Вестник. Поволжье

Инновациями по бездорожью

Инновациями по бездорожью

Внедрение новых технологий стало приоритетным для развития дорожной отрасли России

Развитие государственно-частного партнерства в стране способствовало активному внедрению инноваций в различные отрасли. Однако в дорожном хозяйстве подобных примеров крайне мало. По данным ГК «Росавтодор», всего 5 из 666 согласованных в 2013 г. инновационных проектов относились к дорожному направлению. Участники форума «Транспортная инфраструктура: инновации и лучший практический опыт», организованного в Москве компанией IQPC, пришли к выводу, что требования, предъявляемые к отрасли, говорят об острой необходимости использования новейших технологий. Информационным партнером форума выступил Отраслевой журнал «Вестник».

Внедрение инноваций в дорожный сектор обусловлено прежде всего финансовыми и технологическими предпосылками, а также требованиями безопасности. Правительство РФ и отраслевые ведомства ставят перед дорожниками сложные задачи, к примеру, удвоение объема строительства дорог в условиях ограниченного финансирования. Разработка и внедрение инновационных технологий в данном случае могут поспособствовать снижению себестоимости работ и повысить производительность труда. Далее встает вопрос о ежегодном обновлении нормативной базы на 10-15% с целью повышения степени гармонизации с международными стандартами. Однако каким образом сейчас действовать дорожным структурам, пока не ясно: использовать давно практикуемые за рубежом стандарты или разрабатывать собственные, вкладывать в этот процесс время и деньги? Главным аргументом в пользу прямого заимствования нормативов у иностранных коллег является успешное применение этой практики в других важных отраслях страны, таких как нефтегазовая, что дает серьезные основания дорожному сектору пойти тем же путем ради экономии ресурсов. Колоссальных результатов от дорожников ждут в сфере безопасности. Транспортная стратегия предполагает приведение 85% дорожной сети России в нормативное состояние уже к 2020 году. По мнению генерального директора ФГУП «РОСДОРНИИ» Константина Могильного, задача почти невыполнима. Институт разрабатывает документ под названием «Требования транспортно-эксплуатационнного контроля автодорог с точки зрения безопасности», в котором будут назначены показатели, при достижении которых органы ГИБДД или органы местного самоуправления могут остановить движение и закрыть определенный участок дороги. По словам генерального директора института, в самое ближайшее время документ будет опубликован на сайте Росстандарта для обсуждения.

Барьеры для инноваций
Участники форума сошлись во мнении, что транспортная инфраструктура нуждается во внедрении инновационных технологий проектирования и строительства, однако на этом пути существуют препятствия.
— Первым из серьезнейших барьеров является устаревшая нормативная база. Система норм и требований, действующих в рамках отрасли сегодня, нуждается в скорейшем обновлении, — считает Константин Могильный. — Модернизация должна коснуться системы управления проектами и затронуть всех участников процесса: заказчика, подрядчика и ответственного за качество. Необходимо также введение стандартов ГЧП. В нашей стране практика ГЧП при строительстве федеральных дорог высоких категорий показала, что международный опыт с применением пакета нормативов вполне успешен. И сейчас главный вопрос заключается в том, готова ли наша страна к принятию стандартов по управлению подобными проектами. Проблема квалификации работников дорожного сектора также стоит в ряду препятствий для внедрения новых технологий и развития транспортной системы в целом. По мнению генерального директора СРО НП «Межрегиональное объединение дорожников «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонида Хвоинского, переход на болонские стандарты обучения не дал положительных результатов, не до конца понятна и девятиуровневая система образования. Сейчас СРО занимается разработкой стандартов для подготовки специалистов рабочих специальностей, и процесс этот достаточно сложный...

Инновации в дорожном секторе: итоги и перспективы
Подготовка к событиям международного уровня, создание инфраструктуры в Сочи поспособствовали активизации инновационного развития, в том числе в сфере дорожного строительства.
В 2013 году проведен эксперимент по увеличению скоростного режима — эта тема стала поводом для споров на форуме среди экспертов. Замдиректора департамента проектирования, технической политики и инновационным технологий ГК «Росавтодор» Сергей Ильин отметил, что увеличение скоростного режима вводится не повсеместно, а на отдельных участках дорог, состояние которых удовлетворяет всем необходимым в данном случае требованиям. Так, в сентябре 2013 г. скоростной режим в Московской области был повышен до 130 км/ч. «Анализ нагрузки дорог транспортными средствами показал, что на практике показатели аварийности почти не изменились», — пояснил он. Техническая политика по внедрению инноваций ГК «Росавтодор» сосредоточена на совершенствовании норм проектирования дорожных одежд, что должно повысить долговечность автодорог. По словам Сергея Ильина, к концу весны будет готова программа с техническим заданием долгосрочных исследований. С целью усовершенствования способов внедрения инноваций госкомпания обратилась в Минстрой и Минтранс РФ с предложением передать полномочия по согласованию специальных технических условий (СТУ) Минтрансу или Росавтодору. Это позволит госкомпании эффективнее внедрять инновации через механизм СТУ.
— Также следует изменить методику обоснования затрат, — считает Сергей Ильин. — Надо переходить от оценки капитальных затрат наших решений на затраты по приведенному жизненному циклу.

Практика внедрения инноваций
Участники форума представили свои инновационные разработки в транспортной отрасли, которые были реализованы в 2013 году. Доклад о применении инновационных решений, реализованных в транспортной инфраструктуре олимпийских объектов в Сочи, представил руководитель проектов компании ROCKSOIL Андреа Беллокьо. Итальянский специалист участвовал в строительстве тоннеля трассы «Дублер Курортного проспекта». Ее большой отрезок проходил через оползневую зону. По этим причинам в проектировании использовался метод полного сечения — ADECO-RS, или анализ и управление деформациями (проходка проводится в условиях постоянного мониторинга процессов, происходящих в массиве, чтобы заранее определить деформации и не допустить обрушений). «Я снимаю шляпу перед российским подрядчиком («Трансстрой». — Прим. ред.), который справился с тяжелейшей задачей, несмотря на высокую степень сложности овладения данной технологией в короткие сроки и в условиях, когда Сочи представлял собой сплошную строительную площадку», — отметил Беллокьо. Итальянский проектировщик предложил рассмотреть еще одну технологию строительства — расширение существующих тоннелей без остановки текущего движения. Суть ее в том, что перед расширением участки тоннеля закрепляются по контуру цементным раствором со специальными химическими добавками, по бокам существующего тоннеля оставляются два коридора, в которых остается доступ для различных технологических операций. Технология позволяет проводить все строительные процедуры в полной безопасности, в то время как в центре тоннеля не прекращается текущее движение. Кроме того, на форуме ГК «Росавтодор» объявила о старте конкурса по внедрению инноваций, которые организуются совместно с общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР». Этот конкурс станет своего рода пропагандой использования новых технологий в дорожном хозяйстве страны.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!