Вестник. Поволжье

«ПДД» для МКД

«ПДД» для МКД

В Татарстане обсудили источники эффективного управления МКД

В последние три года реформирования ЖКХ собственники МКД в Республике Татарстан заметно продвинулись по пути самоуправления. Однако на этом пути все еще остаются ухабы, непроходимые участки и практически нерегулируемые «перекрестки». Наряду с этим и сами собственники, и некоторые УК все еще не используют доступные средства навигации — уже разработанное и опробованное программное обеспечение. Эти и многие другие вопросы обсуждались заинтересованными сторонами в Министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ в ходе республиканского семинара «О повышении эффективности управления многоквартирными домами».

Лучше меньше, да лучше
Эта известная фраза хорошо отражает ситуацию с законодательством в сфере управления МКД. Если продолжать «дорожную» аналогию, то можно сказать, что управляющие организации Татарстана готовы двигаться в нужном направлении, но стабильному движению мешают пробки, возникающие из-за отсутствия правил или их несоответствия ситуации.
Татарстан стал одним из первых регионов РФ, где на добровольной основе появились первые СРО в системе управления МКД, и сегодня именно СРО наиболее активно поднимают вопрос формирования адекватного законодательного поля. — В середине 90-х было принято более 3 тыс. правовых актов. Из них 158 — законы. При этом они приняты различными органами власти и в разное время, что отражается на возможности их применения сейчас. Большинство нормативно-правовых актов не согласованы между собой и противоречат друг другу. Нужна эффективная правовая база. Мы готовы в этом принять активное участие, — поясняет директор СРО РНП «СОУ МКД РТ» Назиф Фатыйхов. Представители управляющих организаций отмечают, что и те законы, которые принимаются в последние годы, зачастую далеки от совершенства. Управляющие организации Татарстана обратились к правительствам республики и РФ с просьбой в 2013 году предпринять экстренные меры для оздоровления отрасли. По их мнению, необходима ревизия существующих законодательных актов, проверка и корректировка принятого законодательства. — Просим ввести мораторий на практику принятия законов в отсутствие заинтересованных сторон, без проведения всесторонней экспертизы, без согласования с регионами и проф-сообществами, — добавляет Назиф Файтыхов.
Эксперт подчеркивает, что в законотворчестве необходимо принимать во внимание региональную специфику, а пока все постановления «принимаются жестко, как будто в регионах везде одинаковая ситуация, а это не так».
Руководствуясь внятными правилами и документами, можно сделать деятельность УК более прозрачной и более понятной собственникам. Заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан Ирек Шайдуллин отмечает, что Госжилинспекция РТ разработала единые требования к оформлению счетов-фактур по оплате услуг ЖКХ. Информация по ОДН в этом документе будет расписываться подробно, чтобы каждый житель знал, каков расход на общие нужды электроэнергии, холодной, горячей воды и как он рассчитывается между жильцами. Кроме того, инспекция планирует меры по системе мониторинга обращений граждан по поводу некачественного предоставления услуг ЖКХ.

— С 2014 года мы начнем проверку районных исполкомов на исполнение требований в области ЖКХ, — пообещал Ирек Шайдуллин. — Инспекция выступает в качестве третейского суда, если вопросы не решаются на уровне местного самоуправления. Если вопрос некачественного предоставления услуг эффективно решается «сверху», то вопрос неплатежей за предоставленные услуги необходимо решать не только обеспечением законодательного поля для «карательных» мер (отключение электроснабжения, газа, воды и т.д.), но и повышением сознательности и информированности самих собственников, считают эксперты.
— Количество обращений жильцов МКД по росту тарифов зашкаливает. Весь негатив идет на нас. Массовая латентная неплатежеспособность. Однако у поставщиков коммунальных ресурсов сложилось мнение, что сами УК не хотят платить за поставленные услуги, прикарманивают деньги, а затем происходит ликвидация компании. Отсюда проблема взаимоотношений с жителями. Она стоит остро. Поэтому призываем СМИ активно освещать достоверную информацию по тарифообразованию и т.д., — отмечает юрист ООО Управляющая компания «Казань — XXI век» Ирина Дильмухаметова.

Взять собственников в союзники
Большую роль в обеспечении эффективности управления МКД играет активная позиция жильцов-собственников. Эту активность, по мнению экспертов, УК должны использовать для превращения собственников из противников в союзников.
— Во многих регионах России создаются комиссии из двух-трех жильцов, которые по определенным критериям оценивают работу УК. Их нужно создавать, так как эти люди — ваши помощники по выявлению недобросовестных жильцов, квартирантов, злостных неплательщиков и лиц, живущих без регистрации, они могут обратить внимание УК на ее ошибки и недоработки и помочь их ликвидировать, — советует Ирек Шайдул-лин представителям управляющих организаций.
Опытом в организации общественного контроля поделилась заместитель начальника управления городского хозяйства и жизнеобеспечения населения исполнительного комитета Набережных Челнов Альфия Романова.
— В 2012 году практически во всех МКД Набережных Челнов прошли общие собрания собственников, где были избраны старшие по домам и председатели советов МКД. Сегодня, согласно 344-му постановлению УК, удобно привлекать старших по дому для выявления различных незаконных фактов проживания. Эффективно ведется работа с населением по оплате задолженности по потреблению коммунальных услуг, разъяснительная работа среди населения по вопросам эксплуатации жилфонда, — рассказывает Альфия Романова. — Для повышения качества управления МКД, в том числе и в части снижения задолженности за коммунальные услуги, в городе применяются методы морального и материального стимулирования. Например, регулярно проходит конкурс на лучшего председателя совета МКД. Отсутствие задолженности дома является одним из критериев определения победителя. Конкурс проводится в два этапа — на уровне районов и на уровне города. Победители получают не только признание, но и денежные призы.

Знания — сила
Важная составляющая эффективности работы — профессионализм и активное использование в работе современных методов и программ автоматизации бизнеса. Заместитель директора ООО «ИТ-Оптимус» Альберт Исламов рассказал о новой перспективной разработке «OPTI.ЖКХ». Это единый комплекс программ, позволяющий в единой системе работать всем участникам сферы ЖКХ. Участники мероприятия отмечают, что сегодня управляющие компании — лидеры отрасли — активно используют IT-технологии в своей работе, что позволяет упростить коммуникации с собственниками, вести более точный учет потребления ресурсов, делает доступными для потребителя системы расчетов оплаты услуг. В ходе республиканского семинара «О повышении эффективности управления многоквартирными домами» Альберт Исламов презентовал также специальную программу для СРО — ОPTI.СРО. Сервис предназначен для учета кадрового потенциала и контроля обучения и повышения квалификации работников предприятий сферы ЖКХ. Система формирует рекомендации по обучению каждого сотрудника на основе введенных данных. Сейчас эта система работает в УК Приволжского района Казани.
Профессионализм кадров, занятых в системе управления МКД, — одно из необходимых условий эффективности процесса. Сегодня существует дефицит специалистов в этой сфере, отмечают участники семинара. Но если раньше получить необходимые знания по управлению МКД было просто негде, то сегодня разработаны учебные программы и главный профильный вуз республики — КГАСУ — занимается подготовкой и повышением квалификации кадров для ЖКХ.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!