Вестник. Поволжье

Юрий Кузьмин: «Производить ремонт новых дорог не ранее чем через шесть лет после ввода в эксплуатацию»

Юрий Кузьмин: «Производить ремонт новых дорог не ранее чем через шесть лет после ввода в эксплуатацию»

Сегодня в дорожное хозяйство Татарстана активно внедряются контракты жизненного цикла

Сегодня в дорожное хозяйство Татарстана активно внедряются контракты жизненного цикла. Кроме того, в республике действует специальная программа строительства сельских дорог, растет уровень освещенности трасс, возобновлено строительство бетонных дорог. В целом же дорожная отрасль республики стоит на трех «китах». Это повышение качества работ, эффективный надзор за использованием денежных средств и ответственность за сданные объекты.

Гарантия жизни дорог
Одним из существенных недостатков дорожного финансирования в России долгое время было отсутствие у подрядчиков экономической мотивации к качественному выполнению работ. Решить эту проблему в стране в целом призваны контракты жизненного цикла (КЖЦ), согласно которым подрядные организации берут на себя обслуживание построенных дорог. С этого года мы переходим на заключение трехлетних контрактов по содержанию и обслуживанию дорог общего пользования. Таким образом, при сохранении прежних объемов финансирования подрядчик получит возможность более рационально расходовать бюджетные средства. Но в Татарстане исторически так сложилось, что большинство подрядчиков работает по КЖЦ. В республике 42 района, а работы по содержанию автомобильных дорог выполняют восемь подрядных организаций. И именно в тех районах, где они обслуживают дороги, чаще всего они же и выигрывают торги по строительству и ремонту автомобильных дорог. Они имеют современные производственные базы и комплексы техники, позволяющие выполнять широкий спектр работ. И надо отметить, что это дает возможность им предложить минимально низкую цену. А мы сегодня, согласно федеральному закону о госзакупках, связаны ценой, поэтому в республике нет представителей из соседних территорий. То же самое можно сказать и про другие регионы, для которых работать здесь у нас и по нашим ценам нерентабельно. В то же время если говорить об объемах, то не может организация, выполняющая годовой объем в 100 миллионов, претендовать на объекты стоимостью миллиард. А закон о госзакупках это допускает, в результате страдает и заказчик, и подрядчик.
Я считаю, что выполнение работ в другом регионе возможно при условии, если там нет своих производственных мощностей, организаций, способных выполнять необходимый объем работ для региона. Как пример можно привести Дальний Восток и строительство автодороги Чита — Хабаровск, где наши строители из Татарстана приняли активное участие.

Модернизация — это качество и контроль
Думаю, что впереди дорожную отрасль ждут серьезные перемены, связанные с необходимостью повышения качества работ и эффективности надзора за использованием денежных средств.
Существующие сегодня отраслевые дорожные нормы, рекомендации по межремонтным срокам на дороги, основанные на разработках XX века, не удовлетворяют потребности общества. Не буду вдаваться в детали — дорожники меня поймут. Но сегодня недопустимо производить ремонт на новых дорогах в сроки менее чем через шесть лет после ввода в эксплуатацию. Это с одной стороны. С другой стороны, дороги, как автомобиль, без своевременного техобслуживания жить не могут. Я имею в виду своевременный комплекс работ — поверхностную обработку, замену слоя износа.
Гарантией того, что вышеперечисленные работы будут выполнены качественно, является широкий комплекс современной импортной техники, которой обладают наши подрядные организации, начиная от заводов и заканчивая асфальтоукладочной техникой, работающей в автоматическом режиме и использующей различные системы автоматического нивелирования.

В этой связи хотелось бы подчеркнуть и роль дорожных лабораторий. Подрядная организация, не имеющая сертифицированную лабораторию с современным оборудованием, на рынке дорожных услуг сегодня представлена быть не может.
Много внимания уделяется освещенности трасс — это одна из важнейших составляющих безопасности на дороге. В 2011 году обеспечены освещением более 140 км, особое внимание — участкам с высокой концентрацией ДТП. Кроме того, в ГКУ «Главтатдортранс» возобновили строительство бетонных дорог с современным комплектом машин. Подрядчиком при их строительстве выступает ООО «РиСД». Как и любому дорожнику, мне знакомы дороги из бетона. Каждый специалист может отметить как положительные, так и отрицательные их особенности. И все-таки за ними будущее, особенно в свете необходимости решения проблемы образования колеи.

Сельские дороги — вопрос социальный
Сегодня одним из актуальных вопросов является состояние сельских дорог. Надо отметить, что около 30% сел и деревень в Татарстане еще не имеют связи по дорогам с твердым покрытием с основной сетью автомобильных дорог.
В настоящее время в республике работает специальная программа строительства сельских дорог, а также разработан и внедрен стандарт, который предусматривает сооружение дорог с облегченным и переходным типом покрытия по нормативам V технической категории. В некоторых районах есть возможность строить покрытия из местных каменных материалов с обработкой органическими вяжущими веществами, что позволяет удешевить их примерно в три раза и сократить сроки строительства. В перспективе, если реализация программы пройдет успешно, до 2017 года все сельские населенные пункты будут обеспечены дорогами с твердым покрытием. «Главтатдортранс» активно участвует в реализации Федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», направленной на прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием. В 2011 году в рамках данной программы построено 62 км дорог, что позволило соединить с дорожной сетью 23 населенных пункта. Согласно решению президента РТ Рустама Минниханова мы не обходимся строительством дорог только до населенного пункта, а обязательно доводим трассу до социально значимых объектов (школа, клуб, мечеть, магазин). Всего же в 2011 году соединено дорогами 60 населенных пунктов республики. Кроме того, каждую весну в ГКУ «Главтатдортранс» составляет план противопаводковых мероприятий, согласно которому населенные пункты Республики Татарстан, попадающие в перечень зон ожидаемых подтоплений, находятся на ежедневном контроле. Не обходится и без ЧП. Например, в последний день моей командировки на дороге Казань — Чистополь прорвало бесхозную дамбу, и вода пошла через дорогу, отрезав три населенных пункта от райцентров. На место происшествия выехали дорожники, в кратчайшие сроки наладили обеспечение пострадавших сел всем необходимым. По-моему, это лучшее подтверждение профессионализма.

Справка
Государственное казенное учреждение «Главное управление содержания и развития дорожно-транспортного комплекса Татарстана при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан» (ГКУ «Главтатдортранс») создано на основании постановления Кабинета министров Республики Татарстан от 7 сентября 2001 года. Деятельность «Главтатдортранса» подчинена обеспечению беспрепятственного, безопасного и комфортного проезда по дорогам республики, находящимся в оперативном подчинении организации. Для этого созданы три управления с соответствующими отделами и институт зонных кураторов, в обязанности которых входит контроль за сооружением, реконструкцией, ремонтом и содержанием дорог на местах. Кроме того, в республике запущена система метеообеспечения, транслирующая информацию о состоянии дорожного полотна, загруженности трассы, коэффициенте сцепления на дорогах и о многом другом, что позволяет дорожникам заранее подготовиться к возможным нештатным ситуациям.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!