Вестник. Поволжье

Новая жизнь воздушных ворот Татарстана

Новая жизнь воздушных ворот Татарстана

Аэропорт Казани модернизирован по проекту Казанского Гипронииавиапрома

Существующее до недавнего времени положение в международном аэропорту Казань давно не устраивало ни жителей, ни руководство, ни гостей республики. Кроме того, все авиакомпании сегодня используют западные воздушные суда, а это требует соответствия инфраструктуры аэропорта международным стандартам ICAO и IATA. Все это привело к тому, что ситуация в аэропорту стала критической и требовала принятия неотложных кардинальных мер.

Аэропорт Казань был введен в эксплуатацию в 1980 г. для обслуживания авиаперевозок на внутренних линиях средней и большой протяженности. Объемно-планировочные решения и технологическая схема здания аэровокзала были рассчитаны на пассажиропоток 80-90-х гг. и не соответствовали современным требованиям. Ряд неотложных работ по приведению сооружений аэропорта в надлежащий вид был выполнен к 1000-летию Казани. Но в преддверии Универсиады-2013 руководством республики было принято решение о коренной модернизации международного аэропорта Казань — воздушных ворот республики, которые должны принять на самом высоком уровне участников и гостей Универсиады. К тому же и чемпионат мира по футболу-2018 не за горами. В связи с этим одному из ведущих проектных институтов России — Казанскому Гипронииавиапрому — была поставлена задача разработать проект строительства нового аэровокзального комплекса, соответствующего мировым стандартам.

При этом решалась двуединая задача — достойно принять участников и гостей Универсиады-2013 и обеспечить постоянно растущие потребности населения республики в авиаперевозках при резком улучшении качества обслуживания пассажиров. Строительство нового аэровокзального комплекса — проект для Татарстана уникальный, в котором задействован опыт зарубежных компаний: стратегическим партнером правительства РТ и инвестором выступил болгарский холдинг «Химимпорт», мастер-план по его заказу разрабатывала немецкая компания «Фрапорт АГ», архитектурную концепцию терминалов и часть разделов проектной документации — болгарские проектные институты «Энергопроект» и «СавантЕлбул», комплекс информационно-технических систем — казанская фирма «Параллакс». Разработку проектной и рабочей документации в полном объеме, в том числе технологических решений и внешней инфраструктуры, и интеграцию всего проекта в целом, его защиту в органах государственной экспертизы выполнил Казанский Гипронииавиапром. Генподрядчиком была выбрана турецкая компания «Монотек». Каждый из участников строительства — профессионал в своей области, имеющий за плечами солидную практику по проектированию и строительству объектов в аэропортах. Это гарантировало успех в решении поставленных задач. Масштабные планы начали реализовываться в октябре 2009 года с подготовки проектной документации терминала 1A, были определены критерии и показатели будущих проектов, намечены конкретные шаги по их реализации. И уже в октябре 2010 года на стройплощадке были забиты первые сваи для фундаментов нового терминала. Размеры терминала — 182x54 м при высоте более 19 м, площадь — 19120 м2. В год он способен обслужить 1,2 млн пассажиров. При этом пропускная способность составляет 600 пассажиров в час, из них 240 — по сектору международных авиалиний. Здание имеет уникальное запоминающееся архитектурно- художественное решение. Фасады выполнены в виде наклонных стеклянных витражей и композитных систем, цилиндрическая кровля — из высококачественных алюминиевых панелей по системе «Калзип». Мощные нависающие над фасадами козырьки, придавая зданию запоминающийся облик, служат для защиты пассажиров от атмосферных осадков.

Телетрапы являются сегодня желательным атрибутом пассажирских терминалов в крупных аэропортах. Однако к моменту принятия окончательного решения о применении телетрапов каркас здания терминала, часть ограждающих конструкций и перекрытия были возведены, и перед институтом была поставлена непростая задача — встроить в уже построенное здание с сохранением его конструктивной надежности дополнительные перекрытия и галерею вдоль всего здания для обеспечения возможности посадки-высадки пассажиров через телетрапы и увеличения площади накопителей. Тут в полной мере пригодился богатый опыт генерального конструктора Казанского Гипронииавиапрома Г.П. Никитина и главного специалиста строительного центра А.В. Индейкина. Задача была успешно решена, при этом для дополнительных фундаментов был применен перспективный способ изготовления грунтоцементных свай непосредственно в толще грунтов основания без динамического воздействия на существующие конструкции. В итоге здание обогатилось четырьмя пассажирскими телетрапами с системами автоматической парковки воздушных судов: три телетрапа для обслуживания самолетов категории «С» — Як-42, Б-737, А-319/320; один телетрап для самолетов категории «Д» — Ту-154, Ту-204, Ту-214, Б-767, А-310, А-321 и их аналогов. Таким образом, все проблемы были успешно преодолены, и новый терминал 1А украсил аэропорт, явившись воплощением давней общей мечты. Он удовлетворяет самым взыскательным требованиям и уже получил высокие оценки специалистов.

Реконструкция старого терминала 1 тоже оказалась крайне непростой задачей. После принятия решения о его сохранении и реконструкции возникла необходимость увязать оба терминала в единый аэровокзальный комплекс. Это было решено проектом «теплой вставки» между терминалами, в которой, кроме обеспечения функции общей коммуникации и единого объема, на верхних этажах разместились службы аэропорта, эвакуированные из существующего терминала для обеспечения возможности проведения строительно-монтажных работ во время его реконструкции. Кроме того, вставка была использована для соединения аэровокзального комплекса со скоростной интермодальной железной дорогой, и пассажиры получили возможность удобного перехода с аэроэкспресса непосредственно в здания терминалов по специальной галерее с траволатором, соединившей крытую железнодорожную платформу с «теплой вставкой» в уровне второго этажа. При этом для удобства перемещения пассажиров во вставке предусмотрены эскалаторы и лифт. При проработке новой компоновки терминала 1 и технологических решений были расшиты все узкие места старого здания. Тут пригодился опыт молодого, но уже имеющего серьезные технологические разработки аэровокзалов, ведущего технолога Г.В. Шаргина. По проекту реконструкции были заменены все инженерные коммуникации, приведен в порядок подвал, заново отделаны все технологические и служебные помещения, ликвидированы старые фасады и заменены на стеклянные витражи и композитные системы.
Была переосмыслена привокзальная площадь перед терминалами, организована удобная схема движения автотранспорта, многочисленные парковки.

В итоге был создан единый аэровокзальный комплекс, включающий три здания, объединенные в единый архитектурно-технологический ансамбль, связанный посредством надземной галереи с железнодорожным аэроэкспрессом, осуществляющим интермодальные перевозки от железнодорожного вокзала до аэропорта. Жители и гости Республики Татарстан уже по достоинству оценили новые объекты, совершенно новый уровень обслуживания в международном аэропорту Казань, который будет продолжать модернизироваться и преображаться!

420127 г. Казань, Дементьева, д. 1. Тел.: (843) 571-95-48
Факс: (843) 571-96-56
http://www.gap-rt.ru/
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!