7 мая президент РФ Владимир Путин подписал указ о национальных целях развития до 2030-го и на перспективу до 2036 года. Среди целей — «Комфортная и безопасная среда для жизни». Для ее достижения разрабатывается нацпроект «Инфраструктура для жизни». Он будет содержать инструменты, уже показавшие свою эффективность в предыдущие годы: строительство новых и расселение аварийных домов, формирование комфортной среды. При этом готовящийся документ окажется более комплексным и объединит возведение жилья, дорог, социальных объектов, модернизацию инженерно-коммунальной инфраструктуры и общественного транспорта.
Заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин пояснил, что в новом национальном проекте термин «инфраструктура» понимается «в широком смысле как совокупность объектов, которые нас окружают: где живем, где работаем, где отдыхаем и куда ходим». «Хотелось бы уточнить, что входит в понятие «инфраструктура». Это в первую очередь жилье. От того, где люди живут и работают, зависит, как будет развиваться дорожно-транспортная сеть, работать объекты ЖКХ и социальные объекты. При разработке нацпроекта мы объединяем все действующие госпрограммы, чтобы обеспечить синхронизацию ввода жилья, объектов инфраструктуры и создание новых рабочих мест. Это даст мощный синергетический эффект для развития всей страны, сформирует ее экономический и технологический суверенитет», — прокомментировал вице-премьер на полях ПМЭФ-2024.
В новый нацпроект войдут двенадцать федеральных проектов, в том числе «Развитие населенных пунктов», «Новые жилищные возможности», «Ипотека», «Городская среда», «Обновление жилищного фонда», «Модернизация коммунальной инфраструктуры», «Инфраструктурное меню», «Новый ритм строительства». Их финансирование будет вестись в том числе за счет инструментов инфраструктурного меню, самые востребованные из которых — казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, облигации. Также будет списано около двух третей задолженности регионов по их бюджетным кредитам при условии инвестирования в инфраструктуру.
Председателем комиссии Государственного совета РФ по национальному проекту «Инфраструктура для жизни» президент назначил главу Татарстана Рустама Минниханова. Как полагают эксперты, это не случайность, а результат признания итогов его деятельности на посту руководителя комиссии Госсовета по вопросам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и городской среды. Прежде всего был достигнут рекордный ввод жилья, который с 2019-го к 2023 году увеличился в 1,5 раза — с 80,3 до 110 млн кв. м. Кроме того, запомнились инициативы Минниханова об увеличении предельного размера семейной ипотеки, исходя из стоимости жилья в регионах и первоначального взноса не более 20%, о необходимости обеспечения стабильного предложения жилья в опорных пунктах, формирующих экономический потенциал субъекта, о целесообразности масштабирования механизма инфраструктурных облигаций в стране.
Больше «квадратов» — хороших и разных. Один из ключевых показателей национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни» — обеспеченность каждого россиянина жильем: не менее чем 33 кв. м к 2030 году и не менее чем 38 кв. м к 2036-му.
«За пять лет в стране построено 506,4 млн кв. м, уровень обеспеченности одного жителя увеличился с 26,3 до 28,8 кв. м. К 2030 году нужно довести показатель до 33 кв. м. А для этого важно сохранять высокие темпы ввода жилья, сформировать необходимые предложения на рынке, донастроить ипотеку с учетом доступности, а также баланса спроса и предложения», — заявил глава Минстроя России Ирек Файзуллин, выступая в Государственной думе. Он признал, что в разных регионах разные стартовые условия. Несмотря на это, чтобы через шесть лет выйти на показатель 33 кв. м, требуется нарастить объем строительства до 120 млн кв. м в год.
Над решением этой задачи и трудятся профильные федеральные руководители. Идет активная работа по сокращению инвестиционно-строительного цикла: с 2019-го продолжительность строительства уменьшилась на два с половиной года. Продолжается совершенствование системы типового проектирования. На сегодня в федеральном реестре Минстроя РФ типовыми признаны 1045 объектов, в том числе 204 — здравоохранения, 196 — спорта, 574 — образования и культуры. Совершенствуется механизм комплексного развития территорий. С 2021 года в рамках КРТ принято более 500 решений с градостроительным потенциалом свыше 85 млн кв. м.
Реновация на поток. Еще один важный приоритет — обновление к 2030 году жилищного фонда не менее чем на 20% по сравнению с 2019-м. Как признают в Правительстве РФ, для выполнения указа президента нужно, чтобы каждый пятый метр в России через шесть лет был новым. В масштабах страны это очень сложная задача. В мире среди примеров массовой реновации — Китай. КНР провозгласила государственной политикой развитие жилищного строительства, и именно оно обеспечивает сегодня 24% национального ВВП. Российские темпы тоже приличные — 110 млн кв. м по итогам прошлого года. Прогноз Кабмина: если оставшиеся шесть лет прирастать по 1,5-2%, то выйти на 120 млн кв. м вполне реально.
На обновление фондов работает и федеральная программа по ликвидации аварийного жилья. Благодаря ее реализации с 2019 года расселено почти 12 млн кв. м площадей, на которых проживали более 700 тыс. человек.
«В год в России аварийным признается около 2 млн кв. м жилья. Если этот тренд продолжится, то до 2030 года добавится еще 15-20 млн кв. м «аварийки», и потребуется запустить механизм их замещения. Грубо говоря, если мы строим 110 млн кв. м, то на замещение ветхого жилья должно приходиться минимум 2-2,5 млн кв. м. На реализацию программы по расселению аварийного фонда у нас есть 330 млрд рублей до 2030 года при соотношении софинансирования регионов и Федерации в среднем 60 на 40. Плюс мы очень рассчитываем, что максимально раскрутим проекты комплексного развития территорий с участием в расселении частного бизнеса. Уже сейчас в проектах, где невысокие двух-трехэтажные дома, предприниматели активно обращаются к властям с предложением расселять их за свои деньги. Наша задача — собрать программу до 2030 года, а потом сделать ее саморегулируемой, самодостаточной и продвигать до 2036-го и дальше», — рассказал Марат Хуснуллин в интервью РИА Новости.
«Чистая вода» для ЖКХ. Большие ожидания от реализации программы модернизации инфраструктуры ЖКХ. Через шесть лет улучшение качества предоставляемых коммунальных услуг должны почувствовать минимум 20 млн человек. А для этого предстоит построить и реконструировать не менее 2 тыс. объектов водоснабжения и водоподготовки.
«Программа формируется по принципу синхронизации механизмов поддержки из разных источников финансирования. Например, в рамках программы «Чистая вода» и инициативы правительства «Инфраструктурное меню». За счет такого подхода мы рассчитываем к 2030 году обеспечить ежегодное обновление коммунальных сетей, превышающее их износ, заменить более 150 тыс. км инженерных сетей и модернизировать более 3300 объектов ЖКХ», — сообщил Ирек Файзуллин в интервью ТАСС.
Общая стоимость программы оценивается в 4,5 трлн рублей, из них около 900 млрд — прямые бюджетные деньги, которые пойдут на ряд неокупаемых мероприятий. Также федеральный центр предусматривает для регионов дополнительный объем средств по инвестиционно-бюджетным кредитам на 15 лет под 3% годовых с оговоркой, что ранее взятые кредиты можно не возвращать, а рефинансировать в новые проекты. Кроме того, субъектам разрешат реструктурировать задолженность перед федеральным бюджетом в размере свыше 1 трлн рублей и рекомендуют инвестировать их в первую очередь в ЖКХ.
Кураторы программы намерены жестко требовать соблюдения инвестиционных программ в сфере коммунального хозяйства. В тарифе ресурсоснабжающих организаций инвестнадбавка заложена, однако, как показал анализ, в среднем по стране она выполняется не более чем на 60% в год. «Надо эти деньги «окрашивать» и контролировать, чтобы они шли на обновление инфраструктуры, а не проедались: чтобы машины дорогие не покупали, зарплаты излишне высокие не платили. Ведь и такие негативные примеры, к сожалению, есть, когда сети не обновлены, а у директора — новая иномарка», — заявил Марат Хуснуллин РИА Новости.
Предстоит навести порядок и в плате за присоединение к инженерно-коммунальным сетям новых объектов. Ежегодно ресурсоснабжающие организации получают за это 200-250 млрд рублей. Важно знать и видеть, на что тратятся такие огромные средства.
«Нельзя строить новые дома и сажать их на старые сети. При разработке национального проекта важно учитывать и это обстоятельство», — подчеркнул председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин.
Территории повышенной комфортности. К 2030 году в России должно быть благоустроено не менее 30 тыс. общественных территорий. По общему мнению, такие пространства становятся новыми точками притяжения местных жителей. Более того, они открывают дополнительные возможности и перспективы для развития малого и среднего бизнеса, внутреннего туризма. Только с начала 2024 года в стране обновлено 573 двора и 600 общественных пространств. В их числе — парки и скверы, набережные, площади, улицы и пешеходные зоны. Всего же с начала реализации федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» облагорожено 66 411 территорий.
С каждым годом растет активность граждан. В нынешнем году количество россиян старше 14 лет, принявших участие в решении вопросов развития городской среды в муниципальных образованиях, достигло 22,2 млн человек, в их числе 17,2 млн, высказавшихся за объекты благоустройства во время всероссийского голосования. Кроме того, граждане участвовали в анкетировании, опросах, дизайн-играх, форумах...
Сегодня в рамках федпроекта «Формирование комфортной городской среды» в 712 населенных пунктах 84 регионов реализуются комплексные проекты победителей Всероссийского конкурса по благоустройству.
С момента старта программы уже завершено 711 проектов, в процессе реализации находятся еще 316.
«Люди связывают планы по рождению детей с качеством городской среды, поэтому нужно развивать все: инфраструктуру, транспорт, пешеходные зоны, экологию, безопасность. По мнению многих экспертов, город, который комфортен для ребенка, удобен и для взрослого. Поэтому мы провели опрос, в ходе которого дети рассказали, какими они видят спортивные и игровые площадки, дворы, парки. Также оказалось, что 77% из них готовы участвовать в принятии решений о развитии города. Мы обязательно учтем полученные результаты в своих проектах», — поделился генеральный директор ДОМ.РФ Виталий Мутко на полях ПМЭФ-2024.
Надежда и опора. В августе на заседании Совета законодателей министр экономического развития РФ Максим Решетников представил обновленную Стратегию пространственного развития России. В ней предлагается новое понятие — опорный населенный пункт. Таких пунктов авторы документа выделили более 2 тыс. С учетом прилегающих территорий по охвату населения они покрывают почти всю страну. Согласно нацпроекту «Инфраструктура для жизни» к 2030 году качество среды для жизни в опорных населенных пунктах должно улучшиться на 30%, а к 2036-му — на 60%. Для опорных населенных пунктов разрабатываются программа развития и перечень целевых показателей инфраструктурного развитие по коммунальным сетям, дорогам, объектам здравоохранения, образования, культуры и спорта. «Через систему опорных пунктов удалось сформировать каркас системы расселения и территориальной организации России. В перечень вошли 86% малых и средних городов, 91% исторических поселений. Это принципиальное отличие от действующей стратегии, где акцент делался на развитие крупных агломераций с населением от 500 тыс. человек», — пояснил Максим Решетников.
Член-корреспондент РАН, профессор, доктор экономических наук Александр Широв считает, что система опорных пунктов может стать гибким механизмом устранения разрывов в уровне жизни россиян, в доступности базовых услуг и бюджетной обеспеченности. «Опорные пункты включают не только крупные центры экономического роста (агломерации), но и мелкие населенные пункты, включая сельские. Это даст возможность формировать более гибкую политику, связанную с участием федерального центра в поддержке развития населенных пунктов, учитывать нужды стратегически важных, в том числе в области безопасности, городов и сел, управлять рисками в моногородах, поддерживать наукограды», — отметил эксперт.
Фундамент экономического развития. НА ПМЭФ-2024 первый заместитель председателя правления Сбера Александр Ведяхин озвучил оценку, согласно которой капиталоемкость крупных инфраструктурных проектов в России до 2030 года оценивается в 70 трлн рублей, из них 30 трлн — инвестиции в транспортную инфраструктуру. «Если реализуется даже половина проектов, это даст 1% к ежегодному росту ВВП до 2035 года», — подсчитал Ведяхин.
По данным Марата Хуснуллина, при вложениях населения в жилье 7-8 трлн рублей необходимо подтягивать дороги, общественный транспорт, социальную инфраструктуру. «Вложения в инфраструктуру открывают новые возможности для развития территорий, промышленности и торговли. Одно рабочее место в строительной отрасли обеспечивает до девяти рабочих мест в других сферах. В связи с этим стройкомплекс является одним из главных драйверов развития экономики», — подчеркнул вице-премьер.
А заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов уверен, что инфраструктура не драйвер, а фундамент экономического развития. «Новая Москва без развития дорог, метро и инженерной инфраструктуры оставалась бы пустой территорией, не создающей никакой добавленной стоимости бюджету. Поэтому ежегодно столица направляет 35-40% бюджета на инфраструктурные проекты, что позволяет развивать промышленность и в целом экономику города», — сообщил Владимир Ефимов.
Эксперты отмечают: учитывая ограниченные финансовые возможности многих регионов, важную роль играет привлечение в реализацию инфраструктурных проектов внебюджетных средств. Также востребовано государственно-частное партнерство.
«Инфраструктурные проекты в основном долгосрочные, при нынешней ключевой ставке их трудно финансировать без поддержки государства. Поэтому хотелось бы, чтобы власти еще активнее развивали такие механизмы, как «Фабрика проектного финансирования», ГЧП, концессии», — признался главный управляющий директор Альфа-банка Владимир Верхошинский.
Собственно, власти так и поступают. На ПМЭФ-2024 было объявлено об увеличении с 500 до 600 млрд рублей лимита «Фабрики проектного финансирования» — механизма финансирования крупных проектов стоимостью от 3 млрд рублей за счет привлекаемых ВЭБ.РФ синдицированных кредитов. По оценкам института развития, это позволит дополнительно профинансировать проекты на 2,6 трлн рублей — речь идет как об инфраструктуре, так и о промышленных объектах. Также в нынешнем году продлена программа инфраструктурных бюджетных кредитов, которые выдаются регионам на 15 лет по ставке 3% годовых. На 2021-2025 годы распределен 1 трлн рублей таких кредитов.
Руководители субъектов уже успели заявить, что приветствуют разработку национального проекта «Инфраструктура для жизни» и собираются принять в его реализации самое активное участие.
«Новый нацпроект призван решить поставленную президентом задачу — кардинально повысить в ближайшие годы качество инфраструктуры в регионах. Поэтому подход к реализации его мероприятий должен быть комплексным: необходимо увязать все действующие программы и различные источники финансирования. Нужна консолидация всех ресурсов», — высказал мнение губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
«Мы полностью готовы к вхождению в новый нацпроект. Уже заявили для включения в него несколько опорных транспортных артерий: два обхода Кисловодска, три развязки в Пятигорске, обход Ставрополя, расширение дороги в аэропорт краевого центра до четырех полос. Рассчитываем, что эти проекты будут поддержаны», — поделился губернатор Ставрополья Владимир Владимиров.
«Ждем запуска нового нацпроекта. Надеемся на федеральную поддержку. Будем вкладываться не только в строительство нового, но и в реконструкцию старого жилого фонда. Не дожидаясь госфинансирования, выделяем в текущем году миллиард рублей на ремонт аварийных коммуникаций в ста домах региона», — сообщил губернатор Липецкой области Игорь Артамонов.
Мнение эксперта
Геннадий Шевченко, эксперт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ:
— Национальный проект «Инфраструктура для жизни» призван синхронизировать те инструменты (строительство жилья, дорог, социальных объектов, обновление коммунальных сетей и общественного транспорта), которые уже находятся в работе и хорошо себя зарекомендовали. В нем заложена основа стратегической национальной цели под названием «Комфортная и безопасная среда для жизни», для достижения которой требуется увязать в единый механизм все рабочие проекты таким образом, чтобы комплексно решались даже разноплановые задачи, чтобы была возможность их оперативной корректировки с учетом текущего момента. Иными словами, глава государства поручил ответственным лицам свести воедино стратегическую цель с тактическими приемами ее достижения.
О тактических задачах разговор особый. Премьер-министр Михаил Мишустин не скрывает, что проблем пока более чем достаточно. Остро стоит вопрос замены около трети всех сетей водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, сокращения количества жилья, признанного аварийным, приведение в нормативное состояние дорожной сети и т. д. Вице-премьер Марат Хуснуллин считает, что для достижения цели обновления на 20% жилищного фонда необходимо построить не менее 1 млрд кв. м жилья с 350 млн кв. м сопутствующей инфраструктуры. Это потребует вовлечения в оборот 250 тыс. га земли.
Уже прорабатывается программа развития опорных населенных пунктов. В ней определены 2 тыс. точек роста с мастер-планами для 200 городов. Все мероприятия масштабные, а потому живой интерес вызывают вопросы их финансирования. Будут задействованы не только бюджетные средства, но и специальные казначейские и инфраструктурные бюджетные кредиты, гособлигации. Регионам планируют списать две трети задолженности по бюджетным кредитам, поскольку именно им предстоит активизировать весь потенциал и собрать все ресурсы для решения поставленных инфраструктурных задач.