Предприятия ВКХ сегодня не имеют средств для масштабной модернизации собственных активов. Государственные, региональные и муниципальные программы удовлетворяют потребности водоканалов лишь отчасти. По мнению федеральных властей, единственный выход из ситуации — развитие ГЧП на основе концессий. В ПФО таких примеров немало, и они наглядно показывают эффективность применяемых мер. С этими объектами ВКХ связаны и крупные инвестиционные проекты будущего.
Государственный интерес
Проблема модернизации сферы водопроводно-канализационного хозяйства стоит в России как никогда остро. Большинство предприятий, занимающихся водоснабжением и водоотведением, давно пытаются найти выход из сложившийся ситуации: заменить все ветхие сети, внедрить современные системы очистки воды и стоков. По информации исполнительного директора Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Елены Довлатовой, в зависимости от региона износ сетей в России составляет сегодня 65-80%, при этом канализационное хозяйство — более изношенное. Потери воды оцениваются в 30%. Эксперты утверждают, что данные показатели ежегодно будут увеличиваться, если, конечно, эту стратегическую для жизнедеятельности страны сферу не реформировать. Вопрос неоднократно поднимался на различных заседаниях Правительства РФ и Государственной думы. И можно сказать, что решение этой проблемы найдено. С 2011 года в России стартовала федеральная целевая программа «Чистая вода», рассчитанная до 2017 года и предполагающая софинансирование инвестиционных приоритетных программ водопроводно-канализационных предприятий. Планируется, что за 7 лет общая сумма инвестиций составит почти 332 млрд рублей, причем львиную долю средств вложат частные инвесторы. Надо сказать, что реализация данного проекта себя оправдала: инвесторы появились, но многих частных игроков все еще смущала неразвитость законодательной базы, политизированность тарифообразования и непрозрачность некоторых сфер деятельности предприятий ВКХ. В том же 2011 году был принят лишь рамочный ФЗ № 416 «О водоснабжении и водоотведении». За ним последовала разработка нового ФЗ, который должен был стать основным юридическим регулятором отношений в сфере ВКХ. В итоге с 1 января 2013 года в силу вступил новый ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с помощью которого началась активная работа по расширению государственно-частного партнерства, реализации на базе водоканалов концессионных соглашений и формированию новых правил игры. Основные параметры реформирования сферы ВКХ обозначил президент РФ Владимир Путин в мае 2013 года на заседании Госсовета по ЖКХ. Глава государства поручил Кабинету министров к 2020 году модернизировать коммунальную инфраструктуру до нормативного уровня износа основных фондов и снизить в 2 раза количество аварий и ЧС на предприятиях ВКХ. И, наконец, Владимир Путин заявил о том, что к 2016 году все неэффективные государственные и муниципальные предприятия в сфере ВКХ должны быть переданы в концессию частным операторам. В ответ на это премьер-министр Дмитрий Медведев сообщил, что в Госдуму внесен законопроект об основах государственно-частного партнерства. «Это базовый, основной документ, который определяет государственное регулирование в этой сфере», — подчеркнул он. По словам министра строительства и ЖКХ России Михаила Меня, в 2014 году Минстрой продолжит начатую работу по привлечению инвесторов и распространению положительного примера концессий. «Российские предприниматели должны активнее искать возможности для инвестирования в коммунальную инфраструктуру. На сегодняшний день ЖКХ в России — это единственная сфера, куда до сих пор серьезно не вошел бизнес», — подытожил господин Мень. Кроме того, с января 2014 года Минстроем было утверждено новое типовое соглашение по концессии, с помощью которого можно инвестировать деньги в сферу ЖКХ. При этом от обязательств по поддержке водоканалов государство не отказывалось: как в прошлом, так и в нынешнем году реализуются различные государственные, региональные и муниципальные инвестиционные программы. Но, как подтверждают эксперты, государственное финансирование и собственные средства водоканалов не могут решить всех проблем, с которыми сталкиваются организации ВКХ, ведь потребность водохозяйственного комплекса РФ варьируется от 3 до 15 трлн рублей.
Концессии в долгу не останутся
В ПФО больше, чем в других регионах, развивается ГЧП в сегменте водоснабжения и водоотведения. Здесь уже сформировался целый ряд концессий на базе водоканалов, который дает возможность изучить промежуточные результаты развития предприятий ВКХ как основных объектов государственно-частного партнерства. Это водоканалы Самары, Нижнего Новгорода и т. д. Присутствуют в округе крупные российские игроки, которые уже имеют опыт концессионных соглашений, — ГК «Росводоканал» и ОАО «Российские коммунальные системы», есть здесь и иностранные компании, например, водоканал Арзамаса был отдан в концессию на 15 лет германской компании Remondis, которая обязана до 2015 года инвестировать в городское водопроводно-канализационное хозяйство 1 млрд рублей. Нахождение в первой четверке нашего рейтинга трех водоканалов, работающих на основе концессий, позволяет говорить о том, что ГЧП предоставляет возможность предприятиям не только внедрять новые технологии, современные методики менеджмента, но и модернизировать, а также заменять ветхие водопроводные и канализационные сети. Результат изменений — налицо. Лидер нашего рейтинга — ООО «Самарские коммунальные системы», входящее в холдинг РКС, аффилированный с ГК «Ренова», — в 2012 году получил право арендовать весь имущественный комплекс самарского водоканала, а в прошлом году министерство энергетики и ЖКХ Самарской области утвердило «Инвестиционную программу по строительству, реконструкции и модернизации систем коммунального водоснабжения и водоотведения городского округа Самара». Программа стартовала в 2013 году и продлится до 2019-го. За первый год инвестор направил около 592 млн рублей, из них — 406 млн на водоснабжение и 185 млн на водоотведение. Всего за время реализации инвестпрограммы задекларирована сумма в 3,6 млрд рублей. По словам генерального директора ООО «Самарские коммунальные системы» Ивана Ефанова, реализация планов инвестпрограммы будет направлена прежде всего на повышение качества питьевой воды, очистку сточных вод и предоставление услуг водоснабжения и водоотведения в достаточном объеме. Другая дочерняя компания «Российских коммунальных сетей», ООО «НОВОГОР-Прикамье», заключившая концессионное соглашение с администрацией Перми до 2054 года, планирует инвестировать 8 млрд рублей. По подсчетам экспертов, степень износа пермского водоканала достигает 80%, а затраты на модернизацию и ремонт потребуют больших финансовых вливаний. Ежегодно компания будет инвестировать порядка 500 млн рублей на развитие коммунальной инфраструктуры. «Помимо модернизации, инвестпрограммой предприятия запланировано строительство сооружений для очистки промывочных вод на Чусовских очистных сооружениях, — сообщил первый заместитель главного управляющего директора «НОВОГОР-Прикамье» Сергей Касаткин. — В 2012-2014 годах на эти цели будет израсходовано 350 млн рублей». В Тольятти имущество водоканала также арендует компания, входящая в состав РКС. ООО «Волжские коммунальные системы» реализует с 2012 года инвестиционную программу на общую сумму 2,29 млрд руб. По данным пресс-службы, в течение 4 лет планируется реконструкция существующих систем водоснабжения Центрального и Комсомольского районов Тольятти, строительство сетей и сооружений водоснабжения и артезианских скважин на водозаборах вышеуказанных районов. Другой частный игрок в сфере ВКХ представлен в ПФО лишь одной компанией, которая занимается водоснабжением и водоотведением в Оренбурге. ООО «Оренбург Водоканал» реализует с 2010 года программу по развитию систем водоснабжения и водоотведения города. В 2013 г. потребность в финансовых средствах составила около 94 млн рублей. Всего за 6 лет будет инвестировано 845 млн рублей. Кроме того, в мае 2013 года стартовал приоритетный инвестиционный проект совместно с Международным банком реконструкции и развития, а также с Правительством РФ. Проект предполагает реконструкцию Южно-Уральского водозабора Оренбурга. Стоимость — 1,19 млрд рублей. К 1 февраля 2015 года будет введен в эксплуатацию реконструированный Южно-Уральский водозабор. «В строй войдет не только система двухступенчатой очистки, но и резервная система с угольной пульпой — на случай сбросов фенолов в главную водную артерию области, — рассказал исполнительный директор ООО «Оренбург Водоканал» Сергей Журавлев (с 1 февраля 2014 г. — генеральный директор ООО «РВК-Воронеж»). — Обеспечивать жителей города питьевой водой после завершения всех работ будут три водозабора: «Новосамарский», «Оренбург-1» и обновленный «Южно-Уральский».
Частники вступают в игру
Летом 2013 года в ПФО было подписано новое концессионное соглашение, на этот раз в Нижегородской области. Там ОАО «Нижегородский водоканал» подписало концессионное соглашение с администрацией столицы ПФО, по которому система водоснабжения и водоотведения Нижнего Новгорода перешла в пользование ОАО сроком на 25 лет. По договоренности «Нижегородский водоканал» проведет полнейшую модернизацию сетей. В течение 25 лет организация должна реконструировать 21,449 тыс. объектов водоснабжения и водоотведения, а также создать пять новых. В рамках инвестиционной программы «Модернизация», объем которой составляет не менее 6 млрд руб., уже получено около 1,5 млрд заемных средств. «Привлечение такого займа стало возможным только после заключения концессионного соглашения с администрацией Нижнего Новгорода. Кредитору стала понятна имущественная схема взаимоотношений между ресурсоснабжающей организацией и собственником, а заемщик стал кредитоспособным», — заметил генеральный директор ОАО «Нижегородский водоканал» Александр Байер. Возможным номинантом на получение концессии является водоканал Саратова. В прошлом году завершилась реализация «Инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения МУПП «Саратовводоканал» на 2011-2013 годы». «Объем финансирования составил порядка 600 млн рублей», — отметил заместитель главы администрации по городскому хозяйству Дмитрий Федотов. Сейчас городская администрация готовит документацию для передачи предприятия в концессию. Поиск инвестора тормозят неудовлетворительные финансово-хозяйственные результаты МУППа: высокий процент изношенных сетей и многомиллионные задолженности. Власти же хотят найти инвестора, который смог бы не только погасить долги водоканала, но и вложить около 2 млрд рублей в течение 5 лет, в этом случае МУПП готово передать в концессию до 30 лет.
Дорогая модернизация
Деятельность водоканалов требует постоянного финансирования, инвестиционные программы позволяют большинству предприятий ВКХ проводить ремонт и реконструкцию водопроводно-канализационных сетей ежегодно. В Татарстане за счет республиканских и федеральных средств удалось в 2013 году улучшить водоснабжение в 106 населенных пунктах. По словам министра строительства, архитектуры и ЖКХ Ирека Файзуллина, в рамках программы «Чистая вода» в 2013 году было построено 286,2 км сетей водоснабжения, пробурено 25 артезианских скважин, установлены 23 водонапорные башни. В планах на 2014 год — смонтировать 210 км водопроводов, сделать 24 скважины и возвести 19 башен. На основании программы «Улучшение водоснабжения и водоотведения Республики Татарстан на период 2012-2015 гг. и на перспективу до 2020 г.» в 2013 году из средств федерального бюджета направлено 302,3 млн рублей, из бюджета республики — 513 млн, а также около i млрд рублей было получено от муниципалитетов и из средств водоканалов. Но и этих денег не хватает предприятиям ВКХ. «Например, чтобы МУП «Водоканал» Казани достигнуть уровня безаварийности, организации потребуется около 1,5 млрд рублей на ремонт сетей ежегодно», — сообщил глава «Водоканала» Казани Андрей Егоров. Власти Чувашии решили в 2013 году консолидировать активы, тем самым сократив расходы бюджета. В минувшем году подошла к завершению программа ОАО «Водоканал» (г. Чебоксары). По его итогам власти Чебоксар разработали проект, по которому водоснабжение Чебоксар и Новочебоксарска объединяется в одну систему. Вопрос о консолидации сетей инициировал глава республики Михаил Игнатьев. Как заверили в администрации Чувашской Республики, на первом этапе планируется акционирование ГУП «Биологические очистные сооружения» Минстроя Чувашии и муниципального предприятия «Коммунальные сети города Новочебоксарска», после чего предполагается их слияние с чебоксарским ОАО «Водоканал». Для новой организационной структуры будет подготовлена целевая инвестиционная программа. В Пензенской области удалось направить в 2013 году лишь 130 млн рублей на нужды предприятий ВКХ. ООО «Горводоканал» Пензы участвует в «Инвестиционной программе по развитию, реконструкции и модернизации систем водоснабжения и водоотведения города Пензы на 2010-2014 гг.». Объем инвестиций — около 850 млн рублей. А вот, например, МП «Саранск-горводоканал» инвестиционные программы в 2013 году реализовать не смогло в связи с отменой тарифа на технологическое подключение, об этом заявили в пресс-службе предприятия. Других источников финансирования инвестиционных проектов водоканала не нашлось. Поэтому участие частных инвесторов в развитии сферы ВКХ ПФО является неотъемлемой частью полноценной модернизации и реформирования водоканалов.
Мнение эксперта
Сергей Сиваев, директор направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»:
— Трудно говорить о серьезных изменениях в отрасли с принятием ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», когда финансовое положение предприятий ВКХ в целом по стране продолжает ухудшаться. Главная причина — в излишней политизированности ценообразования в коммунальном секторе. Причем ВКХ находится в самом невыигрышном положении. Возможно, из-за недостаточного лоббирования своих интересов. Я никогда не был сторонником отраслевых законов. Это очень несистемное решение проблем. Когда те же проблемы тарифного регулирования, общие по своей природе для коммунального сектора, каждый пытается решить в одиночку. Вот и получается, что в закон о водоснабжении «переписались» нормы из электроэнергетики и теплоснабжения типа единого поставщика, совершенно не характерные для ВКХ. Также сюда попали и все серьезные системные ошибки, связанные с тарифным регулированием, которые в энергетике «заточены» под частную собственность на основные фонды. С 2005 г. после принятия закона «О тарифном регулировании организаций коммунального комплекса» платить нужно не за техусловия, а за подключения, и платить по тарифу, зависящему только от нагрузки, которую формирует по водоснабжению вновь подключаемый объект недвижимости. С принятием отраслевого закона о водоснабжении эти правила изменились. Пытались сделать так, чтобы застройщик платил поменьше, а больше платил существующий потребитель. Мягко говоря, эта идея не соответствует международной практике. Но это еще полбеды. Теперь платить нужно не только в зависимости от нагрузки, но также в зависимости от длины трубы, которая нужна для соединения дома с существующей системой водоснабжения. Но и это не все. Если длина трубы больше 200 метров, то все, что превышает этот размер, должно оплачиваться не застройщиками, а потребителями. То есть должен повышаться тариф для населения за счет увеличения инвестпрограммы. Но сделать это практически невозможно из-за жесткого политического ограничения тарифов для населения. Вот и получается, что эту часть расходов никто не финансирует. В итоге водоканалы предлагают застройщикам заключать специальные договоры на строительство этих участков по предельно непрозрачным ценам. Таким образом, после этого нововведения сократились тарифные доходы водоканалов, а застройщики получили серьезную неопределенность в бизнес-планировании расходов на подключение к системам водоснабжения и водоотведения.
Бизнес подставил плечо ВКХ

В Поволжье успешно действует несколько концессий на базе водоканалов
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
30 крупнейших генподрядчиков по строительству объектов ВКХ Поволжья
Муниципалитеты не справляются с проблемами ВКХ в одиночку

Возможности для развития агропромышленного бизнеса обсудят на форуме в Казани
Международная агропромышленная выставка «АГРОВОЛГА», запланированная на 3-5 июля 2024 года, вновь соберет на своей площадке более 15 000 специалистов АПК и свыше 400 экспонентов.

Госкомпании закупили у малого бизнеса Удмуртии вдвое больше продукции
Общая сумма закупок за первый квартал 2024 года составила 7,6 млрд рублей

Алексей Заплатин: «Диалог бизнеса и власти — залог процветания города»
ООО «СтройИнвест» занимается строительством и эксплуатацией жилой и коммерческой недвижимости в Йошкар-Оле

Инна Бельтюкова, руководитель регионального центра инжиниринга Удмуртской Республики: «Малому и среднему бизнесу — инновационную поддержку»
Создание инновационного производства или модернизация уже существующего — процесс трудоемкий и затратный

Кировская область и Китай проведут взаимные бизнес-миссии в 2024 году
Об этом сообщили в пресс-службе правительства Кировской области
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год

У Новогодней столицы России уже заполнен график экскурсий
Киров готовится к встрече гостей со всей страны
ТОП-50 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
50 ключевых проектов на 1,5 трлн рублей помогут сохранить устойчивость экономики в ПФО

Полиэтническая культура Поволжья
Через культуру поколения сохраняют историю своего народа

ТОП-20 крупнейших инвестиционных проектов импортозамещения ПФО
Регионы Поволжья вносят весомый вклад в импортозамещение России