В 70-х годах, когда вокруг завода-автогиганта КАМАЗ вырос целый город, особое внимание уделялось дорожному строительству. Генеральным планом строительства Набережных Челнов были изначально предусмотрены широкие магистральные и внутриквартальные дороги. Такая практика применяется и по сей день. О том, как работа, выполненная на совесть, помогает экономить бюджет города, рассказывает мэр Автограда Василь Шайхразиев.
— Новый генеральный план Автограда, утвержденный на сессии городского Совета народных депутатов летом 2006 года, рисует образ будущего города на 20 лет вперед. К 2025 году территория Набережных Челнов вырастет почти на 5 тыс. гектаров, а жилищный фонд увеличится с 9 до 13 тыс. кв. метров. В связи с этим строительство транспортной инфраструктуры становится неотъемлемой составляющей этих грандиозных планов. Какое внимание уделяется ремонту и строительству новых дорог?
— К счастью, все эти годы мы даже не знали о такой проблеме, как капитальный ремонт дорог. Все дороги построены на основе бетонного покрытия, так называемой бетонной подушки. Именно она дает минимальную усадку, что не свойственно для дорог в других районах Татарстана. Бетонная основа — это не только долговечность и удобство, но и серьезное финансирование. Когда мы начали ремонтировать наши дороги, при вскрытии асфальта увидели качественное основание. В то время работали, конечно, на совесть. Поэтому сейчас нам приходится только «лечить», а не капитально ремонтировать. Особенностью города является строго прямоугольная схема транспортной системы, наличие местных проездов, 24 подземных пешеходных перехода, семь развязок в двух уровнях и четыре кольцевых пересечения, которые обеспечивают высокую пропускную способность при интенсивности движения. Отсутствие большого скопления машин улучшает экологию города. Это не только красиво, главное — безопасно и удобно при обслуживании. Во внутриквартальных дорогах имеются «карманы», а возле жилых домов — достаточное количество парковочных мест. Поэтому мы говорим, что по дорожной инфраструктуре Набережные Челны построены как город будущего. Сейчас идет реконструкция наземных пешеходных переходов в соответствии с современными стандартами дорожного строительства. При реконструкции делают специальную асфальтовую дорожку для велосипедистов шириной 1,5 метра. Ширина тротуара для пешеходов составляет 3,5 метра. Тротуарная зона будет выложена брусчаткой.
— Какие новые объекты появятся в городе?
— Конечно, мы бы хотели, чтобы они появлялись чаще. Но у нас больше бюджет выживания. Поэтому мы стараемся включиться в федеральные или республиканские программы. К счастью, для крупных городов изыскиваются средства на капремонт и на строительство новых дорог. Стоит сказать, что в 2006 году нам удалось привлечь инвестиции на сумму порядка полумиллиарда рублей для строительства дорог в трех новых микрорайонах. Это Прибрежный, Яшьлек и Замелекесье. По современным законам строительства жилья и освоения новых микрорайонов в Челнах сначала строятся дороги, проводится освещение, ливневые канализации и только потом вокруг созданной инфраструктуры строятся жилые дома. На днях в микрорайоне Замелекесье мы открываем 44 тыс. кв. метров жилья, это четыре жилых дома. Мы рады, что новая система строительства оправдывает все наши ожидания.
— А какие еще новые веяния в сфере дорожного строительства применяются в Набережных Челнах?
— Сегодня мы идем по пути инновационных и нанотехнологий. Яркий пример тому — применение устройства тонкослойных слоев износа по технологии «Тонфриз». Во время капитального ремонта пр. Мира мы положили новый, абсолютно качественный асфальт по этой системе. До нас эта технология применялась только в Санкт-Петербурге. Суть ее в том, что в качестве слоя покрытия использован тонкослойный износостойкий щебеночно-мастичный асфальтобетон, который обеспечивает повышенное сцепление покрытия. За счет этого значительно снижается уровень шума от проезжающих автомобилей, в плохую погоду уменьшается разбрызгивание воды колесами автомобиля, повышается износостойкость. Кроме проспекта Мира эта технология использовалась при ремонте участка от проспекта Беляева до проспекта Яшьлек, проспекта Вахитова, проспекта Хасана Туфана. Кроме того, мы уже давно устанавливаем светофоры для пешеходов на солнечных батареях. Вся территория недавно сданного «IT-парка» освещается светодиодными лампами. Мы не боимся экспериментировать, но в то же время хотим, чтобы каждый рубль налогоплательщика Набережных Челнов был эффективно использован.
— В конце августа в вашем городе прошел фестиваль цветов. Цветочные композиции были посвящены Году России и Году историко-культурного наследия Республики Татарстан. Как вы оцениваете подготовку и проведение фестиваля в этом году?
— Уровень проведения фестиваля, безусловно, всегда высок. Но это не праздник двух дней, когда красивые фигуры, цветочные композиции украшают шоу артистов. Идеология фестиваля цветов кроется в его социальной направленности. Во время фестиваля мы подводим итоги конкурса по содержанию внутридворовых участков. Комиссия конкурса решает, в каком микрорайоне более продуманно подходят к озеленению двора. В рамках этого конкурса мы награждаем лучшего сантехника, дворника и старшего по дому. В процесс голосования активно вовлекаются сами жильцы. Победителям предоставляются путевки в санаторий. Поэтому у работников ЖКХ появляется стимул облагораживать территорию дома. Отрадно, что некоторые задумки находят свое отражение и на улицах города. В дальнейшем мы также планируем проводить такие конкурсы уже с денежными призами от 250 тыс. рублей до 1 млн рублей, соответственно, за 3-е, 2-е и 1-е места. Сейчас мы разрабатываем некие параметры, согласно которым тот или иной микрорайон может претендовать на денежный приз. Ведь на эти деньги можно сделать косметический ремонт или отремонтировать кровлю.
— А существуют ли общие правила благоустройства Набережных Челнов?
— На днях как раз состоялось заседание городского совета, где были приняты новые правила благоустройства. Старые правила себя изжили. Город развивается, требования жителей по благоустройству города увеличиваются. И сегодня для нас важна эффективность принятых мер. Например, мы достаточно продуктивно работаем по программе «Доступная среда». И это не только строительство велосипедных дорожек для активного населения Челнов, но и возведение удобных пандусов для инвалидов, пожилых, мам с колясками. При строительстве новых тротуаров также предусматривается удобство для этих слоев населения. Общее правило благоустройства — это обеспечение безопасности на дорогах, детских площадках, придомовых территориях. Кроме того, для эксплуатирующих организаций действует система поощрений и наказаний.
— Василь Гаязович, в этом году вы вошли в состав Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления. Какие задачи стоят перед вами на этом посту?
— Для обмена опытом с другими субъектами РФ в Республике Татарстан был создан Совет муниципальных образований, в состав которого включили и меня. Затем я вошел в состав Советов при Президенте РФ и по Приволжскому округу. Недавно состоялось заседание первого Совета по Приволжскому округу в Уфе. Мы уже серьезно начали работать по вопросам эффективных путей развития местного самоуправления. Выносим на обсуждение животрепещущие вопросы, решение которых возможно только на федеральном уровне. Остальные вопросы стараемся решать на уровне субъектов. Например, если в каком-либо субъекте есть нерешенная проблема, на заседании совета он озвучивает свой вопрос и получает его решение исходя из опыта других субъектов, которые уже решили этот вопрос у себя. Поэтому мы называемся не советом по решению проблем, а советом по развитию. Мы предлагаем некий механизм, который будет универсальным для всех. Автоматически любое развитие будет ставить крест на проблемах. Сегодня мы разрабатываем инструменты работы с тем финансированием, которое есть. Ведь общая проблема субъектов РФ — нехватка финансирования.
— В преддверии Дня дорожника у вас есть возможность обратиться к специалистам этой отрасли с пожеланиями со страниц нашего журнала.
— Дорога — это кормилица. Мы помним длинные тракты, по которым осуществлялся привоз продовольствия, почты и других необходимых вещей. Сегодня доставку можно осуществить в любую точку мира воздушным, морским, железнодорожным путем. И в этот процесс вовлечено колоссальное количество работников дорожной сферы. Строительство, эксплуатация, обслуживание, безопасность и комфорт транспортной инфраструктуры как раз лежат на плечах этих людей. С удовольствием хочу выразить слова благодарности всем дорожникам страны, пожелать добра, здоровья и благополучия. Ведь это одна из немногих профессий, которая соединяет города, населенные пункты, а может, даже где-то и сердца.
Василь Шайхразиев: «Спустя 40 лет дороги в Набережных Челнах как новые»

В 70-х годах, когда вокруг завода-автогиганта КАМАЗ вырос целый город, особое внимание уделялось дорожному строительству
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее

Два десятилетия — урожай стабильный
ООО «Возрождение 98», опираясь на научные достижения, производит семенной материал высокого уровня качества

В перерабатывающей промышленности Башкортостана за 5 лет исполнено 12 инвестпроектов
Сегодня в республике реализуются инвестиционные проекты на сумму около 13 млрд рублей

И дороги, и сельское хозяйство
Фермерское хозяйство Алексея Макарова работает в Чувашии уже более четверти века. Как вспоминает сам руководитель хозяйства, к занятию фермерством его подтолкнула жизнь.

15 лет созидания
В 2020 году один из крупнейших в Поволжье производителей птицы ГК «Акашево» отметит 15-летний юбилей

Самый большой рост экономики за последние девять лет зафиксирован в Мордовии
По темпу роста оборота розничной торговли этот регион — лучший среди субъектов ПФО и второй в России

Казанский вертолет «Ансат-М» сможет покорять Арктику
Новая модернизированная модель Казанского вертолетного завода «Ансат-М» будет представлена на Международном авиакосмическом салоне – 2021 в подмосковном Жуковском, который пройдет во второй половине июля.
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...

У Новогодней столицы России уже заполнен график экскурсий
Киров готовится к встрече гостей со всей страны
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год
ТОП-50 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
50 ключевых проектов на 1,5 трлн рублей помогут сохранить устойчивость экономики в ПФО

ТОП-20 крупнейших инвестиционных проектов импортозамещения ПФО
Регионы Поволжья вносят весомый вклад в импортозамещение России

Полиэтническая культура Поволжья
Через культуру поколения сохраняют историю своего народа