Вестник. Поволжье

Сергей Степашин: «К контролю за расходованием средств на ЖКХ нужно привлекать самих граждан»

Сергей Степашин: «К контролю за расходованием средств на ЖКХ нужно привлекать самих граждан»

По данным выборочной проверки, проведенной Минрегионразвития РФ, в январе-феврале наступившего года в 49 регионах России выросла плата за коммунальные услуги.

По данным выборочной проверки, проведенной Минрегионразвития РФ, в январе-феврале наступившего года в 49 регионах России выросла плата за коммунальные услуги. По расчетам министерства, в нынешнем году ожидается повышение платы за ЖКУ в нескольких десятках субъектов Федерации на уровне 10% и более. В связи с этим есть серьезные сомнения, что поручение президента об ограничении роста платы за ЖКУ шестью процентами будет выполнено. Выход — в принятии комплекса документов, которые обеспечат прозрачность и предсказуемость в сфере предоставления услуг ЖКХ, а также в ужесточении контроля за работой коммунальщиков, в том числе за счет привлечения к этому процессу общественности, считает председатель Счетной палаты России Сергей Степашин.

Две составляющие роста платы за ЖКУ

Коллегия Счетной палаты утвердила результаты мониторинга изменения тарифов на электрическую и тепловую энергию, проведенного по поручению Совета Федерации совместно с региональными КСО. Особое внимание мы обратили на ситуацию, сложившуюся в начале 2013 года. Попытались разобраться, какие факторы вызвали резкое, скачкообразное повышение платы за жилищно-коммунальные услуги. Было установлено, что есть две основные составляющие — нетарифная и тарифная. Нетарифная составляющая связана главным образом с непрозрачностью формирования затрат на общедомовые нужды. До конца 2012 года в ряде муниципальных образований при расчете платежей не были учтены фактические данные потребления коммунальных услуг, их объем, необходимый для содержания и ремонта общего имущества дома, а также объем несанкционированного потребления сторонними потребителями. В 2013 году многие организации ЖКХ решили воспользоваться своим правом установления платежей на общедомовые нужды. Однако порядок расчетов по взиманию этих платежей, а также определение перечня общего имущества, площади которого могут включаться в расчет платы, нормативно не урегулированы. Непрозрачность, отсутствие механизмов контроля за определением нормативов потребления привели в ряде случаев к необоснованно завышенным начислениям на общедомовые нужды и, следовательно, к резкому росту платы за ЖКУ. Кроме того, во многих домах отсутствуют общедомовые и индивидуальные приборы учета, нет единого утвержденного механизма снятия показаний приборов учета, что создает дополнительные возможности для манипуляций и злоупотреблений управляющих организаций. В 2012-2013 годах решения в области тарифного регулирования регионы принимали в условиях отсутствия законодательно установленных полномочий по ограничению роста платы граждан за коммунальные услуги с многочисленными нарушениями действующих нормативных правовых актов. За прошлый год нарушения выявлены в каждом втором из проверенных ФСТ России тарифных решений на электрическую и тепловую энергию.

Варианты решения проблемы
Сложившаяся ситуация приводит к необоснованному росту тарифной нагрузки для конечных потребителей. В Правительстве России рассматриваются различные варианты скорейшего и наиболее эффективного решения проблемы ограничения роста платы за ЖКУ. В частности, предлагается передать на федеральный уровень полномочия по установлению норм потребления ресурсов, что представляется спорным для федеративного государства с большими региональными различиями... Очевидно, что будет возвращена отмененная норма о законодательном ограничении роста платы граждан за коммунальные услуги, и это правильно.
Для выполнения поручения президента необходимо законодательно регулировать не только тарифы, но и общий уровень финансовой нагрузки на потребителя. Ожидается, что с 2014 года должен вступить в силу комплекс документов, которые обеспечат прозрачность и предсказуемость в сфере предоставления услуг ЖКХ. Будут установлены требования по качеству услуг. В отношении недобросовестных компаний, необоснованно повышающих плату, оказывающих некачественные услуги, будет предусмотрена возможность их ликвидации и дисквалификации должностных лиц.

Последствия ограниченного контроля
Совместно с региональными КСО мы ведем мониторинг и контроль эффективности использования средств Фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт домов и переселение граждан из аварийного жилья.
В реализации региональных адресных программ капитального ремонта и переселения из аварийного жилья за 2009-2012 годы приняли участие 3168 муниципальных образований — всего лишь около 14% их общего количества. Это объясняется в основном невозможностью обеспечить на местном уровне выполнение условий предоставления финансовой поддержки Фонда ЖКХ. Наш анализ показал также, что немалая часть нарушений обусловлена активным вовлечением в жилищно-коммунальный комплекс коммерческих организаций при ограниченных возможностях контроля над их деятельностью — это создает предпосылки для нецелевого и неэффективного расходования средств, оплаты невыполненных работ и снижения их качества, необоснованного роста цен на ЖКУ. Доля многоквартирных домов, находящихся в управлении коммерческих организаций на территориях муниципальных образований, участвующих в реализации программ фонда, составляет порядка 90%. При этом качественных преобразований в отрасли не произошло. Общее состояние жилищного фонда страны по-прежнему характеризуется высокой степенью износа, что способствует избыточному потреблению энергоресурсов и препятствует повышению энергоэффективности отрасли.
Многими управляющими организациями и ТСЖ до сих пор не обеспечен свободный доступ к информации об основных показателях их финансово-хозяйственной деятельности. Это не означает, конечно, что рыночное реформирование важнейшей в социальном плане сферы нужно вообще свернуть. Но необходимо выработать действенные механизмы контроля, которых сейчас явно не хватает. Надеюсь, готовящиеся изменения в Жилищный кодекс позволят существенно повысить подконтрольность и подотчетность организаций жилищно-коммунального комплекса. Кстати, уже внесенные в Жилищный кодекс изменения в части порядка проведения капитального ремонта многоквартирных домов предполагают формирование фондов капремонта самими собственниками жилья. Предполагается, что через несколько лет ежегодный объем этих фондов составит порядка 200 млрд рублей.

Общественные контролеры и их помощники
Считаю, что к контролю за расходованием этих средств необходимо привлекать самих граждан. В соответствии с указом президента № 600 к лету в России должна быть создана сеть общественных организаций для оказания содействия уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением коммунальными организациями своих обязательств. В действующем российском законодательстве реальные механизмы общественного контроля пока не прописаны, поэтому требуется скорейшее принятие соответствующего закона. Полагаю, что основу федеральной системы общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере составит взаимодействие Счетной палаты, Общественной палаты и Фонда ЖКХ, а также Общероссийского народного фронта. Соответственно, на региональном и муниципальном уровнях, где ситуация еще сложнее, система общественного контроля будет осуществляться контрольно-счетными органами субъектов Федерации, региональными общественными палатами, региональными структурами ОНФ и Фонда ЖКХ. Вхождение в состав Координационного совета, предлагаемого к созданию на федеральном уровне, и общественных инспекций (на уровне регионов), представителей контрольно-счетных органов позволит решить и задачу профессионализации общественного контроля.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!