Вестник. Поволжье

Владимир Аркашев: «Делаем все для полноценного развития потенциала ребят»

Владимир Аркашев: «Делаем все для полноценного развития потенциала ребят»

Экономико-математический лицей № 29 работает в Ижевске (Удмуртская Республика) с 1990 года

Как рассказал Владимир Аркашев, директор лицея, инновационная работа, а также результативное сотрудничество с крупными работодателями позволили учреждению существенно нарастить показатели качества обучения и войти в топ-25 лучших школ страны.

Как выстроен образовательный процесс в учреждении?
Образовательная среда лицея включает в себя четыре основных компонента. Это структурированный учебный процесс, комплексная инновационная деятельность, система организации внеклассной деятельности и сеть дополнительных образовательных услуг. Эта среда органично объединяет основное и дополнительное образование. Она открыта и направлена на развитие ученика, становление его индивидуальности, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, реализацию творческих возможностей с учетом потребностей современного общества и запросов семьи. В ходе инновационной деятельности в лицее к настоящему времени создана модель целостной школы развивающего образования, ориентированная на возрастные особенности учащихся и являющаяся непрерывной. Мы определили три уровня лицейского образования.
Во-первых, это начальная школа (1–4-е классы) — здесь используется система развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова. Во-вторых, подростковая школа (5–9-е классы), где используются такие педагогические технологии, как развивающее и модульное обучение. Она состоит из двух периодов: в 5–7-х классах организуется работа в режиме РО, а в 8–9-х классах — предпрофильное обучение. И заключительный этап — профильная школа (10–11-е классы).

Какие инновации внедрены непосредственно в учебный процесс?
С 2012 года наш лицей является республиканской пилотной площадкой по раннему введению ФГОС основного общего образования (приказ МОиН УР № 508 от 03.07.2012 г.). Требования новых федеральных образовательных стандартов не стали для лицея открытием, поскольку еще до их принятия педагоги опытным путем сами пришли к тому, что государство впоследствии ввело в обязательном порядке. Поэтому у нас уже есть опыт применения таких технологий, как критериальная оценка, системно-деятельный подход, индивидуальные учебные планы в 10–11-х классах, система универсальных учебных действий, модульная организация учебно-воспитательного процесса. Были созданы новые учебные программы, наиболее значимой из которых является авторская программа синхронизированного курса «История — литература — искусство» для 5–11-х классов. Однако подготовить молодежь к реалиям сегодняшнего дня невозможно без сотрудничества с потенциальными работодателями. Мы это понимаем: с 2008 года сотрудничество с ОАО «Удмуртнефть» привело к созданию специализированных «Роснефть-классов», которые готовят обучающихся 10–11-х классов к специальностям нефтегазовой промышленности. В 2015 году родилась идея создания в лицее классов физико-математического профиля с инженерным уклоном совместно с АО «ИЭМЗ «Купол». Это привело к подготовке выпускников, нацеленных на освоение инженерных специальностей для решения нестандартных изобретательских задач.

Владимир Аркашев: «Делаем все для полноценного развития потенциала ребят»

Дают ли инновации какие-то осязаемые плоды?
Несомненно. Наиболее значимым событием 2016 года, к примеру, стал результат рейтинга «Топ-25 лучших школ России», где лицей занял 23-е место. Рейтинг составлен по результатам ОГЭ, ЕГЭ и итогам Всероссийской олимпиады школьников. В 2017–2018 годах лицей вошел в топ-500 лучших школ России. Качество знаний учащихся 1–11-х классов выросло по сравнению с 2017-м к 2019 году с 66,2 % до 70,7 %. Остается высоким средний балл сдачи выпускниками экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ. Результаты ЕГЭ по математике и русскому языку лучшие в Ижевске (по математике профильного уровня средний балл составил 78,9; по русскому языку — 80,9). С 2014 года выдаются медаль «За особые успехи в учении» (золотая медаль) и медаль города Ижевска (серебряная медаль), которые получили 87 выпускников лицея с 2014-го по 2019 год. По количеству победителей и призеров в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников за последние 17 лет лицей стабильно занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений Удмуртии. Количество победителей и призеров регионального этапа ВсОШ составило в 2017‑2018 учебном году 81 человек, в заключительном этапе — 21 человек; в 2018‑2019 учебном году региональный этап ВсОШ — 75 человек, заключительный этап — 13 человек. Такое успешное выступление учеников 9–11-х классов объясняется системной работой педагогического коллектива лицея с одаренными детьми. Ежегодно поступают в вузы Удмуртии и России на бюджетные места 98‑100% выпускников, 67 % продолжают обучение по выбранному в лицее профилю. В среднем 52% от общего числа выпускников ежегодно зачисляются в вузы страны по итогам олимпиад и конкурсов.

Какие победы запомнились?
Особенно ценно золото И. Бочкова на VII Международной олимпиаде по математике в Румынии (2015 год) и серебро на 56-й Международной математической олимпиаде (IMO), золото А. Лялиной, завоеванное на V Европейской олимпиаде по математике для девушек (2016 год), и серебро на XV Китайской женской математической олимпиаде (GGMO-2016), серебро Е. Костиной на XVII Китайской женской математической олимпиаде (2018 год), серебро М. Ложкина на 33-й Всекитайской математической олимпиаде (2017 год). В 2017 году лицей занял 1-е место в командном туре в Общероссийском открытом чемпионате школ по экономике. В 2018 году на всероссийском фестивале «РобоФест» (г. Москва) команда лицея заняла 1-е место в номинации «Маневрирование с удержанием высоты». В 2019 году на II Межрегиональном конкурсе исследовательских, творческих, журналистских и семейных работ «Я — финансы — мир» (г. Москва) И. Плеханов, ученик 5-го класса, получил диплом 2-й степени. На III Межрегиональном конкурсе исследовательских, творческих, журналистских и семейных работ «Учимся финансовой грамотности на ошибках и успехах литературных героев» (г. Москва) Ю. Пестерева, ученица 7-го класса, стала финалистом. На I Международном конкурсе финансовой грамотности «Дети в БАНКе» М. Хоменко, ученица 4-го класса, заняла 3-е место. В этих достижениях, конечно, высока заслуга высококвалифицированного и инициативного коллектива педагогов, активно внедряющего в школьную практику современные педагогические технологии. В 2017 году за высокие показатели, эффективную инновационную деятельность в организации образовательного процесса, многолетний добросовестный, плодотворный труд в деле обучения и воспитания подрастающего поколения коллектив МБОУ «ЭМЛи № 29» занесен на Доску почета города Ижевска.

Какими видятся перспективы развития?
Наш лицей как участник проекта создания базовых школ Российской академии наук, разработанного в соответствии с указанием президента № Пр-2543, на основе полипарадигмальной модели обеспечит создание благоприятных условий для выявления и обучения талантливых детей, их ориентации на построение успешной карьеры в области науки и высоких технологий, в свою очередь способствующих развитию интеллектуального потенциала Удмуртской Республики и страны в целом.

Владимир Аркашев: «Делаем все для полноценного развития потенциала ребят»
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!