Вестник. Поволжье

Игорь Дибцев: «Оживить сектор ВКХ позволит конкуренция государственного и частных операторов»

Игорь Дибцев: «Оживить сектор ВКХ позволит конкуренция государственного и частных операторов»

«Российские коммунальные системы» (РКС) — крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере

«Российские коммунальные системы» (РКС) — крупнейшая частная федеральная компания, работающая в коммунальной сфере. Сегодня ее активы консолидированы в ООО «РКС-Холдинг», основным акционером является ГК «Ренова». Компания присутствует в девяти регионах страны, в том числе в четырех регионах Приволжского округа — Пермском крае, Кировской, Самарской и Ульяновской областях, реализуя масштабную инвестиционную программу стоимостью свыше 16 млрд рублей. О приоритетах работы в Поволжье, а также о специфике работы в секторе ВКХ в целом «Вестнику» рассказал президент ОАО «РКС-Менеджмент» Игорь Дибцев.

— Какие проекты реализует РКС в регионах Поволжья?


— Компании группы РКС уже давно работают в Перми, Березниках и Кирове и сравнительно недавно начали деятельность в Самаре, Тольятти и Димитровграде. Во всех этих территориях на обслуживании РКС находятся городские водоканалы. Кроме того, в Пермском крае у нас есть электросетевая компания «КС-Прикамье», которая обслуживает электрические сети в 10 районах региона.
На сегодняшний день в Перми РКС реализовали два крупных инвестиционных проекта стоимостью порядка 1 млрд рублей каждый. Проведена реконструкция биологических очистных сооружений, благодаря чему увеличена мощность очистных, прекращен существовавший ранее аварийный сброс неочищенных городских стоков в приток Камы, усовершенствована технология очистки. Близок к завершению проект по реконструкции Чусовского водозаборного узла, реализуемый РКС и региональными властями при поддержке Инвестиционного фонда РФ. В результате он стал основным источником водоснабжения для города-миллионника, появилась возможность запитать и город-спутник Перми — Краснокамск. В Кирове в рамках государственно-частного партнерства на условиях софинансирования построен новый водозаборный комплекс. Объем инвестиций «Кировских коммунальных систем» составил 520 млн рублей, а общий объем инвестиций превысил 1 млрд.
В Самаре внимание уделяется замене ветхих сетей водопровода и канализации. Крупный инвестпроект, под который готовится проектно-сметная документация, будет связан с реконструкцией городских очистных канализационных сооружений.

— Насколько известно, деятельность РКС строится в основном на базе договоров аренды коммунального имущественного комплекса с региональными и муниципальными администрациями. Концессионные соглашения подписаны во Владимире и Перми. Если судить по имеющимся на сегодня у компании результатам, какая из этих форм наиболее эффективна и жизнеспособна?

— Эксперты в один голос хвалят концессию, отмечая ее преимущества по сравнению с арендой: концессионные соглашения четко фиксируют обязательства сторон, в том числе инвестиционные, а также предусматривают факторы, влияющие на корректировку этих обязательств.
На мой взгляд, концессия действительно более совершенный формат государственно-частного партнерства, минимизирующий риски. Не случайно кредитные учреждения охотнее кредитуют концессионеров, нежели арендаторов. Именно поэтому мы провели большую работу, чтобы перейти от арендных отношений на концессионные в Перми и Владимире. Концессионные соглашения в этих территориях были заключены РКС в 2012-2013 годах. Но если говорить об уже имеющейся практике РКС, то компания ни много ни мало 10 лет отработала на условиях аренды. Значит, по факту аренду можно признать жизнеспособной моделью. Мы согласны, что концессия — более прогрессивный механизм взаимодействия частного инвестора-оператора и публичных органов власти, но те проблемы, которые сегодня существуют в ГЧП, а именно источник и сроки возврата инвестиционных вложений, сами по себе не решаются ни в одной из моделей. Изменения в Федеральном законе «О концессионных соглашениях» и отраслевых законах, вступившие в действие с 1 января 2014 года, определяют концессию в качестве практически единственной формы передачи объектов коммунальной инфраструктуры, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в управление частому оператору. Арендные договоры можно будет заключать только по новым коммунальным объектам, введенным в эксплуатацию не позже пяти лет.
Согласно распоряжению Правительства РФ № 1493-р от 22.08.2011 г., передача объектов энергетики и коммунальной сферы в концессию должна состояться до 1 января 2015 года, то есть в течение текущего года. Но, я думаю, эти сроки будут пересмотрены. Однажды поправки в распоряжение уже вносились как раз в части продления сроков передачи инфраструктуры.

— По вашей оценке, насколько велика конкуренция на рынке ВКХ в Поволжье? Меняется ли расклад сил с годами? Каковы слагаемые успеха компаний-лидеров?

— Интерес потенциальных инвесторов к водным активам достаточно высок. В Приволжском округе — пять городов-миллионников и еще девять крупных городов с численностью населения свыше 400 тыс. человек. Темпы развития экономики, платежеспособность региональных систем находятся на высоком уровне. Соответственно, профессиональные водные операторы готовы реализовывать здесь свои проекты.
Как вы понимаете, конкуренция в этом монопольном секторе возможна только на стадии борьбы компаний за право заключения долгосрочного договора аренды или концессии. Однако не только в Поволжье, но и в целом по стране передача в управление частным операторам муниципальной коммунальной инфраструктуры пока не приобрела массового характера. Власти сохраняют действующие МУПы. Например, в Казани, Уфе, Саратове, Ульяновске и многих других городах водоканалы до сих пор обслуживаются МУПами. За последние два года я могу назвать только два примера привлечения частных компаний к управлению крупными водоканалами. В 2012 году наша компания «Самарские коммунальные системы» выиграла конкурс в Самаре, в Воронеже водоканал был передан дочерней структуре «Росводоканала».
Сегодня в водном секторе три крупных частных игрока — «Российские коммунальные системы», «Росводоканал» и компания «Евразийский». Чем дольше компании работают на рынке, тем более объективное представление можно о них сложить, потому что о них начинают говорить реализованные ими проекты и дела.

— Если оценивать ситуацию в России в целом, каковы, по вашему мнению, наиболее острые проблемы отечественного ВКХ? Насколько они сложны в своем решении? От кого и от чего это зависит?

— В первую очередь я бы обратил внимание на износ подземных коммуникаций. Это проблема, которая влечет за собой высокую аварийность, сверхнормативные потери ресурсов при транспортировке, снижение качества подаваемой потребителям воды. Из водоочистных сооружений в централизованную систему подается вода высокого качества, однако до того как она попадет к потребителю, происходит ее загрязнение из-за неудовлетворительного состояния разводящих и внутридомовых сетей. Отраслевая статистика говорит о том, что 42% сетей водоснабжения нуждается в замене: 232 тыс. км из 548 тыс. Реконструкции и ремонта требуют 74 тыс. км сетей канализации.
По оценкам Минстроя, на модернизацию коммунальных сетей требуется 1,2 трлн рублей. И надо учесть, что проекты по замене сетей в большинстве случаев считаются неокупаемы-ми, то есть фактически по ним очень длинный срок получения экономического эффекта, измеряемый несколькими десятилетиями. Под эти проекты особенно тяжело найти инвестора. Очевидно для всех, что в бюджетной системе нет денег для масштабных инвестиций в инфраструктуру, поэтому необходимы частные инвестиции. Государственная стратегия в коммунальной отрасли уже давно опирается на эту логику, но поскольку сектор ЖКХ играет чрезвычайно высокую социальную роль, реальные темпы привлечения частных инвесторов очень низкие.

Выход может быть найден в выработке таких механизмов контроля за деятельностью частных инвесторов-операторов, при которых власть не боялась бы передать им социально значимую инфраструктуру, а инвестор, в свою очередь, имел бы гарантии возврата инвестиционных вложений в горизонте до 15 лет. Сейчас Основами ценообразования предусматривается утверждение тарифов для организаций водоснабжения-водоотведения исходя из сроков возврата инвестированного капитала от 20 до 30 лет. Под такие сроки инвесторов найти очень сложно, сроки надо сокращать в том числе за счет частичного бюджетного софинансирования проектов.

— Как вы полагаете, можно ли рассчитывать на активизацию частных инвесторов в случае установления долгосрочных тарифов и взятия государством на себя четких финансовых обязательств?

— Да, безусловно. Но при этом надо отдавать отчет в том, что индекс роста тарифов также имеет значение. Если регулирующий орган в долгосрочной перспективе определит, что тарифы из года в год будут расти на 6-8%, то есть на уровне инфляции, то фактически это означает «консервацию» ситуации в том виде, в котором она существует сейчас. При этом если в местном водоканале тарифы уже предусматривают какую-то инвестиционную составляющую, то некоторый гарантированный объем инвестиций обеспечен. Если нет — никаких инвестиций и не будет. Откуда им взяться?

— Десять лет потребовалось на принятие Федерального закона «О водоснабжении». С 1 января 2013 года он наконец вступил в силу. Если судить по результатам первого года реализации, тот ли это документ, который так долго ждала отрасль?

— Конечно, закон не идеален. Доказательство тому — многочисленные изменения, которые были в него внесены в 2012-2013 годах, а также рассматриваемый в настоящее время Госдумой законопроект о внесении комплексных изменений, подготовленный отраслевым сообществом по результатам имеющейся практики реализации положений закона. Однако неоспоримо одно — отрасль получила системный базовый документ, позволяющий выстраивать отношения между всеми участниками рынка. То есть на данный момент уже можно говорить о формировании единого правового поля развития отрасли водоснабжения и водоотведения.

— Еще один важный документ, призванный улучшить ситуацию в сфере ВКХ, — федеральная целевая программа «Чистая вода». Она реализуется несколько лет, поэтому уже можно оценивать ее жизнеспособность. С вашей точки зрения, оправдывает ли программа ожидания чиновников, инвесторов, населения?

— Программа «Чистая вода» имеет благие цели, но большого эффекта от нее, пожалуй, никто и не ждет из-за достаточно скромного финансирования. Когда программа только задумывалась, ее разработчики рассчитывали на колоссальные объемы инвестиций, сопоставимые с бюджетными инвестициями в программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Но были утверждены гораздо меньшие цифры.
По условиям «Чистой воды» государственная поддержка из федерального бюджета предоставляется только на строительство и реконструкцию объектов водоснабжения-водоотведения в малых населенных пунктах с численностью населения до 100 тыс. человек.

— Каким вы видите рынок ВКХ в средне- и долгосрочной перспективе?

— Думаю, что в водопроводно-канализационном комплексе России будут происходить одновременно два процесса. Первый — это отказ от МУПов и хозяйственного ведения в пользу акционерных обществ, управления активами на основе концессионной модели с привлечением частных операторов. И, во-вторых, на мой взгляд, появится крупный федеральный водный оператор с государственным участием в уставном капитале. Конкуренция крупных операторов — государственного и частных — позволит реально оживить этот сектор.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!