В Министерстве энергетики РФ готовится выпуск нормативных актов для перехода на новую модель рынка тепла. Здесь планируют создать экономические стимулы для привлечения инвесторов в теплоснабжение и модернизацию отрасли при справедливой цене на тепловую энергию для конечных потребителей. Новая модель теплоснабжения, разрабатываемая Минэнерго РФ и согласованная уже почти со всеми участниками рынка, будет основываться на методе альтернативной котельной, представляющей собой локальный источник теплоснабжения, способный заменить потребителю стороннюю теплоснабжающую компанию.
Тепло будет дорожать. Но плавно
В чем суть нововведения? Речь идет о методике, которая позволит определить себестоимость тепловой энергии при ее комбинированном производстве. У теплогенерирующей компании есть выбор — либо покупать тепло у ТЭЦ, либо построить свою котельную и производить его самостоятельно. Предлагается методика, согласно которой стоимость производства тепла на ТЭЦ станет такой же, как на альтернативной котельной, и не больше, а всю экономию при производстве тепловой энергии можно будет относить на производство электрической энергии. Таким образом, метод альтернативной котельной позволит сделать более прибыльным производство электрической энергии. Для генерирующих компаний, которые занимаются комбинированным производством тепла, это имеет положительные последствия.
«Тариф альтернативной котельной — наименьшая цена на тепловую энергию у потребителя, при которой окупается проект строительства новой котельной, замещающей теплоснабжение от централизованных источников. Переход на новый способ тарифообразования планируется с 1 июля 2014 года. Он призван также решить проблему привлечения инвестиций в отрасль. Планируется, что тариф такой котельной будет устанавливать ФСТ.
«Альтернативная котельная не должна быть единственным методом тарифного регулирования в тепле, а метод установления тарифов на основе альтернативной котельной не должен быть единственным способом тарифного регулирования», — считает заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко. Резкий переход к экономически обоснованным тарифам привел бы к росту цен во многих регионах — в среднем по России тариф на тепло поднялся бы на 26%. Поэтому Минэнерго и предусмотрело переходный период, который позволит растянуть этот скачок на несколько лет. Если текущие цены на тепло ниже индикативных, власти региона должны выбрать момент, когда они их достигнут, но не позднее начала 2020 года.
«Теплоснабжение для нас сейчас является приоритетом, потому что именно в сфере тепла с темпами старения оборудования сложилась наихудшая ситуация с инвестированием, — пояснил заместитель министра энергетики РФ Михаил Курбатов. — Поэтому в этом году принципиально внести изменения в нормативно-правовую базу, включающие два ключевых элемента. Первый — совершенствование процедуры назначения единой теплоснабжающей организации (ЕТО) и расширение ее полномочий. Второй — это переход к ценообразованию по методу альтернативной котельной. Что здесь важно: решение о переходе к альтернативной котельной не означает немедленного роста тарифов. Здесь принцип значительно важнее, чем уровень цен. Например, мы можем определить, что переход на уровень альтернативной котельной состоится в 2022 году. Главное, чтобы инвестор понимал долгосрочные правила игры, а государство несло за эти правила ответственность. Сфера тепла очень чувствительна, и все наши движения будут плавными».
Теплоснабжающая организация должна быть одна
Сами тепловики также особенно острой считают проблему старых сетей, состоящую в том, что их быстрая массовая замена без привлечения бюджетного финансирования невозможна. Если менять сети постепенно, в течение 15-20 лет, то достаточно перейти на долгосрочный тариф альтернативной котельной. Но если появится необходимость обновления за три-пять лет, это будет возможно только с привлечением в сектор бюджетного финансирования. А в сегодняшних условиях единственное, на что хватает возможностей игроков рынка, — сохранять уровень износа теплосетей на текущем уровне. Другая крупная проблема заключается в том, что за все потери в сетях, независимо от их собственника, отвечают те, кто в конечном итоге реализует тепловую энергию. Получается так потому, что между генерирующими компаниями, владеющими преимущественно магистральными сетями, и потребителем находится довольно большое количество транзитных сетей. Сегодня Россия производит 44% мирового тепла, обладает самой разветвленной сетью центрального теплоснабжения, а в платежке жителя тепло занимает более 50%. При этом производители тепла несут убытки, аварийность теплосетей растет, а почти 30% жителей многоквартирных домов жалуются на недостаток тепла. Ответственность за проблемы сектора размывается между федеральными и региональными властями. На федеральном уровне устанавливаются предельные тарифы, а региональные энергетические комиссии устанавливают тарифы для каждой компании отдельно, чаще ориентируясь на политическую составляющую. Тариф на тепло для конечного потребителя формируется на основе совокупности тарифов в данном регионе, и в базу попадает вся совокупность ТЭЦ и котельных — как эффективных, так и неэффективных. Тариф для населения, потребляющего 75% тепла, сдерживается государством, тогда как в общей структуре потребления доля промышленности, за счет которой субсидируется население, катастрофически сократилась за последние 20 лет. Промышленные потребители отключаются от централизованного теплоснабжения, строят свои котельные, а отпуск ТЭЦ падает. Падает и общий объем загрузки ТЭЦ по теплу. Одновременно с этими огромными темпами растет число котельных, сжигающих газ. Сейчас доля котельных в производстве тепла — 67%, тогда как в Дании — 20%, в Финляндии — 25%. Быстрая массовая замена теплосетей без привлечения бюджетного финансирования невозможна. Можно менять сети постепенно, в течение 15-20 лет, если перейти на долгосрочный тариф альтернативной котельной. Это модель, в которой регулируется только конечная цена тепла для потребителя в регионе. Она определяется на основании стоимости строительства и эксплуатации потребителем собственного источника тепла — котельной. Минэнерго РФ планирует назначить пилотные ЕТО уже в этом году в крупнейших городах — Москве, Петербурге, Перми, Екатеринбурге, Красноярске и других. В этих регионах планируется применить комплексное решение: устанавливать срок, когда будет введена альтернативная котельная, и назначать ЕТО, которая берет на себя обязательство модернизировать систему теплоснабжения. Как полагают эксперты в области теплоснабжения, рост комбинированной выработки ТЭЦ и перевод тепловой нагрузки с котельных на ТЭЦ в значительной степени снизит потребление топлива и, как следствие, приведет к улучшению экономической и экологической обстановки в регионах.
Единство на местах
Пока власти на федеральном уровне дорабатывают законопроект, в регионах совершенствуют тепловые сети своими силами. Так, 26 декабря 2013 года на третьей защите проекта схемы теплоснабжения Набережных Челнов (Татарстан) до 2028 года документ был утвержден. Исполком города делает заказ на 12 млн рублей. Предмет контракта — разработка схемы теплоснабжения города. В аукционной документации обозначены три основные цели этого проекта. Первая — удовлетворение спроса на тепловую энергию. Вторая — обеспечение надежного теплоснабжения потребителей города наиболее экономичным способом при минимальном воздействии на окружающую среду. Третья — экономическое стимулирование развития систем теплоснабжения. И четвертая — внедрение энергосберегающих технологий. Схема должна быть разработана на начальный период 2013-2017 гг. и на последующие периоды 2018-2022 и 2023-2027 гг. Деньги на работы выделяются из городского бюджета. В соответствующем законодательству порядке ОАО «Генерирующая компания» было утверждено в качестве единой теплоснабжающей организации в составе схемы теплоснабжения Набережных Челнов. Согласно прогнозу, обнародованному к публичным слушаниям, в Набережных Челнах к 2025 году потребуется в общей сложности 13,8 млн кв. м жилья, в том числе еще предстоит ввести 3,5 млн кв. м. Прирост тепловой нагрузки объектов жилого фонда в городе в период с 2012-го по 2025 год будет на уровне 270,7 Гкал-ч и объектов общественного фонда — 95,5 Гкал-ч. Суммарный прирост тепловых нагрузок по перспективной застройке к 2025 году ожидается на уровне 366,3 Гкал-ч. Проект разработан компанией «КЭР-Инжиниринг».
Фундамент к разработке схемы теплоснабжения начал формироваться задолго до этого силами специалистов тепловых сетей. В 2010 году ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания» был приобретен программный комплекс ГИС ZULU и начались работы по формированию электронной модели будущей схемы теплоснабжения. В качестве критериев и требований к электронной модели использовались проекты законодательных инициатив в сфере теплоснабжения РФ, которые в последующем и были приняты.
В тройке лидеров ПФО
Как сообщил Сергей Домников, министр строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Оренбургской области, в Оренбуржье принята государственная программа «Обеспечение качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства населения Оренбургской области в 2014-2020 годах», согласно которой утвержден график разработки схем теплоснабжения муниципальными образованиями области. Программа также предполагает субсидии районам области для строительства, модернизации и капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры. В этом году на эти цели будет направлено выше 370 млн рублей.
«Конечно, накопившиеся за несколько десятилетий проблемы в сфере ЖКХ не могут быть сняты с повестки дня в одночасье, — подчеркнул Сергей Домников. — Но все болевые точки, как, например, высокий процент износа системы, известны, они находятся на контроле правительства области и постепенно решаются». Так, согласно рейтингу Минстроя России, по подготовке к нынешнему отопительному сезону Оренбургская область заняла среди субъектов РФ 11-е место, а среди регионов Приволжского федерального округа — 3-е место, уступив лишь Республике Башкортостан и Саратовской области. Для сравнения: в 2011-м и 2012-м — 33-е место, в 2010-м — 40-е. В 2013 году из областной казны в рамках целевых программ на проведение работ по строительству, реконструкции, модернизации, капитальному ремонту объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры выделено 1,2 млрд рублей. В рамках данных программ в 2013 году выполнена реконструкция и модернизация 33 котельных.
Выгоды альтернативного тепла
Новую модель работы рынка тепла в РФ планируется ввести уже в 2014 году
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Похожее
Нанотехнологии на страже тепла
ГК TSMGROUP — крупнейший российский производитель защитного покрытия с эффектом энергосбережения
Актаныш без тепла не останется
Единственное предприятие теплоснабжения села Актаныш, ООО «Коммунсервис-Актаныш», вкладывает средства в обеспечение надежности и безопасности работы
Подарить частичку тепла
Сотрудники УК Московского района г. Казани вместо жалоб получают благодарственные письма
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!
Популярное
С начала года ФБУ «РосСтройКонтроль» осуществляет строительный контроль на 149 объектах в Приволжском федеральном округе
Инспекторы ФБУ «РосСтройКонтроль» ежедневно проводят строительный контроль при строительстве, реконструкции объектов высокой социальной значимости. В 2021 году ...
У Новогодней столицы России уже заполнен график экскурсий
Киров готовится к встрече гостей со всей страны
Топ-50 крупнейших компаний Приволжского федерального округа
В рейтинг вошли крупнейшие компании регионов ПФО. Основным критерием для ранжирования является выручка или консолидированная выручка за 2018 год
ТОП-50 крупнейших инвестиционных проектов Приволжского федерального округа
50 ключевых проектов на 1,5 трлн рублей помогут сохранить устойчивость экономики в ПФО
Вышел очередной номер окружного журнала «Вестник. Поволжье»
Главная тема выпуска — инновационное развитие регионов ПФО
ТОП-20 крупнейших инвестиционных проектов импортозамещения ПФО
Регионы Поволжья вносят весомый вклад в импортозамещение России