаемого, — рассказывает программный директор фестиваля Нияз Игламов. — Но наша задача не только познакомить с сильными театрами, главное — дать представление о всей широте, пестроте и многообразии тюркского народа. К сожалению, современный мир размыт и потерял четкие границы, и в условиях нового глобального мира как никогда необходимо формирование культурной идентичности каждого народа. Сегодня интерес к национальным театрам очень велик не только в России, но и за рубежом — это перспективное направление в искусстве».
В этом году на Наурузе появилась новинка — шоукейс, которая собрала продюсеров из Европы, Грузии, Ирана и Турции. Этот формат должен способствовать продвижению тюркских театров в мировое театральное пространство. Кроме того, Науруз, раздвинув рамки стандартного фестиваля, вылился в настоящее театрально-образовательное движение — это и семинары, и мастер-классы по актерскому и режиссерскому мастерству, театроведению и менеджменту.

Неограниченные возможности
Один из необычных фестивалей под названием «Одинаковыми нам быть необязательно» проходит в г. Чебоксары. Появился он благодаря инициативе коллектива Чувашского государственного театра кукол. Главные отличительные черты фестиваля — его особенные зрители, спектакли про особенных героев, а также участие в постановках особенных артистов — инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья. В 2009 г. режиссер и актер Юрий Филиппов придумал проект «К тебе
сказка в дом пришла». Минимум декораций, один исполнитель, который играет несколько ролей, музыкальное оформление — так начал гастролировать по квартирам неходячих и малоподвижных детей специальный спектакль «Наивный суслик». Впоследствии особенных зрителей стали приглашать уже в театр, это стало возможным благодаря реконструкции здания и установке оборудования для маломобильных групп населения. Так, системная работа чувашских кукольников в практике соцреабилитации инвалидов постепенно переросла в проведение международного фестиваля «Одинаковыми нам быть необязательно». Первый раз он прошел в 2013 г., в нынешнем августе в столицу Чувашии на особенный фестиваль приехали коллективы из Бангладеш и Японии, Москвы, Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Московской, Воронежской и Владимирской областей. Министр культуры РФ Владимир Мединский в своем приветствии участников фестиваля отметил: «Актуальность и востребованность вашего социально значимого проекта подтверждается временем: из года в год растет интерес к нему как со стороны участников, так и со стороны тех, кому он адресован. Это бесспорная заслуга его организаторов и, конечно же, коллективов, чье творчество позволяет людям с особыми потребностями приобщиться к драматическому искусству, принять личное участие в постановках, увидеть лучшие театральные практики со всей страны и из-за рубежа». Спектакли проходили на разных сценических площадках, в том числе и в детских садах, реабилитационных центрах, больницах. Среди участников — инклюзивный театр «Теплые артисты» из Волгограда, чувашская студия «Особые равные разные», детский инклюзивный театр кукол «Надежда» из Ижевска. Артисты этих коллективов — дети с ограниченными возможностями здоровья: аутизмом, синдромом Дауна, глухотой и пр., но физические недостатки не помешали им преодолеть свои страхи и застенчивость, и сегодня они имеют немалый опыт в постановке инклюзивных спектаклей. Существование на сцене наравне с физически здоровыми людьми расширяет границы их замкнутого социума и делает мир более разнообразным и эмоциональным, вселяет уверенность в своих силах.

В Самаре «Репка», а в Оренбурге «Гостиный двор»

Все в «Гостиный двор»
«Наша главная задача — сохранить традиции русской психологической школы, лучшие достижения советского и российского репертуарного театра. Надеемся, что встречи и дискуссии в Оренбурге дадут новые творческие импульсы коллективам, которых мы пригласили на фестиваль» — слова художественного руководителя фестиваля и худрука Оренбургского театра драмы им. М. Горького Рифката Исрафилова можно считать своеобразным художественным девизом, который на протяжении многих лет задает своеобразную тональность международного «Гостиного двора». Поначалу фестиваль проводился раз в три года, позднее было решено устраивать фестивальные показы ежегодно, каждый раз посвящая их отдельному жанру драматического искусства. В 2018-м Оренбург принимал в «Гостином дворе» музыкальные театры, в нынешнем — драматические. Поводом для проведения фестиваля стали серьезные даты — 275-летие Оренбургской губернии и 85-летие области. Участие в фестивале принимали города, когда-то входившие в состав Оренбургского края: Уфа, Челябинск, Орск, Бугуруслан, Казань, Самара, Екатеринбург и Нур-Султан, исключение составили московские театры, выступившие в качестве гостей. В афише фестиваля были заявлены уже получившие признание спектакли-номинанты Российской национальной театральной премии «Золотая маска»: «Зулейха открывает глаза» Айрата Абушахманова по одноименному роману Гузель Яхиной Башкирского театра им. М. Гафури (г. Уфа) и «И это жизнь?» Айдара Заббарова по мотивам повести Гаяза Ицхаки Татарского театра им. Г. Камала (г. Казань). Российский академический молодежный театр представил постановку Юрия Грымова «Цветы для Элджернона» по роману Д. Киза, а Центральный академический театр российской армии — «Мольера» Бориса Морозова по пьесе М. Булгакова «Кабала святош». Фестиваль «Гостиный двор» является, возможно, единственным в России, который собирает на одной сцене как русские, так и национальные театры. Близость художественных поисков объединяет разные по своей эстетике коллективы и дает возможность для наблюдений, сравнений и размышлений. В рамках фестиваля проводились мастер-классы ведущих театральных педагогов.

Выросла «Репка» большая-пребольшая
В сентябре в Самарском театре юного зрителя «СамАрт» при поддержке правительства Самарской области прошел XIV Всероссийский фестиваль-лаборатория для детей и молодежи «Золотая репка». Фестиваль стартовал в 1994 г. как фестиваль театров для детей и молодежи Поволжья, тогда, помимо российских, в нем приняли участие коллективы из Испании и Кубы, фестиваль имел широкий резонанс, и зрители просили продолжить это интересное начинание. Тогда приняли решение о продолжении фестиваля и придании ему статуса всероссийского.
В этом году зрители смогли увидеть «Маугли» Р. Киплинга, «Одиссею» Гомера, «Ревизора» Н. Гоголя, «Сказку о царе Салтане» и целых три «Ромео и Джульетты» — свои версии шекспировской трагедии представили Новгородский театр для детей и молодежи «Новый», «СамАрт» и MishMash theatre company из Копенгагена.
Кроме того, Theatre Nouvelle Generation из Лиона показал спектакль о психологии подростков «Хикикомори — бегство». Перевод спектакля осуществлялся для разных возрастных категорий: 6 +, 12 +, 18 +, несмотря на то, что сюжет был один и тот же.
Спектакль «И дольше века длится день» по роману Чингиза Айтматова — совместный проект Музея истории ГУЛАГа и Гоголь-центра. В 2018 г. постановка получила «Золотую маску» в номинации «Лучший спектакль в театре кукол».
С инклюзивным спектаклем «Юшка» зрителей «Золотой репки» познакомил Новосибирский центр реализации творческих проектов «Инклюзион». Наравне с профессиональными актерами в студии «Инклюзион» занимаются люди с ментальной и физической инвалидностью. «Новый театр» из Воронежа представил спектакль-путешествие «Как дети», в котором актеры рассказывали личные истории из детства, а московское «Творческое объединение 9» — инсценировку бестселлера норвежской писательницы Марии Парр «Вафельное сердце».
На фестивале нет официальной оценки спектаклей и награждений. Всем участникам вручается символ фестиваля «Золотая репка», созданный по эскизам Тонино Гуэрра — знаменитого итальянского поэта, кинодраматурга и художника.

В Самаре «Репка», а в Оренбурге «Гостиный двор»

«Волга-фест» в Самаре
Фестиваль набережных в этом году прошел в Самаре в четвертый раз. Назвать его театральным было бы неверно, скорее это веселое времяпровождение, некое действие, привлекающее внимание зрителей. Тем не менее здесь выступила питерская команда АХЕ с инженерным спектаклем «Мокрая свадьба», пермский театр для детей «Чердак» подростковый и хулиганский «Упсала-Цирк» с постановкой «Приехали!», в которой смешаны буффонада, жанр «цирк нуво» и уличный театр. Новокуйбышевская «Грань» показала дефиле персонажей из средневековых фарсов, «СамАрт» провел мастер-класс по формированию «диалога между телом и умом», а студия «МыТеатр» представила читку стихов Чехова и Зощенко. Специально для фестиваля композитор Александр Маноцков написал оперу «Про козу», послушать которую приехали эксперты «Золотой маски». Для любителей поработать руками организовали мастер-классы по созданию деревянных поделок при помощи лобзика и шуруповерта в рамках проекта «Механические деревянные шестеренки», на интерактивной площадке «Эра роботов» желающие могли почувствовать себя изобретателями и собрать робота. Главным же героем «Волга-фест» выступило современное искусство — перфомансы и инсталляции устраивались и размещались прямо на песчаном берегу старейшей русской реки. «В целом в этот раз пляж был очень живым: тут и очень неформальный лекторий со спикерами от «Человека-Наук» до директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой с историком моды Александром Васильевым, была театральная сцена на пляже, новинкой стала сцена современной хореографии, которая также находилась на песке», — рассказывает руководитель проекта Михаил Савченко. Фотозоны, шоу шаров и воздушных змеев, фантастическая паутина и пр. В заключение на воду спустили 18-метровй «Корабль толерантности», в создании которого, кроме его авторов Ильи и Эмилии Кабаковых, принимали участие 500 самарских школьников — паруса корабля были сделаны из детских рисунков. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!