Вестник. Поволжье

Держи дистанцию

Держи дистанцию

За несколько месяцев 2020 года российские школьники овладели технологиями онлайн-обучения лучше, чем за несколько предыдущих лет

Стремительный перевод российских школ на онлайн-обучение явился серьезным испытанием и для учителей, и для учеников, и для родителей. Возникали, особенно на первом этапе, проблемы дефицита компьютеров у детей, качества интернета, огромных нагрузок на преподавателей. Несмотря на это, в целом участники процесса сдали незапланированный экзамен и продолжают совершенствовать свои навыки. По мнению экспертов, цифровизация образования — неизбежный процесс. Главное — учесть ошибки первого ее этапа.

Быстрая смена формата. «Мы в первый раз столкнулись с подобной угрозой и не знали, как будет развиваться ситуация. Вот почему было принято решение о переходе на домашнее обучение с использованием, где это возможно, элементов современных дистанционных технологий, — рассказывал министр просвещения России Сергей Кравцов в конце апреля в интервью газете «Коммерсант». — Конечно, не все школы и не все учителя были к этому готовы. Для многих семей это оказалось шоком. Вы думаете, я этого не знаю? Моя дочь точно так же мучилась с онлайн-платформами, которые всякий раз зависали из-за перегрузки. Проблем с учебой возникло много. Но зато у нас, слава богу, пока нет случаев тяжелой вирусной болезни среди школьников. Это непростое решение значительно сократило риски заражения детей, учителей и их семей».

Согласно результатам опроса, проведенного компанией Maximum Education, в конце марта борьба с распространением COVID-19 внесла радикальные изменения в систему образования. При этом 49% учащихся и 39% родителей назвали дистанционные занятия каникулами, а 67% детей изъявили желание поскорее вернуться к привычному режиму. «Сейчас и родители, и учителя, и сами школьники находятся в ситуации стресса. Быстрая смена формата не дала возможности плавного перехода», — комментировал руководитель Maximum Education Михаил Мягков.
62% школьников, которые ранее не занимались онлайн, сказали, что переход на дистант негативно сказывается на учебе, 21% высказали противоположное мнение, 15% не заметили разницы. Среди проблем ребята назвали сложность в концентрации внимания, нехватку контакта с преподавателем, отсутствие общения с одноклассниками и технические неполадки.
С трудностями перехода на «удаленку» столкнулись и учителя. По данным опроса Аналитического центра НАФИ, 91% из них отметили, что онлайн-уроки не способны полностью заменить занятия в классе, а 80% признались, что испытывают ряд проблем. Главными сложностями педагоги назвали нехватку у детей компьютеров, отсутствие интернета с той или иной стороны, малый опыт работы в таком формате, а также многообразие платформ, из которых сложно выбрать какую-то одну.
Испытание для онлайн-площадок.

«Российская электронная школа, Московская электронная школа, «Учи.ру», «Яндекс.Учебник», «Фоксворд» и прочие основные платформы были настроены на разные задачи, — подтвердила профессор Института развития образования Высшей школы экономики Ирина Абанкина. — Например, если «Учи.ру» в первую очередь предназначалась семьям и детям, то «Яндекс.Учебник» — учителям. Московская электронная школа рассчитана не на коллективные занятия, а для частичного использования на каждом уроке или для тех, кто по болезни или по каким-то другим причинам пропустил школу. Построить на одной платформе весь учебный процесс очень сложно».
Так или иначе, резкое увеличение аудитории стало серьезным испытанием для площадок онлайн-образования: скачок количества посетителей сильно повысил нагрузку на сети.
«Масштабизация потребует от сервисов и дополнительных ресурсов, и средств, — рассуждал технический директор платформы «Учи.ру» Алексей Вахов. — «Коробочные» ИТ-решения в принципе не масштабируются, а другим необходимо время, чтобы адаптироваться к возросшей нагрузке. На это может уйти неделя, месяц и более. Когда трафик увеличивается каждый день, то ситуация еще больше усложняется. Растет количество тайм-аутов, запускаются скрытые лимиты, которые не проявлялись при обычной эксплуатации».
Одна из серьезных проблем, обнажившихся в период самоизоляции, заключалась в том, что во многих семьях есть только один компьютер или ноутбук, а родители тоже вынуждены были работать на «удаленке». То же самое касается и пространства — не каждая семья могла организовать дома две отдельные зоны: для учебы и работы, чтобы взрослые не мешали детям, и наоборот.
«Ресурсы семьи изначально не рассчитаны на онлайн-формат, — уверена Ирина Абанкина. — Кроме того, при дистанционном обучении большая доля ответственности ложится на родителей, то есть им тоже нужно тратить время и силы на освоение онлайн-платформ и помощь ребенку, и зачастую взрослые не справляются».

Держи дистанцию

Из пожарного режима в плановый. Постепенно участники образовательного процесса стали привыкать к новым реалиям, хотя в восторге были не все.
«Есть ощущение, что ситуация с дистантом переходит из пожарного режима в плановый, — делился заместитель директора «Новой школы» в Москве Юрий Подкопаев в конце марта. — Перечень инструментов работы каждого учителя своеобразен, что ценно, но какие-то общие векторы выделяются и здесь. Кто-то стремится читать лекции по истории на YouTube, кто-то создает игру на целый урок в Kahoot!, а кто-то очень умело жонглирует внешними ресурсами и по сути пересобирает модель «перевернутого класса». Системно же мы на всю среднюю школу договорились запустить гугл-класс, так как там он интуитивно понятен, в нем удобнее создавать различные виды заданий, он не висит (пока), и он удобно встраивается в календарь (видны все дедлайны и онлайны). Мы стали задумываться (и договариваться) о более тонкой настройке нагрузки детей: в каком возрасте сколько онлайн-уроков можно выдержать, какая продолжительность оптимальна, как рассчитать время на выполнение домашнего задания в новых условиях и прочее. Очень помогает общая таблица, которую формируют вместе все учителя, работающие с классом, и обратная связь от тьюторов, которые прикрепились к каждому классу в качестве учеников. Мы ищем пути не потерять ни одного ученика, делимся друг с другом опытом, вместе отвечаем на возникающие вопросы. В первую неделю дистанта коллеги работали невероятное число часов в сутки (некоторые по 3,5 часа готовятся к одному уроку). К концу недели появились инициативы от коллег (в первую очередь от психологов) по поддержке друг друга: настройка на день, йога, вечерний ресурсный круг, общий инстаграм-канал».
Опыт учителей Москвы — мегаполиса, в котором насчитывается свыше 1 млн школьников, — представляет особый интерес. «В период самоизоляции мы не прекратили образовательный процесс, а перевели его в дистанционный формат. Было сложно, притом что наш город — один из самых продвинутых в этом отношении», — признался мэр российской столицы Сергей Собянин.

Московские учителя провели почти 10 млн онлайн-уроков, для школьников также проходили дополнительные занятия, включая традиционные встречи с учеными, преподавателями вузов в рамках масштабного проекта «Субботы московского школьника». В новый формат перешли научные конференции столичных ребят, которые учатся в медицинских, инженерных, академических классах.
«В течение многих лет Москва работает над развитием электронной образовательной площадки, и во время пандемии она стала важной частью обучения», — отметил руководитель Департамента по образованию и навыкам Организации экономического сотрудничества и развития Андреас Шляйхер.

Время для саморазвития. К лету уже могло сложиться впечатление, что дистант существовал всегда. С 12 июня по 2 июля среди участников Всероссийского конкурса для школьников «Большая перемена» в возрасте от 13 до 17 лет был проведен опрос на тему отношения к «удаленке». Респонденты признались, что онлайн-обучение позволило им найти время для саморазвития, и они стали более осознанно подходить к планированию своего графика. Высокую оценку преподавания в дистанционных условиях получили математика и предметы с возможностью задавать максимально формализованные задания: русский и иностранный языки, литература, история и обществознание. Менее удобными оказались предметы, требующие проведения лабораторных работ и опытов: физика, химия и биология.
Лидирующие позиции по частоте использования в период онлайна заняли электронная почта (69%) и электронный журнал (62%). Также использовались Российская электронная школа, Московская электронная школа, Uchi.ru, «Дневник.ру», Google Docs, Google class, Discord, Microsoft Teams, Viber, Foxford. Самой востребованной площадкой для видеоконференций стала платформа Zoom.

По результатам опроса, 9% российских старшеклассников максимально позитивно оценили обучение онлайн и отметили, что хотели бы сохранить его и в будущем. 29% назвали эффективным и интересным совмещение онлайн- и очного формата, а 62% захотели вернуться в новом учебном году к привычному посещению занятий.
В ритме современных требований. «В онлайн-обучении ничего нового нет. Где необходимо, его давно применяют, — заметил экс-глава Рособрнадзора, научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования Высшей школы экономики Виктор Болотов. — В Карелии онлайн-обучение началось еще лет 20 назад. Тогда в школах республики не хватало учителей, и Петрозаводский университет организовывал дистанционное компьютерное сопровождение и изучение предметов. Учитель был тьютором, дети выполняли задания, и был период онлайн-консультаций, когда школьники спрашивали, а им отвечали».
«Безусловно, за эти месяцы накоплен бесценный опыт, в том числе и методический. Ведь в дистанте очень многие вещи можно было сделать и компактно, и быстро, и дифференцированно работать с ребятами. Были и электронные средства, и онлайн-конференции — все это очень мило и симпатично, — полагает директор московской школы № 109 Евгений Ямбург. — Но никогда никто не заменит живого общения с учителем, потому что это не просто передача знаний, а передача ценности и смысла культуры».

«Пандемия и связанный с ней переход в онлайн позволит образованию двигаться в ритме современных требований, — полагает ответственный секретарь Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация» Алексей Гусев. — Мы же не продолжаем долбить камни киркой: процессы цифровизации — это процессы, объективно выводящие наше образование на современный уровень». 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!