Вестник. Поволжье

Летная погода

Летная погода

Самые большие расходы городов Поволжья при подготовке к ЧМ-2018 связаны с транспортной инфраструктурой

Матчи чемпионата мира по футболу пройдут в 11 городах России. Четыре из них — Казань, Нижний Новгород, Самара и Саранск — расположены в Приволжском федеральном округе. Столица Татарстана может принять мундиаль хоть сегодня — на объектах, построенных к XXVII Всемирной летней Универсиаде. В остальных городах ПФО большую часть объектов только предстоит создать. По подсчетам «Вестника», их совокупный «футбольный» бюджет — порядка 370 млрд рублей. Значительная доля средств будет потрачена на возведение новых и модернизацию существующих объектов транспортной инфраструктуры, прежде всего аэропортовых комплексов.

Инфраструктура с запасом
«Транспортной инфраструктуры, построенной в Казани к Универсиаде, хватит надолго», — уверен министр транспорта и дорожного хозяйства Татарстана Ленар Сафин. В самом деле, благодаря XXVII Всемирным летним студенческим играм город получил, во-первых, фактически новые «воздушные ворота». Как рассказал генеральный директор международного аэропорта «Казань» Алексей Старостин, частный инвестор Bulgarian Aviation Group вложил в проект порядка 2 млрд рублей. Пропускная способность нового терминала составила 1,2 млн пассажиров в год, а после реконструкции действующего увеличилась до 3 млн. В целом проект развития аэропорта рассчитан до 2025 года — к этому времени он сможет обслуживать уже до 5 млн пассажиров, а удлинение взлетно-посадочной полосы до 3750 метров позволит принимать воздушные суда любых типов. Во-вторых, открылись сразу три новые станции метро: «Декабристов», «Московская» и «Авиастроительная». Таким образом, было завершено строительство второго участка первой линии казанского метрополитена. К 2015 году планируется продлить ее, построив станцию «Дубравная». «В дальнейшем предполагается построить первый участок второй линии метрополитена от станции метро «Ю. Фучика» до станции метро «Сахарова» и второй участок второй линии от станции метро «Волгоградская» до станции метро «Футбольный стадион», — поделился планами Ленар Сафин. В-третьих, построены и реконструированы 23 городские дороги общей протяженностью 65,1 км, построены 11 транспортных развязок, построены 36 и реконструированы 5 пешеходных переходов, отремонтированы и построены 63 городские улицы общей протяженностью почти 90 км.
Сегодня, когда Универсиада уже позади, а впереди чемпионат мира по футболу, пожалуй, наиболее масштабным и перспективным для татарстанской столицы проектом транспортной инфраструктуры является строительство скоростной железнодорожной линии Москва — Казань. С инициативой его реализации выступил президент России Владимир Путин. На состоявшемся в конце июля в Ново-Огареве специальном совещании министр транспорта РФ Максим Соколов сообщил, что протяженность линии составит около 800 км, время в пути сократится с 11,5 до 3,5 часа. Дорога будет проходить через пять регионов, включая остановки во Владимире, Нижнем Новгороде, Чебоксарах. «Линию Москва — Казань можно рассматривать как пилотный проект развития высокоскоростной транспортной системы в России, — отметил президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. — Мультипликативный эффект от реализации проекта носит долгосрочный характер: он реально изменяет жизнь людей, пространственное представление с точки зрения мобильности населения».
Прогнозная стоимость линии — 937 млрд рублей, из которых почти 650 млрд (70%) придется потратить государству. «Если мы начнем разрабатывать проектную документацию в этом году, то теоретически можем успеть к ЧМ-2018», — заметил Максим Соколов.

Осторожно: двери закрываются

«Подготовка к чемпионату мира по футболу, безусловно, ускорит развитие Нижнего Новгорода. Сейчас, по сути, идет формирование нового общественного, культурного и архитектурного облика центра города», — поделился губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Предполагается строительство и реконструкция 34 объектов. На это потребуется порядка 270 млрд рублей. 60 млрд будет выделено из регионального бюджета, остальная сумма — средства Федерации и частных инвесторов.
Одним из ключевых объектов является международный аэропорт «Нижний Новгород». Запланирована реконструкция взлетно-посадочной полосы с удлинением ее с 2800 до 3000 метров. Цена вопроса — 3,5 млрд рублей, источник финансирования — федеральный бюджет. Предусмотрено также строительство нового пассажирского терминала. Первая его очередь рассчитана на обслуживание до 1,5 млн человек в год. По оценке руководителя Приволжского территориального управления Росграницы Сергея Корнеева, после реконструкции пропускная способность нижегородского аэропорта увеличится до 900 человек в час. «Это очень большая цифра. К примеру, в Казани аэропорт после реконструкции пропускает до 600 человек в час», — сравнил эксперт. Инвестором проекта выступает ОАО «Аэропорт Кольцово», входящее в состав управляющей компании «Аэропорты регионов» холдинга «Ренова» Виктора Вексельберга. Размер инвестиций составит около 2 млрд рублей. «После завершения строительства нового терминала планируется заменить и старый, ныне действующий. Он будет снесен, а на его месте возведен новый площадью 22 тыс. кв. метров», — рассказал генеральный директор управляющей компании Евгений Чудновский. В планах на 2021-2024 годы — строительство третьего терминала, который позволит увеличить пассажиропоток аэропорта до 5 млн человек в год. Кардинальной реконструкции подвергнется и железнодорожный вокзал «Московский» в Нижнем Новгороде. Его предполагается соединить с аэропортом скоростной электричкой и построить комплекс для обслуживания пассажиров железнодорожного, автомобильного и авиационного транспорта. В создание интермодальной инфраструктуры «Московского» ОАО «РЖД» вложит от 3 до 5 млрд рублей.

Принято решение о развитии Сормовско-Мещерской линии нижегородского метрополитена. Начато проектирование двух станций с рабочими названиями «Стрелка» и «Волга».
Расположение «Стрелки» — в шаговой доступности от места проведения матчей чемпионата. Трасса метрополитена протянется вдоль набережной и будет выходить в районе стадиона. По информации генерального директора Главного управления по строительству метро Юрия Гаранина, в декабре 2013 года должна завершиться разработка проекта станции, а в марте 2014-го начаться строительство, сдача в строй запланирована на 2016-й. Стоимость работ оценивается в 13 млрд рублей. Месторасположение станции метро «Волга» — в непосредственной близости к Волжскому мосту. Ее стоимость — 27 млрд рублей, время открытия — 2018 год. Министр инвестиционной политики Нижегородской области Юрий Грошев подчеркнул, что строительство обеих станций будет финансироваться из бюджетов всех уровней, при этом львиную долю — порядка 90% средств — выделит Федерация. Согласно прогнозу, их запуск увеличит прирост пассажиропотока метрополитена до 25%, а во время мундиаля — до 47%. Среди других интересных проектов — предложенное французской компанией POMA строительство в Нижнем трех канатных дорог. По данным заместителя губернатора области Наталии Казачковой, одна из них свяжет микрорайон Мещерское Озеро, в котором расположится стадион, с нагорной частью города. Протяженность дороги составит около 2000 метров, ее пропускная способность планируется в пределах 1000 человек в час. Ориентировочная стоимость проекта — 850 млн рублей.

Вагончик тронулся
«Победа Самары в конкурсе городов-претендентов на проведение матчей ЧМ-2018 — уникальный шанс для ее развития. Это причастность не только к мировому событию, но и к мировым стандартам жизни, изменение всей системы координат в экономике, социальной сфере», — выразил уверенность губернатор Самарской области Николай Меркушкин. В программе — 25 мероприятий, на их реализацию потребуется 38,8 млрд рублей. Участников и гостей мундиаля будет встречать модернизированный международный аэропорт «Куру-моч». По утверждению министра транспорта и автомобильных дорог области Ивана Пивкина, это «очень масштабный проект». Как и в Нижнем Новгороде, основным его инвестором является ОАО «Аэропорт Кольцово». К концу 2014 года планируется завершить строительство первой очереди объекта — нового пассажирского терминала, взлетно-посадочной полосы, грузового комплекса, привокзальной площади. На это будет затрачено свыше 6 млрд рублей.
Площадь терминала составит 40 тыс. кв. метров, пропускная способность — 3,5 млн пассажиров в год, пиковая нагрузка — 1400 пассажиров в час. «Это будет лучший терминальный комплекс в России — очень удобный для перемещения пассажиров, очень высокотехнологичный. При строительстве будут учтены многие нюансы: от кондиционирования воздуха до двухуровневой системы сортировки багажа и топовой досмотровой системы», — пообещал Евгений Чудновский. Вторая очередь объекта включает расширение пассажирского терминала до 60 тыс. кв. метров и грузового — до 3850 тыс. кв. метров, строительство отеля, реконструкцию административных зданий, модернизацию инженерных систем и коммуникаций. Она будет сдана к 2018 году. Суммарные инвестиции превысят 12,3 млрд рублей. Для решения проблемы транспортного обслуживания самарского стадиона планируется использовать скоростной трамвай, рассказал мэр города Дмитрий Азаров. Всего будет реконструировано 20 км существующих трамвайных линий и построено около 13 км новых. Трамвайная ветка «Ж/д вокзал — Стадион» позволит обеспечить доставку болельщиков, приезжающих в Самару со стороны Новокуйбышевска, Чапаевска, Сызрани на электричках, и гостей, прибывающих в город из других регионов на поездах дальнего следования. Ветка «ТЦ «Мега» — Стадион» нужна для доставки болельщиков со стороны Тольятти, Ульяновска, Казани, едущих на автобусах и электричках. Предназначение ветки «Кировская — Стадион» — доставка болельщиков, прибывающих со стороны Кинеля, Отрадного, Похвистнево, Нефтегорска, Оренбурга на автобусах и поездах. «Линии скоростного трамвая, построенные к чемпионату мира, в дальнейшем составят транспортный каркас Самары и будут использоваться для улучшения транспортного обслуживания жителей города», — проанонсировал мэр.

Аэропорт-трансформер
«День, когда Саранск был назван среди городов, принимающих матчи ЧМ-2018, уже вошел в нашу историю. Благодаря подготовке к этому событию преобразится не только столица республики, но и весь регион», — заявил глава Мордовии Владимир Волков. Объем инвестиционной программы превышает 60 млрд рублей, источниками ее финансирования станут федеральный и региональный бюджеты, а также частные компании. Значительные средства вкладываются в реконструкцию саранского аэропорта. Сейчас он может принимать до 100 человек в час, но скоро эта цифра вырастет вдвое. А по договоренности с компанией Siemens будет построен временный терминал с пропускной способностью 1000 человек в час.
«Та высокая пропускная способность аэропорта, которую требует FIFA в день проведения матча, нам, наверное, не нужна. Поэтому в Саранске будет использована технология временного терминала для приема большого количества самолетов в пиковый день за 10 часов до матча и в течение 10 часов после него. Это считается в мире самым эффективным и самым экономичным решением», — прокомментировал заместитель председателя правительства — министр целевых программ Мордовии Алексей Меркушкин. После мундиаля терминал будет демонтирован.
Реконструкция аэропорта обойдется в 1,4 млрд рублей и завершится в 2014 году. К чемпионату он должен получить статус международного и сертификацию для приема самолетов Boeing и Airbus. По территории Мордовии пройдет часть скоростной железнодорожной магистрали Москва — Самара. Путь от столицы до поселка Рузаевка будет занимать 4-6 часов. «Единая сеть ускоренного пассажирского сообщения с современной инфраструктурой позволит обеспечить участников и гостей чемпионата, а также всех жителей республики качественными услугами, которые включают в себя внедрение электронного билета для проезда на поездах как дальнего, так и пригородного сообщения», — отметил председатель Государственного комитета Мордовии по транспорту Николай Бояркин. Будут реконструированы все федеральные автодороги, проходящие по территории Мордовии. «Например, автомагистраль «Волжский транзит», которая соединит Москву, Саранск, Ульяновск, регионы Урала и Сибири, — проиллюстрировал Владимир Волков. — Это будет четырехполосная дорога второй категории. На всем ее протяжении будут построены АЗС, кемпинги, гостиницы и т.д.». По окончании строительства и реконструкции всех запланированных транспортных артерий власти Мордовии собираются подготовить предложения о соединении их с популярными туристическими маршрутами Приволжья.

Другие значимые объекты дорожной и транспортной инфраструктуры, запланированные в городах Приволжья к ЧМ-2018

Нижний Новгород:
  • строительство второго Волжского моста; строительство дублеров проспектов Гагарина и Ленина;
  • строительство мостового перехода через Волгу на автодороге Р-159 Нижний Новгород — Шахунья — Киров;
  • продолжение строительства автодороги М-7 «Волга» на участке Южного обхода города.
Самара:
  • реконструкция автодороги от трассы М-5 «Урал» до аэропорта «Курумоч»;
  • реконструкция Московского шоссе от ТК «Мега» до проспекта Кирова;
  • строительство трех интермодальных транспортных узлов в районе железнодорожных станций «Самара», «Пятилетка», «Ягодная» и еще одного узла — в районе речного вокзала; строительство двух автовокзалов;
  • капитальный ремонт 59 дорог и улиц, ведущих к стадиону, а также соединяющих его с фанзоной.
Саранск:
  • строительство автомобильных развязок возле стадиона;
  • реконструкция автодороги аэропорт — Саранск до стадиона с развязкой;
  • строительство объездных дорог, соединяющих район Химмаш с Юго-Западом и Юго-Запад с районом Светотехстрой, минуя центр города;
  • строительство внешнего автокольца вокруг города для разгрузки его от транзитного транспорта;
  • строительство путепровода через реку Инсар.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!