Вестник. Поволжье

Контрольный выстрел

Контрольный выстрел

Государство доверило следить за качеством работы ЖКХ гражданам

«Куда ни приедешь — везде только о коммунальных тарифах и говорят», — заявил Владимир Путин на февральском совещании, посвященном ситуации в ЖКХ. Февральские тезисы президента по одной из самых острых и трудно решаемых российских проблем получили широкий отклик и среди чиновников, и среди участников рынка, и, главное, среди населения. Особенно предложение создания уже к нынешнему лету сети общественных организаций, миссия которых — «содействие уполномоченным органам в осуществлении контроля за выполнением коммунальщиками своих обязательств». Федеральные и региональные начальники считают новый институт действенным инструментом, благодаря которому непременно улучшится качество ЖКУ. Общественники в свою очередь отмечают, что, прежде чем рассчитывать на результат, их необходимо обучить и наделить реальными полномочиями.

Заинтересованные контролеры
В марте Счетная палата России подтвердила обоснованность претензий президента к коммунальщикам. Как показали результаты проведенного по поручению Совета Федерации мониторинга, в 2012 году по сравнению с 2011-м тарифы для населения в среднем по стране увеличились: на электрическую и тепловую энергию, соответственно, на 12,7% и 9,4%, на холодное и горячее водоснабжение — на 6,5% и 10,4%. Именно Счетной палате, а также Общественной палате и Фонду содействия реформированию ЖКХ принадлежит инициатива о развитии в России системы общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере. «Мы исходим из того, что таким образом будет обеспечен контроль за использованием не только бюджетных средств, но и средств граждан», — пояснил глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин. Президент инициативу поддержал, а точнее сказать, перехватил ее, и теперь у большинства россиян новый коммунальный месседж ассоцируется с именем Владимира Путина. «В последнее время проблемы, связанные с функционированием жилищно-коммунального комплекса, стали объектом всестороннего пристального внимания. Если год назад эту тему считали для себя важнейшей 47% россиян, то сейчас — уже 54%», — привел статистику заместитель министра регионального развития РФ Сергей Назаров. Он уверен, что гражданский контроль — это «одна из действенных мер» и «непременное условие улучшения качества жилищно-коммунальных услуг». По наблюдению генерального директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, сегодня в ряде регионов сотрудники органов, наделенных функциями контроля над жилищно-коммунальной системой, занимают пассивную позицию. «Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, как в некоторых субъектах выполняются финансируемые фондом программы расселения аварийного жилья и проведения капитального ремонта многоквартирных домов, — предложил Цицин. — Все нарушения происходят на глазах у контрольно-надзорных и муниципальных органов, у тех, кто обязан реагировать в первую очередь и обладает для этого всеми полномочиями. Без участия общественности контроль в сфере ЖКХ невозможен». «Необходимо привлечь в процесс широкие слои собственников, — согласен президент Союза российских городов Михаил Чернышев. — Привлекая их, мы задействуем максимальное количество контролеров, которые самым непосредственным образом заинтересованы в качестве ЖКУ». Председатель Совета директоров Союза коммунальных предприятий Республики Татарстан Абрек Хайруллин подтвердил «Вестнику» «вполне естественное желание населения получать качественные услуги, заплатив за это соразмерные деньги, жилищно-коммунальные же организации обязаны обеспечить предоставление данных услуг за экономически обоснованные тарифы». Он рассказал, что в республике ведется большая работа по капитальному ремонту жилищного фонда: уже отремонтировано более 7500 домов и улучшено качество проживания более 1,3 млн жителей. «Вместе с тем качество предоставляемых коммунальных услуг осталось на прежнем уровне с учетом значительного износа коммунальной инфраструктуры, — констатировал Хайруллин. — Эти проблемы необходимо было решать одновременно».

Учиться, учиться и учиться
«На протяжении последних десятков лет «коммуналка» является ареной непрерывных социальных конфликтов, а ЖКХ занимает верхнюю строчку в рейтинге проблем, беспокоящих население, поэтому государство вынуждено наводить порядок в этой сфере, — рассуждает председатель комиссии Общественной палаты РФ по местному самоуправлению и жилищно-коммунальной политике, исполнительный директор НП «Национальный центр общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-Контроль» Светлана Разворотнева. — Существуют различные методы наведения порядка, в том числе комплексная модернизация коммунальной инфраструктуры, развитие конкуренции в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг, совершенствование нормативного обеспечения работы отрасли и т.д. Но, пожалуй, именно в организации контроля мы продвинулись дальше всего». Как полагает Разворотнева, словосочетание «общественный контроль» «вошло в моду, но понимают его все по-разному». НП «ЖКХ-Контроль» совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ и Госстроем подготовили методические рекомендации по развитию общественного контроля в субъектах РФ. Он включает три направления.
Первое — защита законных прав собственников жилья: открытие специализированных общественных приемных для консультирования населения по жилищно-коммунальной проблематике, мониторинг ситуации в отрасли с участием НКО и активных граждан, меры общественного реагирования на выявленные нарушения. Для того чтобы общественность получила дополнительные рычаги и инструменты контроля, предлагается внести поправки в действующее федеральное законодательство, дающие профильным НКО право запрашивать информацию, представлять в судах интересы третьих лиц и т.п., а также право утверждения региональных коммунальных тарифов на основании независимой экспертизы. Второе — жилищное просвещение граждан: специально организованная информационная кампания в СМИ, проведение обучающих и просветительских мероприятий для потребителей услуг, информационных и профориентационных семинаров в школах, вузах, ссузах и т.п. И третье — широкое общественное обсуждение проблем ЖКХ, оперативное реагирование на них, согласованный поиск решений с учетом мнений и интересов всех участников рынка. Судя по реакции представителей регионов, жилищное просвещение для них особенно актуально.
Гражданский контроль — это «одна из действенных мер» и «непременное условие улучшения качества жилищно-коммунальных услуг. Таким образом будет обеспечен контроль за использованием не только бюджетных средств, но и средств граждан».
«Среди собственников нет специалистов, способных реально оценить работу предприятий коммунального комплекса, не всегда они способны объединиться и сформировать свои требования, — сетует Михаил Чернышев. — Выход — в организации обучения председателей ТСЖ и советов МКД. Если коммунальщики и собственники действительно партнеры, то должны жить по одним законам, а для этого их надо знать». «Современное жилищное хозяйство — сложный организм, которым необходимо уметь профессионально управлять», — согласен Абрек Хайруллин. По его информации, саморегулируемая организация в сфере управления МКД РТ совместно с Министерством строительства, архитектуры и ЖКХ РТ прорабатывают создание дополнительных механизмов просвещения жителей Татарстана в коммунальных вопросах, в том числе путем повышения профессиональной грамоты работников органов управления ТСЖ и ЖСК. «Считаем возможным также включение в дошкольные и школьные программы образовательных предметов, касающихся сферы ЖКХ», — поделился Хайруллин.

Законодательное сопровождение

Сергей Назаров напомнил, что в соответствии с указом президента № 600 сеть общественных организаций должна появиться уже нынешним летом, «но пока есть только отдельные инициативы граждан». Для их поддержки разработаны и переданы в Государственную думу проекты двух федеральных законов. Первый — «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ» — предлагает предусмотреть участие общественных объединений потребителей жилищных и коммунальных услуг в проведении государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля. Второй — «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» — призван поспособствовать повышению доступности, открытости и удобства пользования информацией о состоянии сферы ЖКХ. В настоящее время НП «Развитие» создает сеть региональных центров общественного контроля в ЖКХ. Их предназначение — формирование реестров НКО, действующих в жилищно-коммунальной области; объединение профильных НКО, активных граждан и экспертов для реализации совместных планов в сфере защиты прав собственников; организационная, методическая и информационная поддержка НКО и населения, их обучение и консультирование; жилищное просвещение; внесение предложений по улучшению качества работы отрасли. При этом региональный центр может быть зарегистрирован как самостоятельное юридическое лицо или существовать без его образования как проект, осуществляемый совместно органами власти и общественными организациями. К июню такие центры должны появиться более чем в 50 субъектах РФ.

Но, пожалуй, главные ожидания заинтересованных участников процесса связаны с принятием федерального закона «Об общественном контроле в РФ». Они надеются, что в ближайшие месяцы проект закона будет внесен на рассмотрение президента. «Мы ждем принятия этого закона, поскольку он значительно повысит официальный статус общественного контроля в жилищно-коммунальной сфере», — объяснил член рабочей группы Общественной палаты РФ по общественному контролю в ЖКХ, профессор Вольдемар Михайлов. По его словам, данный статус предусматривает такие составляющие, как региональное и местное законодательство по вопросам общественного контроля, поддержку общественного контроля органами государственной власти и местного самоуправления, а также средствами массовой информации, урегулирование отношений субъектов общественного контроля с уполномоченными органами. А по мнению Константина Цицина, проявить себя общественники могут и должны уже сейчас: в предстоящие три года в России планируется переселить из аварийного жилья порядка 750 тыс. человек. Цифра внушительная. Чтобы не допустить столь же внушительных злоупотреблений, потребуется контроль на всех этапах — от заключения госконтрактов на строительство новых домов до вручения ключей новоселам, обрисовал фронт работы гендиректор Фонда ЖКХ.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!