Вестник. Поволжье

Вот это кино!

Вот это кино!

Кинофестивали как фактор инвестиционной и туристической привлекательности региона

ПФО — один из немногих федеральных округов, в котором развитием кино почти во всех 14 регионах занимаются на правительственном уровне. Государственные кинопрокатные организации, региональные отделения Союза кинематографистов России, уцелевшие с советских времен практически в неизменном виде, помимо своей основной деятельности активно проводят кинофестивали международного масштаба. В результате выигрывают все: российские зрители и приглашенные кинозвезды, кинематографисты-участники из других стран, туристы и местная власть. О том, как кинособытия становятся драйвером роста туристического потока и помогают регионам становиться инвестиционно привлекательными, в нашем обзоре.


Все флаги к нам. Кинофестивали — это не только важные мероприятия для киноиндустрии, где кинематографисты взаимодействуют друг с другом, с потенциальными инвесторами и дистрибьюторами, обсуждают актуальные проблемы кино, но и в целом важное событие для культуры страны, знакомящее зрителей с широким спектром кинопродукции, выходящей за пределы репертуара, демонстрирующегося в кинотеатрах. Кинофестивали имеют большое значение не только для продвижения киноиндустрии, просвещения населения, но и для туризма. Крупнейшие кинофестивали мира — Венецианский кинофестиваль, Каннский, Берлинский, кинофестиваль в Торонто, киносмотр Сандэнс — привлекают в города-организаторы значительный приток туристов, а также обеспечивают освещение местных достопримечательностей в мировых СМИ. Так кинофестивали становятся инструментом продвижения и кино, и места их проведения. Словом, становятся элементом событийного туризма.

Организаторы стараются сделать акцент на международном сотрудничестве. Традиционно в качестве жюри, почетных гостей и преподавателей выступают кинотворцы международного уровня.

Развитие инфраструктуры для кинопроизводства и всесторонняя помощь в организации съемок на территории региона для кинематографистов России и всего мира — возможность для регионов привлечь дополнительные инвестиции. Еще в 2016 году кинокомиссии Калининграда и Владивостока первыми в России объявили о своем намерении компенсировать киногруппам часть потраченных на территории региона средств (так называемый рибейт) в размере 20%. В настоящее время в ПФО кинокомиссии успешно работают в Ульяновской, Самарской, Нижегородской областях и в Пермском крае. Именно сюда стремятся режиссеры за кинематографичной картинкой, сервисом и возвратом рибейта. За счет такого подхода стало возможным быстро снимать кино, сосредотачиваясь на творческом процессе, а не на организационном.

Правительство Нижегородской области решилось на создание кинокомиссии недавно, и во многом благодаря Фестивалю нового российского кино «Горький fest». Это кинофестиваль конкурсных и внеконкурсных программ фильмов производства России или копродукции с Россией. Цель — показать развитие киноязыка и трансформацию классических форм, представить современному зрителю действующих лиц российского кинематографа с волнующими их темами.

За 5 лет уроженка Нижнего Новгорода, российский кинорежиссер, основатель, директор кинофестиваля Оксана Михеева и президент фестиваля, актер, режиссер Михаил Пореченков доказали, что интерес к Нижегородской области у кинематографистов огромный. Он помогает развивать индустрию кино в Нижнем Новгороде. С 1914 года здесь снимались 58 кинокартин, в том числе такие фильмы, как «Мать», «Екатерина Воронина», «Хождение по мукам», «Сибирский цирюльник», «Жмурки», «Цитадель». Известные режиссеры так проникаются фирменными видами Нижнего Новгорода и региона, что долгое время не только снимают здесь свои картины, но и живут. Например, Константин Хабенский провел в городе не один месяц во время съемок сериала «Метод». В настоящее время в городе снимается несколько фильмов и сериалов одновременно.

Международный проект «Кино за 7 дней», который впервые состоялся в Казани в 2019 году, преследовал тот же результат. Основной целью проекта является популяризация туристической, инвестиционной привлекательности Республики Татарстан как уникальной кинолокации. Он был задуман в формате площадки, где 10 молодых кинематографистов из разных стран за 7 дней создают кино с нуля. К каждому участнику приставлялись команды из казанских кинематографистов. На первый конкурс поступило более 100 сценариев из 31 страны мира. И только 10 были реализованы в копродукции с молодыми казанскими кинотворцами. В 2019 году проект «Кино за 7 дней» стал хорошим стартом для создания кинокомиссии в республике. Но до сих пор этого пока не случилось.

В Татарстане тоже вспоминали, что с 1927 года на территории республики снимались такие фильмы, как «Булат-батыр», «Бибинур», «Сокровища озера Кабан», «Реальная сказка», «Неотложка», «Девушка средних лет», «Елки», «Команда мечты», «Кире», «Зулейха открывает глаза», «Девятаев», «Мастер». И каждый раз съемочные группы сталкивались с множеством проблем — от поиска гостиниц до разрешения на проведение съемок и беспрепятственного въезда на объекты.

Зато Казань придумала другой способ привлечения внимания к себе. В рамках давно раскрученного Казанского международного фестиваля мусульманского кино в 2021 году впервые прошел регио­нальный кинорынок. Цель — обратить внимание крупнейших кинокомпаний России на региональное кино, которое зачастую не снимается за большие деньги и не может пробиться к зрителю в мультиплексах, но это не значит, что оно хуже. В планах дирекции кинофестиваля — организация международного кинорынка.

Статус «международный» дает возможность не только увидеть звезд мирового масштаба на красной ковровой дорожке, но и посмотреть новые фильмы. Высший пилотаж организаторов, когда на кинофестивале в России заявлена мировая премьера с приглашением знаменитого режиссера или режиссера-дебютанта. Например, в 2022 году мировая премьера пятой режиссерской работы народного артиста России Александра Галибина «Приключения маленького Бахи» состоялась на XVIII Казанском международном фестивале мусульманского кино. Картина победила в номинации «Лучший сценарий полнометражного игрового фильма».

С 2005 года в программу фестиваля отбираются лучшие фильмы отечественного и мирового кинематографа, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора.

В 2014 году в Уфе впервые состоялся Международный кинофестиваль «Серебряный Акбузат». Кинофестиваль проводится в целях укрепления, развития и процветания многонационального мира и чем-то схож с концепцией Казанского международного фестиваля мусульманского кино.

Участники из 11 стран вместе с гостями из множества регионов России знакомились с картинами конкурсной программы. За 3 фестивальных дня зрители посмотрели 33 конкурсные ленты и 10 внеконкурсных. В 2017 году кинофестиваль пришлось отменить из-за реорганизации и реструктуризации киностудии «Башкортостан». Только после окончания всех бюрократических процедур реформирования главного в киноотрасли региона предприятия получилось возобновить работу фестиваля. В 2019 году «Серебряный Акбузат» расправил крылья с новой силой. Тогда кинофестиваль собрал 49 фильмов, 8 из них представила Башкирия. В настоящее время фестиваль испытывает финансовые трудности. Организаторы сообщают о проведении VI кинофестиваля лишь в 2024 году. В Башкортостане работа по созданию киномиссии ведется. Несмотря на то, что система рибейтов в республике не действует, в последнее время различные кинокомпании проявляют к ней интерес. Это связано в том числе с тем, что регион комфортен для работы: киностудия «Башкортостан», выполняя ряд функций кинокомиссии, помогает в подборе местных актеров, локаций, поиске реквизита, в решении вопросов размещения и питания съемочных групп, с предоставлением в аренду оборудования.


Именные кинофестивали. Российский кинофестиваль «Мужская роль» учрежден в память о первом великом русском киноактере Иване Мозжухине и проходит на его родине, в Пензенской области, с 2007 года. Фестиваль является смотром новых лучших мужских ролей российского и мирового кинематографа, позволяет обратиться к славным страницам истории кино, дает повод для разговора о нравственных ценностях современного российского общества.

Кинофестиваль является единственным в мире кинофорумом, посвященным памяти актера немого кино. Он стал первым в истории Пензенской области ежегодным российским кинофестивалем-смотром достижений отечественного киноискусства с экспертным отбором фильмов, конкурсными показами, возможностью выявить тенденции развития отечественного кинематографа и российской актерской киношколы.

Международный фестиваль кино и телепрограмм для семейного просмотра имени В. М. Леонтьевой «От всей души» (г. Ульяновск) нацелен на продвижение фильмов детского и семейного кино и обеспечение доступности новинок отечественного и зарубежного кинематографа всем слоям населения. В 2022 году он прошел в 13-й раз. В фестивальный штаб для отбора на конкурс ежегодно поступает около 300 фильмов со всего мира. Уникальность кинофестиваля — в способности привлечь десятки тысяч зрителей не только на свои мероприятия, но и способствовать развитию регионального кинокластера. Ульяновский кинокластер включает в себя 85 кинотеатров различной ведомственной принадлежности, кино­образование. В области действует 17 кино- и телешкол. За 12 лет на ульяновской земле побывало 546 российских и зарубежных гостей кинофестиваля, среди них — гости из 17 стран. Более 251 тыс. зрителей смогли приобщиться к миру кино.

Гран-при и солидные денежные призы в каждой номинации говорят о высоком уровне кинофестиваля и способствуют уважению и лояльности к бренду со стороны мирового киносообщества и СМИ.

Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» своими корнями уходит в 90-е годы ХХ века. И это наистарейший кинофестиваль в Поволжье. До 2006 года он проводился один раз в два года скорее по формуле теоретического симпозиума, чем конкурса. Затем перешел в статус ежегодного международного фестиваля документального кино с международным жюри и жюри FIPRESCI (Международная федерация кинопрессы).

Фестиваль получил имя американского режиссера Роберта Флаэрти, который мастерски с помощью «субъективной» камеры достоверно показывал определенный отрезок жизни героя. Желание проживать на экране часть жизни своего героя откликнулось многим советским кинодокументалистам, что и стало эстетической платформой режиссуры «свердловской школы» документального кино. В основном это фильмы-портреты современников. Призовой фонд составляет 500 тыс. руб. Основной спонсор фестиваля — Правительство Пермского края. Президент фестиваля — выходец из свердловской школы документального кино, режиссер, основатель «Флаэртианы» Павел Печенкин.

Международный кинофестиваль социально ориентированных короткометражных фильмов, видеороликов и социальной рекламы «ЛАМПА» финансируется за счет гранта Президентского фонда культурных инициатив. Это благотворительный кинематографический проект, направленный на развитие социального видеоконтента и популяризацию добровольчества в мире. 8 лет кинофестиваль объединяет режиссеров и социальных инноваторов в желании сделать мир лучше. Сообщество кинофестиваля насчитывает более 5 млн человек. Это режиссеры, сценаристы, операторы, актеры, герои из реальной жизни, добровольцы, благотворители, социально ответственные компании, СМИ. 10 тыс. короткометражек из 134 стран мира на важные для каждого темы: окружающая среда, устойчивое развитие, добровольчество, благотворительность, инклюзия и многое другое. Это кино с социальным воздействием. Про то, что всегда волновало и продолжает волновать любого человека: жить в прекрасном мире, быть любимым и защищенным, иметь друзей, быть понятым, найти свое место в жизни, иметь силы сделать правильный выбор.


Кинофестивали Саратова. Кинофестивали, проходящие в ПФО, очень разнятся по тематике. Например, Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания» назван в честь исконного саратовского музыкального фольклорного жанра «страданий», то есть душевных припевок. Впервые фестиваль был проведен в 2004 году. Многие годы президентом фестиваля был народный артист СССР Олег Табаков (родом из Саратова). В 2022 году кинофестиваль собрал рекордное количество заявок — 2004 заявки из 108 стран мира. На 10 лет моложе Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского кино «Киновертикаль». Фестиваль прописался в Саратове благодаря оренбуржцу, советскому художнику-мультипликатору Гарри Бардину. Фестиваль проходит в формате кинолаборатории: участники создают собственный творческий продукт, который становится эффективным инструментом их гражданского и нравственного воспитания. В дни фестиваля проходят мастер-классы, творческие лаборатории ведущих кинематографистов страны. За время проведения фестиваля в нем приняли участие порядка 8 тыс. авторов, которые представили на конкурс более 2,4 тыс. фильмов. В 2021 году фестивалю присвоен статус «международный».


Сегодня дети — завтра народ! Международный фестиваль «Кино — детям» проходит в Самаре с 1996 года с целью приобщения подрастающего поколения к достижениям мирового детского кинематографа, воспитания культуры киновосприятия и выявления новых достижений в детском кино. Девиз фестиваля — знаменитая фраза Сергея Михалкова «Сегодня дети — завтра народ». В настоящее время кинофорум считается одним из самых больших в России фестивалей фильмов для детей и юношества. На конкурс принимаются игровые, документальные и анимационные фильмы, адресованные детям и подросткам.

За свою уже взрослую 27-летнюю историю детский фестиваль освоился не только в школах (а именно там шли первые показы, когда в 1990-е кинотеатры были превращены в магазины), но и в современных киноплексах. К фильмам, снятым взрослыми, добавились ленты, сделанные юными творцами. В программе «Кино снимаем сами!» в 2022 году участвовали 21 игровой, 3 документальных и 8 анимационных картин, которые создали дети. Но это вовсе не опыты одиночек «на коленке», а коллективный труд детских студий. В основную программу организаторам удалось собрать блок из 24 фильмов режиссеров Германии, Франции, Армении, Ирана, Беларуси и Казахстана.

С 2008 года в Самаре организуется Международный кинофестиваль «Соль земли». Ежегодно в конкурсной программе участвуют до 45 фильмов. В рамках фестиваля проводятся внеконкурсные показы, приуроченные к важнейшим событиям в жизни России. Директор фестиваля — Иерей Игорь (Головлев). Символом избран Архангел Михаил, который покровительствует всем, кто борется со злом вокруг и внутри себя. Гран-при — позолоченная статуэтка. В призовом фонде утвержден приз губернатора Самарской области «За лучший фильм, направленный на утверждение российской государственности».

У истоков фестиваля стоял самарский кинодокументалист, заслуженный деятель искусств РФ, режиссер Куйбышевской (Самарской) студии кинохроники Михаил Серков. За 15 лет было прислано более 8 тыс. фильмов. Лучшие из них самарские школьники обсуждают на уроках, пишут о них эссе. Традиция фестиваля — рассылать эти эссе режиссерам, которым важно получить отклики от юных зрителей.


Нотка юмора. Международный фестиваль короткометражного кино «Золотой теленок» (г. Киров) 4 года назад родился в головах известных на всю страну кавээнщиков — Александра Маслякова и Юлия Гусмана как дань отцам-основателям комедийного жанра в СССР: Илье Ильфу и Евгению Петрову. Цель фестиваля — поиск, поддержка и помощь в самореализации юных талантов в сфере киноискусства (актеров, режиссеров, продюсеров, операторов, сценаристов и т.д.), а также создание условий для их дальнейшего развития. Таким образом, организуется деловая платформа для профессионалов киноиндустрии, закупщиков и фестивальных агентов, позволяющая установить контакты с участниками фестиваля. Фильмы-победители видит многомиллионная аудитория «Триколор ТВ» по каналу КВН ТВ, а лучшие участники приглашаются к сотрудничеству с KVN Production. В 2022 году на суд отборочной комиссии поступило 818 киноработ. Предпочтение отдается премьерам. Жюри фестиваля состоит из ведущих мастеров отечественной культуры, среди которых советский и российский кинорежиссер Алла Сурикова. Призеры фестиваля награждаются статуэтками «Золотой теленок» и деньгами. Лучшая киноработа удостаивается Гран-при. Фестиваль поддерживает мэрия г. Кирова и спонсоры.

Ежегодно Министерство культуры России утверждает список кинофестивалей, проходящих на территории страны, со статусом «международный». Их больше 160. Обычно в области имеется давно раскрученный кинофестиваль, насчитывающий не один десяток лет, и «новичок». Такой дуэт обычно обеспечивает большой поток туристов в регион — кинособытия на разновозрастную аудиторию. Россиянин — зритель активный. Его интересуют не только хорошие фильмы, но и новые жанры, имена, направления в киноискусстве. И кинофестивали дают возможность узнать об этом из первых рук. 

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!