Вестник. Поволжье

Проект развития

Проект развития

Ижевская система образования успешно перешла на проектное управление

Четыре года назад наступило время масштабных перемен для ижевской системы образования. Именно тогда в столице Удмуртии начался переход на проектное управление — тип управления образовательными организациями в режиме развития, при котором осваиваются новшества, наращивается образовательный потенциал организаций и, как следствие, улучшается качество их работы. Как за эти годы удалось выстроить и укрепить работу в направлении развития проектного управления, «Вестнику» рассказала начальник управления образования Администрации города Ижевска Наталья Гвоздкова. 

Старт во имя развития. Проектное управление не только отвечает требованиям современности, но и позволяет консолидировать ресурсы, которые есть внутри муниципального образования, для того, чтобы решать самые разнообразные задачи в целях повышения качества образования. Пилотным проектом в развитии проектного управления стало создание в одной из ижевских школ медицинского класса. В рамках этого проекта были успешно освоены специфика и философия проектного управления. Сегодня в столице Удмуртии функционирует 42 центра сетевых сообществ, 5 стажировочных площадок, 19 городских методических объединений, 24 предметных объединения учителей.

«Главная задача проектного управления — это выявление дефицитов и проблем муниципальной системы образования и создание таких сообществ активных партнеров, которые готовы включиться в решение выявленных проблем, — подчеркивает начальник управления образования Администрации города Ижевска Наталья Гвоздкова. — Сейчас мы создаем в городе такие условия, чтобы каждая образовательная организация могла найти интересную для себя нишу и включиться в решение поставленных задач».


Как это работает. Под решение поставленных задач создаются сетевые сообщества. В городе существуют центры сетевого сообщества, которые берут на себя ответственность за решение этих задач. У них есть партнеры, поддерживающие их в решении задач. Миссия партнеров — выполнить то техническое задание, которое определяется сообществом и обсуждается экспертным советом.

По итогам года проходит большое муниципальное мероприятие «Фестиваль управленческих и педагогических практик», где все сетевые сообщества представляют свои коллективные методические продукты.

«В проектном управлении участвуют детские сады, школы, учреждения дополнительного образования — вся муниципальная система образования, — комментирует Наталья Гвоздкова. — Здесь движение идет и сверху, и снизу, то есть и от управления образования, и от педагогов и руководителей образовательных организаций. Например, мы определяем проект по инженерному направлению. Мы — промышленный город, для нас очень важно, чтобы дети оставались в городе, не уезжали от нас. Для этого мы должны им показать все возможные ресурсы, которые у нас есть. Соответственно, направление инженерного образования, определенное экспертным советом, становится отправной точкой для того, чтобы образовательные организации посмотрели, какую интересную идею они могут предложить городу, чтобы развивать данное направление.

В Ижевске инициатором такого проекта стала Станция юных техников Устиновского района. Под их идею уже собрался коллектив образовательных организаций Ижевска, которые разрабатывают этот проект, совместно распределяют обязанности и определяют показатель эффективности: в каком случае появится возможность говорить о том, что запуск проекта действительно состоялся.


Позитивные примеры. Внедрение проектного управления в Ижевске позволило выстроить в городе систему инклюзивного образования, при котором педагоги не просто обучают детей с особенностями развития, а учат их взаимодействию друг с другом для того, чтобы каждый из них потом смог занять свою достойную нишу в городе и научиться приносить пользу обществу. Одним из аспектов проектного управления в работе с детьми, испытывающими трудности в обучении, стала возможность заниматься с отдельными специалистами по предметам, которые сложно даются ребятам. Для этого есть «ресурсный» и «гибкий» класс.

Помимо этого, проектное управление дало плодотворные результаты в интеграции разных уровней образования в направлении профессиональных проб обучающихся. В настоящее время благодаря отработанной модели в городе существуют предпрофильные классы более чем 20 направленностей: инженерный, инженерно-технологический, предпринимательский, медицинский, кадетский, агрокласс, IT-класс. В 2022 году открылся экологический класс, а на 2023 год запланирован запуск инженерно-педагогического класса. Под каждое направление в городе существует образовательная организация, имеющая необходимые ресурсы. Работа классов строится на сопровождении с вузами Удмуртской Республики, и ежегодно количество поступивших по данным направлениям на территории региона становится больше.

Еще одним новшеством в рамках проектного управления стало внедрение в школах формирующего оценивания — вида оценивания, когда учитель перестает быть носителем оценки ребенка в единственном лице. На первый план в формирующем оценивании выходит самооценка ученика, то есть ребенок оценивает себя сам, а педагог либо соглашается, либо в аргументированном диалоге с учеником обсуждает с ним оценку.

Таким образом, для образовательных организаций проектное управление — это эффективный механизм привлечения недостающих ресурсов для реализации в формате проектов новых идей и программ, для осуществления профессионального развития кадров и обмена опытом с другими образовательными организациями, формирования нового партнерства и повышения своего делового имиджа.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!