Вестник. Поволжье

Бережно к людям, бережливо к производству

Бережно к людям, бережливо к производству

АО «Нижегородский водоканал» — одно из крупнейших предприятий России в области водоснабжения и водоотведения

На обслуживании предприятия более 1,3 млн потребителей в Нижнем Новгороде и Кстовском районе. В выполнении своих обязательств перед населением коллектив водоканала постоянно совершенствуется: оптимизируются и автоматизируются рабочие процессы, обновляются сети, растет уровень корпоративной культуры, что закономерно влечет повышение удовлетворенности потребителей.

Неотъемлемая часть города
История Нижегородского водоканала уходит корнями в середину 19-го века. Тогда о системах подачи и обеззараживания воды только мечтали. Жителям города того времени приходилось каждый день ходить к единственному в городе водоразбору. В 1847 году именно в Нижнем Новгороде появился первый в России напорный водопровод. Под давлением (с помощью паровых машин) он подавал воду на высокий 100-метровый откос.
Сегодня общая протяженность водопроводных и канализационных сетей Нижегородского водоканала — ​более 3,5 тыс. км. И работы по развитию водопровода продолжаются каждый день, ведь на карте города регулярно появляются новые микрорайоны.
Среднее количество поставляемой в полуторамиллионный город питьевой воды составляет 130 млн кубометров в год. Водоснабжение нагорной части города осуществляется водопроводными станциями «Слудинская» и «Малиновая гряда» с водозаборами из реки Ока. Заречную часть города снабжает водой Ново-Сормовская водопроводная станция с водозабором из Волги. Существующие на водоканале схемы очистки поверхностных вод позволяют получать гарантированное качество в соответствии с требованиями СанПиН. Очистка сточных вод производится на Нижегородской станции аэрации. Объем сточных вод, принимаемых на очистные сооружения, — ​более 250 млн кубометров в год.

Бережно к людям, бережливо к производству

О результатах 2019 года
Такое масштабное и необходимое каждому жителю города предприятие нацелено на постоянное развитие. К концу 2019 года Нижегородский водоканал подошел с серьезным объемом перекладки водопроводных и канализационных сетей. Если в 2018 году этот объем составлял 35 км, в 2017-м — ​30 км, то за 2019 год — ​около 45 км труб диаметром от 100 мм до 1400 мм.

Проводилась модернизация оборудования на насосных станциях и на станциях подъема воды из реки. Для предотвращения гидравлических ударов установлены устройства гидрогашения и плавного пуска. Кроме того, Нижегородский водоканал реализует проект по оснащению водопроводных и канализационных насосных станций современным насосным оборудованием и системой телеметрии. Новое оборудование уже позволило сократить потребление электроэнергии на 10% по сравнению с 2018 годом, а также отрегулировать напор в разводящей сети водоснабжения и водоотведения.
«Кроме снижения аварийности на 14% на сетях водоснабжения удалось уменьшить и количество повторных утечек. Если в 2018 году их было 299, то в 2019-м уже 188», — ​прокомментировал генеральный директор АО «Нижегородский водоканал» Николай Николюк.

Также на 88 водопроводных и канализационных насосных станциях ведется работа по монтажу системы автоматического управления технологическими процессами. Стоит отметить, что водоснабжение и водоотведение Кстовского района Нижегородский водоканал начал обеспечивать полтора года назад. На момент передачи было немало проблем: изношенность сетей, плохое качество воды из подземных источников, постоянные аварии. В Ближнем Борисове, например, вода в период высокого водопотребления поставлялась по графику три раза в сутки. Сейчас она подается бесперебойно, 24 часа в сутки. Причем вода качественная, соответствующая СанПиН. На постоянное водоснабжение переведены поселки Селекционная станция, Опытный и Культура. В общей сложности в 2019 году работники водоканала заменили 5 км сетей в Кстовском районе — ​это в десятки раз больше, чем перекладывалось до того.

Мобильный водоканал
Нижегородский водоканал активно внедряет философию бережливого производства и автоматизирует работу с абонентами. С начала 2019 года в рамках пилотного проекта водоканал сотрудничал с «Росатомом».
В октябре 2019 года Нижегородский водоканал стал первым в России ресурсоснабжающим предприятием, подписавшим соглашение с Федеральным центром компетенций в рамках участия в проекте «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях». Работа с ФЦК подразумевает внедрение элементов бережливого производства во всех подразделениях водоканала, обучение и сертификацию внутренних тренеров по бережливому производству и многое другое.
«В ближайшие годы мы планируем повысить производительность труда на 30% и увеличить перекладку сетей на 20%. В рамках реализации проектов стало очевидным, что в ряде направлений останавливаться на улучшении физического процесса недостаточно. Сейчас мы занимаемся внедрением современных технологий в разные процессы, начиная от цифровизации сетей и заканчивая работой с клиентами. Информационная система «Мобильный инспектор» стала первым нашим проектом. С помощью приложения на смартфоне сотрудник компании получает задание на выезд к абоненту, передает и согласовывает данные, не возвращаясь на рабочее место, — ​продолжает руководитель предприятия. — ​Оптимизация процессов позволила сократить время работы с абонентом в три раза».
Второй информационной системой стал комплекс, предназначенный для автоматизации работы с дебиторской задолженностью. ИС «Претензионно-исковая работа» внедрена в середине 2019 года и уже доказала эффективность. Рост собираемости платежей составил 2%, в денежном выражении это около 120 млн рублей. В дальнейшем прогнозируется уменьшение количества должников на 27%, при этом 65% задолженностей будут возвращены в досудебном порядке.
Следующим шагом Нижегородского водоканала станет запуск личного кабинета абонента на сайте предприятия. Первый релиз запланирован на первый квартал 2020 года.

С уважением к природе
Серьезным направлением работы Нижегородского водоканала является участие в программе по оздоровлению Волги. Предприятие провело реконструкцию аэротенков на Нижегородской станции аэрации, на Ново-Сормовской станции поставили рыбозащитные устройства. Приступили к проекту по ликвидации сброса промывных вод, начали строительно-монтажные работы на станциях «Слудинская» и «Малиновая гряда». В 2020 году стартовала реконструкция Нижегородской станции аэрации 1974 года постройки, которая завершится к 2022 году. Таким образом, Нижегородский водоканал вносит ощутимый вклад в реализацию нацпроекта «Экология». В его рамках благодаря усилиям областных властей, в том числе губернатора Глеба Никитина, на Нижегородскую область определен большой объем финансовых ресурсов — ​18 млрд рублей, из которых 12 млрд приходится на Нижегородский водоканал. Несомненно, это признание на федеральном уровне, но также большая ответственность и серьезная нагрузка. Эти средства позволят глобально реконструировать изношенные очистные сооружения и существенно улучшить экологическую ситуацию в бассейнах Волги и Оки.

Человеческий капитал
Главное и неизменное достояние в истории водоканала — ​люди. Именно они поддерживают и совершенствуют работу систем водоснабжения и водоотведения в городе. В штате предприятия сегодня числится более 3300 сотрудников 75 профессий. Среди них и ветераны, и представители трудовых династий, и перспективные молодые специалисты.
Нижегородский водоканал живет и работает в рамках утвержденной Стратегии развития на 2019‑2023 годы, основным приоритетом которой определен человеческий капитал. Регулярно проводятся мероприятия по совершенствованию системы мотивации сотрудников, повышение их квалификации и многое другое. В частности, осенью 2019 года здесь решили переосмыслить советский опыт и запустить соревнования аварийных бригад. Разработана специальная балльная система, которая учитывает не только скорость выполнения работ, но и их качество. По итогам трех месяцев уже есть результат: соревнуясь друг с другом, бригады значительно повысили свои показатели. Лучших руководство поощряет материально и продвижением по службе. «Без искренности и активности работников не решить всех тех задач, что стоят перед нами. Поэтому стараемся бережно относиться к людям», — ​завершает Николай Николюк.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!