Вестник. Поволжье

Театральные забавы

Театральные забавы

«Вестник. Поволжье» рассказывает об интересных премьерах и событиях, прошедших в Год театра в Приволжском федеральном округе

Россия официально завершила Год театра. По всей стране на протяжении 2019 г. проводились всевозможные театральные мероприятия — в рамках проекта «Большие гастроли» российские и зарубежные зрители увидели более 2 тыс. спектаклей, 26 городов России приняли участие в Театральной олимпиаде. Кроме того, под эгидой Года театра состоялся культурно-образовательный проект «Театр — детям», XXV фестиваль «Золотая маска» и XIV Международный театральный фестиваль имени Чехова. Яркие события и премьеры прошли в театрах ПФО.

Театральные забавы

«Дуэль» в «Театре на Спасской»
В последних числах декабря в Кирове торжественно закрыли Год театра в России. На праздничной церемонии в числе главных событий года названо присуждение «Театру на Спасской» премии Правительства РФ за лучшую театральную постановку по произведениям русской классики. Премией отмечен спектакль режиссера Егора Чернышова «Дуэль» по повести Чехова. Именно премьерой «Дуэли» «Театр на Спасской» открывал в январе 2019-го Год театра. Как оказалось, это было «попадание в десятку». Егор Чернышов работал над постановкой чеховской истории еще в качестве приглашенного режиссера. Это была его вторая совместная с «Театром на Спасской» работа, а уже осенью, в самом начале нового сезона, он становится главным режиссером театра. Появление нового творческого лидера в Кировском театре юного зрителя, безусловно, можно отнести к самым хорошим новостям и итогам Года театра. Год этот, вопреки понятному скепсису части профессионального сообщества, для «Театра на Спасской» стал действительно особенным. Впервые труппа приняла участие в федеральной программе «Большие гастроли»: в октябре на сцене Липецкого театра драмы им. Толстого театр сыграл свои лучшие спектакли для взрослых и детей: «Маугли», «Золушка», «Гудбай, Берлин!» и «Обыкновенное чудо». Восторженные отзывы и горячая благодарность липецкой публики продолжали поступать в адрес театра и после его возвращения в Киров.

Впервые «Театр на Спасской» выступил и в качестве соорганизатора всероссийского фестиваля-лаборатории «Вятка — город детства». В сентябре 2019-го за шесть фестивальных дней кировский зритель увидел спектакли ведущих российских театров, отмеченные самыми престижными премиями и фестивалями, в том числе такими, как «Золотая маска», «Арлекин», «Золотой софит». Приезд в Киров театра «Особняк», Театральной лаборатории Яны Туминой, Московского театра кукол, «Творческого объединения 9» стал возможным и благодаря команде театра, подключившейся к формированию афиши фестиваля и его организации. Министр культуры Кировской области Татьяна Мазур назвала фестиваль-лабораторию праздником и настоящим подарком кировским детям и сообщила, что следующий фестиваль уже включен в план мероприятий по празднованию 650-летия города. С приходом нового главного режиссера «Театр на Спасской» начал реализовывать и те долгосрочные проекты, которые Егор Чернышов предложил в своей творческой программе. «Две крупные театральные лаборатории, которые мы с этого сезона планируем проводить ежегодно, помогут театру в формировании своего уникального репертуара и создадут здесь центр притяжения ярких молодых режиссеров и драматургов. Это вдохнет новый импульс, придаст динамику нашей повседневной театральной жизни», — считает Егор Чернышов. Первая лаборатория — «Избранное» — состоялась в ноябре 2019-го. Следующая, посвященная памяти драматурга Михаила Угарова, чей творческий путь связан с «Театром на Спасской», состоится в конце февраля — начале марта и задаст общий тон и направление творческим поискам театра уже в 2020 году.

Театральные забавы

Золотые маски Пермского Театра-Театра
В 2019 г. благодаря успешной реконструкции нижней механики большой сцены Пермский академический Театр-Театр стал одним из самых технологически оснащенных театров страны. Новая сцена ТТ состоит из 15 подъемно-опускных площадок: 12 на самой сцене — все они независимо друг от друга могут подниматься, опускаться и при этом крутиться — и 3 в оркестровой яме — в разных спектаклях оркестр может находиться на разных уровнях. Сцены такой компоновки с таким расположением сегментов нет нигде в мире. Первым спектаклем, в котором была задействована уникальная механика реконструированной сцены, стал мюзикл «Винил» (режиссер Борис Мильграм), премьера которого состоялась 19 апреля 2019 года. Это самый массовый спектакль ТТ: в нем занято больше 60 артистов актерской и балетной труппы, 25 музыкантов оркестра, 15 машинистов сцены, специалисты по звуку, свету, механике сцены, костюмеры, гримеры. Неслучайно «Винил» стал восьмикратным номинантом Российской национальной театральной премии «Золотая маска»-2020.
В феврале 2019 г. в Театре-Театре состоялось еще одно знаковое событие — премьера спектакля «Пермские боги» режиссера Дмитрия Волкострелова. Меньше чем за год проект-копродукция Пермского академического Театра-Театра и Пермской государственной художественной галереи получил признание экспертов театрального сообщества. Спектакль стал участником Первого фестиваля театрально-музейных проектов Theatrum 2019, созданного «Золотой маской» совместно с Институтом театра и благотворительным фондом Владимира Потанина. Он вошел в лонг-лист премии «Сделано в России-2019» авторитетного федерального журнала «Сноб» и победил в четырех номинациях Российской национальной театральной премии «Золотая маска»-2020: «Лучший спектакль малой формы», «Лучшая работа режиссера» (Дмитрий Волкострелов), «Лучшая работа художника» (Ксения Перетрухина) и «Лучшая работа художника по свету» (Илья Пашнин).
«Пермских богов» высоко оценили иностранные гости — спектакль посетил английский актер, режиссер, продюсер из Англии Alan Cox, а театральный журналист и писатель из Франции Jean-Pierre Thibaudat познакомился с Театром-Театром на Международном фестивале Sens Interdits в Лионе и решил приехать в Пермь, чтобы увидеть и другие его работы.

Пермский академический Театр-Театр стал 22-м российским театром, доступным для незрячих и слабовидящих людей. В марте 2019 года на спектакле «Анна Каренина» впервые было организовано тифлокомментирование для зрителей с нарушениями зрения. Тифлокомментарии подготовлены Пермской краевой специальной библиотекой для слепых в рамках программы «Особый взгляд» благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». В рамках данного проекта прямое тифлокомментирование подготовлено к мюзиклу «Бременские музыканты».
Пермский академический Театр-Театр стал организатором Первого Всероссийского фестиваля-конкурса профессиональных театров «POST ФАКТ», который прошел 4-8 октября 2019 года на разных площадках ТТ — от большой сцены до декорационного цеха. Фестиваль был задуман в 2018 году художественным руководителем Пермского академического Театра-Театра, режиссером Борисом Мильграмом и театральным критиком, членом экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» Олегом Лоевским. Проект создавался как конкурсный показ спектаклей, попавших в лонг-лист премии «Золотая маска», но не прошедших дальше. Однако в процессе подготовки концептуальное содержание фестиваля стало шире. «POST ФАКТ» стал не просто неким продолжением главного театрального конкурса страны, но еще и новой формой работы со зрителем, который, по сути, стал центром всего фестивального процесса и был вовлечен в обсуждение постановок, работу зрительских лабораторий и лекции ведущих экспертов театрального искусства. Фестиваль посетили больше 4200 зрителей.
ТТ съездил на гастроли в Екатеринбург, Тюмень, Хабаровск и Ижевск и принял участие в крупных российских и зарубежных фестивалях.

Театральные забавы

Бенефисы, Шукшин и Чехов в Самаре
Этот театральный сезон в связи с провозглашением в России Года театра был для коллектива Самарского театра драмы не совсем обычным. Начался он с премьеры спектакля по пьесе Алексея Арбузова «Мой бедный Марат». Начало действия — блокадный Ленинград, и спектакль выпустили в феврале, к годовщине снятия блокады. Весной в мае состоялась премьера спектакля по рассказам Шукшина «Вот так и живем». Для Василия Макаровича 2019- й — юбилейный год, ему исполнилось бы 90 лет. Фигура Шукшина как писателя и как режиссера — знаковая для советского и российского искусства, молодой режиссер Михаил Лебедев поставил яркий самобытный спектакль, который пользуется большим успехом у зрителей.
Михаил Лебедев в этом году стал главным режиссером Самарского академического театра драмы им. Горького, а художественное руководство театром, который много лет возглавлял Вячеслав Гвоздков, теперь осуществляет Валерий Дружко.
Под занавес сезона состоялась еще одна премьера — «Три сестры» по пьесе Чехова, спектакль поставил кинорежиссер Теймураз Эсадзе. В августе началась работа над спектаклем, сюжет которого имеет непосредственное отношение к самому театру. Эта пьеса английского драматурга Ноэля Коарда «Любимец публики». Историю главного героя сыграл любимец самарского зрителя, один из корифеев театра, один из самых ярких актеров труппы Владимир Гальченко.
Кроме того, в этом году в театре прошли два бенефиса — 50-летие отметили актеры Олег Белов и Владимир Сапрыкин. Владимир Сапрыкин сыграл в спектакле «Касатка», который идет на сцене уже несколько лет, а для Олега Белова драматург Герман Греков написал пьесу «Я верю», в которой Белов играет свою собственную жизнь, и она настолько интересна, что заслуживает стать основой драматургического произведения. В дальнейшем этот спектакль из бенефисных перейдет в разряд камерных и будет играться на малой сцене театра.
2020 год, как и 2019-й, пройдет под знаком реконструкции исторического театрального здания, в народе именуемого «теремком». Это чрезвычайно важный вопрос, последний ремонт в театре проводился аж в 60-х г. Ремонт продлится не менее 4 лет, и в эти непростые годы театр должен не просто существовать, а полноценно работать, развиваться и радовать своих почитателей. Когда будет утвержден окончательный план реконструкции и жизни театра в «походных» условиях, устроят пресс-конференцию, чтобы город и его жители были в курсе того, где будут располагаться коллектив и на каких площадках проходят спектакли.

Театральные забавы

Вековой юбилей Башдрамы
Ярких событий в жизни Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури было достаточно. Это и смена руководства, когда в 2019 г. главным режиссером театра стал заслуженный деятель искусств РБ, талантливый и известный в театральном сообществе страны режиссер Айрат Абушахманов. Директором был назначен заслуженный работник культуры РБ Иршат Файзуллин. Премьерная афиша года весьма разножанровая: притча «Белое облако Чингисхана» Е. Баранчиковой по Ч. Айтматову в постановке М. Кульбаева (художник А. Нестеров, композитор У. Идельбаев); комедия-фарс «Бомба» С. Абузара в постановке режиссера Ф. Гарипова (художник Р. Баймухаметов, композитор В. Гафаров); музыкальная комедия «Похищение девушки», приуроченная к 100-летию народного поэта Башкортостана Мустая Карима, была поставлена режиссером Ильсуром Казакбаевым (художник А. Нестеров, музыкальное оформление И. Яхина); уникальный проект для детей раннего дошкольного возраста, так называемый беби-спектакль «От неба до земли» осуществил режиссер из Казани Алмаз Садриев (художник П. Никитина, композитор А. Галиаскаров), а уже под конец уходящего года, в декабре состоялся показ спектакля «Гульбустан» по мотивам пьесы «Тансулпан» К. Даяна (сценическая версия Д. Юсупова) в постановке главного режиссера Айрата Абушахманова (художник А. Нестеров). Были восстановлены спектакли, идущие когда-то в репертуаре театра: «Любовница» Т. Миннуллина, «Скамейка» А. Гельмана, «Снежная королева» Г.-Х. Андерсена. Восстановление спектаклей было продиктовано прежде всего вынужденной производственной необходимостью. Осенью 2019 г. в театре начался капитальный ремонт. В связи с этим театр арендует различные сценические площадки театров и дворцов культуры Уфы, технически адаптируя спектакли под другие сцены и подстраиваясь под иные графики работы.

2019 год, объявленный в России Годом театра, совпал с вековым юбилеем театра. Учрежденный 4 декабря 1919 г. в Стерлитамаке как Первый государственный Башкирский театр драмы, он стал одним из главных культурных достояний республики. На протяжении ста лет театр переживал как периоды ярких успехов, так и периоды потрясений и преодолений. И вот 4 декабря 2019 г. Башдраму приехали поздравить известные театральные деятели из Москвы, Казани, Оренбурга, Чебоксар, Якутска и других городов, со всех уголков страны театр получил массу поздравительных писем и телеграмм. Поздравил юбиляров и президент РФ Владимир Путин, торжественное мероприятие посетил глава Республики Башкортостан Радий Хабиров, вручивший артистам и работникам театра свидетельства о присвоении званий и почетные грамоты за вклад в развитие театрального искусства. Среди мероприятий, посвященных юбилею, надо отметить и проведение театром совместно с Министерством культуры РБ, Союзом театральных деятелей РФ и РБ VII Международного фестиваля тюркоязычных театров «Туганлык», в котором приняло участие 13 театральных коллективов.
Именно в этот праздничный год самый популярный и вызвавший общественный резонанс спектакль «Зулейха открывает глаза» в постановке А. Абушахманова получил высокую театральную награду — специальную премию жюри драматического театра и театра кукол Российской национальной театральной премии «Золотая маска» — «За сценическое прочтение романа Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». На протяжении 2019 г. этот спектакль стал участником крупнейших театральных фестивалей страны, проходивших в Казани, Оренбурге, Грозном, Иркутске, Санкт-Петербурге, Ижевске и Ульяновске. Билеты на него раскупали задолго до показа, и везде спектакль встречали с большим интересом и аншлагом.  
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!