«При формировании профессиональной направленности обучающихся очень важно использовать ресурсы организаций как высшего, так и среднего профобразования, — подчеркивает директор МАОУ «СОШ № 40 с углубленным изучением отдельных предметов» города Чебоксары Ираида Яшина. — Необходимо дать возможность детям пройти в разных формах профессиональные пробы, узнать о тех специальностях, которые будут востребованы в ближайшем будущем. Уверена, педагоги нашей школы с этой задачей успешно справляются». Уже в течение ряда лет в СОШ № 40 реализуются мероприятия, направленные на формирование инновационной модели содействия профессиональному самоопределению учеников в условиях тесного сотрудничества с организациями профобразования. Данная модель выходит за границы предпрофильной подготовки и профильного обучения и распространяется на все уровни образования. Эта работа начинается еще в начальных классах, которая обретает особую значимость на уровнях основного общего и среднего общего образования. Она ведется и педагогами школы, и специалистами других образовательных учреждений, а также предприятий и организаций. Например, ключевыми направлениями работы с учащимися 5-8-х классов являются ведение ранней предпрофильной подготовки, которое в школе реализуется через кружки, участие в предметных олимпиадах и конкурсах. Для учеников 8-9-х классов организуются недели профориентации, ребята принимают участие в ежегодных ярмарках профессий, совместных мероприятиях с организациями-партнерами, участвуют во встречах с людьми, добившимися больших высот в профессии. В рамках проекта «Живые уроки» проводятся экскурсии на предприятия города.
Предпрофильная подготовка и профильное обучение старшеклассников носят сетевой характер, что значительно расширяет возможности выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов.
«Используемая нами модель способствует формированию в сознании школьников представления о мире профессий в условиях цифровизации общества, воспитывает у них бережное отношение к результатам труда, обеспечивает приобретение первоначального опыта работы и содействует готовности к адекватному выбору будущей профессии с учетом своих интересов, возможностей, а также ситуации на рынке труда», — добавляет Ираида Яшина.