В «ЕвроМедиа» состоялась онлайн-конференция, на которой представители власти и руководители учебных заведений из разных регионов страны поделились своим видением перспектив внедрения дистанта. Мнение большинства: такой формат обучения стоит развивать, но постепенно и осторожно, без ущерба для качества получаемых знаний и выстраивания коммуникации между участниками образовательного процесса.
Сергей Злобин, министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области:
— Как бы ни относились к дистанционному обучению, согласно результатам социологических исследований, которые мы проводили, 74% детей позитивно отнеслись к такому формату, и он для них комфортен, поскольку соответствует их образу жизни.
Также, по признанию ребят, они смогли работать с учителем по фактически индивидуальному запросу, что не всегда получалось в классе. Экран снимает напряжение, вызванное давлением коллектива, и ученик может и хочет задавать вопросы преподавателю. Поэтому элементы дистанта крайне важны в рамках формирования индивидуальных образовательных траекторий, к чему нас призывает ФГОС.
Мы выделили три мифа, возникших при дистанционном обучении. Первый — «Верните моего умного ребенка» — возник, когда родители вместе со своими любимыми и самыми умными детьми пережили образовательный процесс и на них легла часть работы по доведению знаний до своего ребенка. Второй миф, с которым столкнулись и дети, и родители, — время учебы. Он связан с тем, что время, которое ребята проводят в школе, не находится в поле зрения пап и мам, следовательно, они не понимают, какой большой труд проделывают их чада в образовательном процессе. Третий миф, или даже скорее сложность, — самоконтроль и самоорганизация. Это то, над чем нам надо работать. Нужно снова поднять советский плакат с лозунгом «Учись учиться».
Сейчас основная задача — сформировать такую площадку, чтобы и родитель, и ребенок, и учитель всегда могли найти друг друга, задать вопросы и получить консультации в индивидуальном формате.
Игорь Иваненко, директор гимназии № 39 г. Орла:
— Мы живем не только в эпоху цифровой экономики, но и в эпоху цифрового образования. Сейчас мы переживаем период трансформации методов обучения. В национальном проекте «Образование» четко говорится о том, что будущее — за дистанционным образованием, поэтому хотим мы этого или не хотим, нужно быть морально и технически готовыми к нему.
Наша гимназия с 2007 года является активным участником Всероссийской национальной образовательной программы «Гимназический союз России», в рамках которой мы проводим дистанционные интерактивные уроки, конференции, семинары, круглые столы. То есть вводим элементы дистанционного образования уже на протяжении 13 лет. Соответственно, для нас переход на такой формат обучения не стал шоком вселенского масштаба.
Нельзя сказать, что готов был каждый учитель, но большинство педагогов не увидели в этом ничего страшного, поскольку привыкли работать перед экраном одновременно с 7-10 классами в разных регионах не только нашей страны, но еще и Казахстана, Армении, Китая.
Гурият Ахмедова, заместитель директора гимназии № 13 г. Махачкалы Республики Дагестан:
— В первую очередь мы столкнулись с материальными проблемами. Многодетность — одна из особенностей Дагестана. От одного до пяти и даже шести детей одновременно должны были слушать объяснения учителей и выполнять задания. Трудно назвать семьи, где каждый ребенок был бы обеспечен отдельным средством связи.
Учителей мы сразу смогли обеспечить всеми необходимыми средствами, так как в гимназии есть достаточное количество планшетов, компьютеров. Особо нуждающимся ученикам тоже выдали технику во временное пользование.
В период пандемии проводился еженедельный мониторинг организации дистанционного обучения, включая подачу сведений о тех, кто все еще нуждается в технике. Я очень надеюсь, что если мы снова окажемся в такой ситуации, министерство образования республики примет все необходимые меры.
Из положительного отмечу то, что даже самые слабые учащиеся смогли продемонстрировать свои способности: они выразительно читали, делали записи собственных выступлений, старались проявить себя. Вместе с тем учитель получал возможность работать с каждым учеником индивидуально. И эта работа определенно дала результат.
Мария Черникова, начальник Управления образования администрации Сормовского района Нижнего Новгорода:
— Когда началась пандемия, мы в первую очередь занялись приведением в порядок нормативно-правовой базы. Всем было понятно, что статья 16 федерального закона «Об образовании» существует, но как она работает реально, не знал почти никто. Пришлось узнать в максимально сжатые сроки. Разработали для себя технологию, как должны действовать в условиях дистанта, у кого какие функции и кто чем должен заниматься. Резко поменялась структура нашего сайта — на уровне города придумали систему «единого окна»: на сайте размещено расписание, внутри него можно найти ссылки на видеоуроки и все домашние задания.
Из существенных минусов дистанта могу отметить отсутствие очного взаимодействия между учителями и учениками, что сильно меняет эмоциональную окраску процесса обучения. Также мне сложно представить, как реализовывать практическую часть таких предметов, как физика, химия, физкультура. Пока мы в поиске решений этого вопроса.
Оксана Калинина, директор СОШ № 1 Багаевского района Ростовской области:
— Я считаю, что вводить дистант нужно дозированно. Во-первых, при подобном формате обучения нет той теплой и живой коммуникации ученика и учителя, той поддержки, которая так нужна многим детям. Во-вторых, учитель не имеет возможности корректировать свой урок в зависимости от потребностей класса, когда он запишет урок, а обратную связь можно будет получить намного позже. Коллеги говорят также о проблеме оснащенности техническими средствами. У нас же, даже если выдадим ребенку компьютер, не у всех родителей есть возможность обеспечить подключение к интернету.
Да, от дистанционного образования никуда не деться. Мы и раньше его использовали, например для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Но если у учителей имелся опыт, хоть и не такой масштабный, то с детьми и тем более с их родителями возникли проблемы. Было много возмущений. Ведь раньше взрослые только контролировали выполнение домашних заданий, а теперь они увидели весь процесс обучения своих чад и объем их реальной работы.