Вестник. Поволжье

Подъемная сила

Подъемная сила

В 2013 году доля отечественных лифтов, установленных на территории РФ, составила почти 63%

Сегодня в стране эксплуатируется более 530 тысяч лифтов. Наибольшая их часть — в жилом фонде. Свыше 27% из них выработали свой ресурс и требуют немедленной замены. О перспективах обновления парка лифтового оборудования и о том, какую роль могут сыграть в этом региональные программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов, рассказал руководитель комитета по аналитике и статистике Национального лифтового союза (НЛС), руководитель Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС) Андрей Аникеев.

Где взять средства на обновление
Всего в РФ ежегодно вводится в эксплуатацию и меняется около 35 тыс. лифтов. Наиболее активно эта работа ведется в Москве и Московской области. Большое количество новых лифтов в 2013 году появилось в Санкт-Петербурге. Среди стабильно лидирующих регионов — Приволжский федеральный округ, Омская, Белгородская области. Для Южного федерального округа большим прорывом в плане обновления лифтового парка стала зимняя Олимпиада в Сочи. Если два года назад в ЮФО было смонтировано около 2 тыс. лифтов, то в 2013 году — уже около 3,5 тыс. Однако износ парка лифтового оборудования происходит все же медленнее, чем его обновление. Определенные надежды на еще большее ускорение процесса связывались с региональными целевыми программами модернизации и замены отслуживших лифтов в МКД. На самом деле подобных программ в стране пока немного, поскольку затруднителен вопрос с их финансированием. Поэтому соответствующие работы планируется выполнять в рамках новых долгосрочных региональных программ капитального ремонта общего имущества МКД. Но это адресные программы. Поэтому часто возникает ситуация, когда время капремонта дома еще не настало, а лифт в нем уже исчерпал свой ресурс. Откуда брать деньги на его замену в таком случае, непонятно. В программе капремонта дома по конкретному адресу невозможно предусмотреть и вероятность непредвиденной замены составных частей лифта. Вопрос о возможности замены узлов лифта в рамках региональных программ капремонта обсуждается, но к моменту попадания дома в списки на капремонт эти узлы могут и не выйти из строя.

Таким образом, региональные программы капремонта жилфонда пока не смогут принципиально решить вопрос с обновлением лифтового оборудования в МКД. Для этого требуются отдельные программы со своим финансированием. Без поддержки государства или региональных властей такие программы капитального ремонта лифтов во многих субъектах Федерации вряд ли могут быть реализованы.

Удержать лидирующие позиции
В России сегодня устанавливается лифтовое оборудование со всего мира. Первенство удерживают российские, белорусские и китайские лифты. В 2013 году доля отечественных лифтов, установленных после монтажа и реконструкции, составила почти 63%. Однако в 2010 году этот показатель был значительно выше — 77%. Среди импортных лифтов доля традиционных поставщиков (Белоруссия, Франция, Финляндия, Германия, Греция) в числовых величинах приблизительно сохраняется. А вот доля китайских производителей в общем импорте с 2010-го по 2013 год, наоборот, увеличилась с 3% до 18%. По прогнозам ЕЛИАС, к 2017 году соотношение отечественных и импортных лифтов может составить 50 на 50%. В 2013 году произошло снижение объемов государственных закупок работ, товаров и услуг лифтовой тематики. И это одна из причин, по которой уменьшается доля отечественных производителей.
Хочу отметить, что структура распределения импортных лифтов по территории России неоднородна. Так, в Южном федеральном округе доля отечественной продукции, наоборот, меньше — всего 34%. Здесь импортные лифты представлены в основном механизмами производства Белоруссии, Китая и Турции. Для замещения импорта лифтового оборудования в ряде регионов РФ создаются региональные заводы по производству и сборке лифтов. Например, в Кемеровской области существует программа «Ввоззамеще-ние» по замещению отдельных товаров, ввозимых на территорию области. Открытая в рамках программы торговая марка «Кузбасский лифт» уже получила известность и входит в число крупнейших производителей лифтов на территории России. Импортозамещающие лифтовые производства создаются в Южном федеральном округе, на Дальнем Востоке и в Калининграде.

Государственная стимуляция
Прямого указания приобретать на бюджетные деньги только отечественные лифты нет. В соответствии с федеральным законодательством, при проведении государственных и муниципальных закупок лифтов единственным критерием при выборе поставщика и исполнителя (монтажа лифтов) является цена. В конечном счете товар выбирает сам потребитель, и голосует он прежде всего кошельком. Поэтому цена является основным конкурентным преимуществом отечественных лифтов массовых серий. Они дешевле, чем лифты основных западноевропейских марок. Уступая зарубежным моделям по потребительским свойствам (например, по качеству отделки), отечественные лифты обладают целым рядом других неоспоримых для российского потребителя преимуществ. Они хорошо поддаются ремонту, поиск запчастей к ним не составляет трудностей, высок уровень их технической поддержки от заводов-изготовителей. На российские лифты не требуется оформлять дополнительные ввозные документы, таможенные декларации, нет надобности переводить на русский язык прилагающуюся к ним техническую документацию.

Импорт наступает?
После вступления России во Всемирную торговую организацию в первую очередь изменилась структура лифтового импорта. Если раньше основную массу импортных лифтов составляли лифты так называемого премиум-класса, повышенной комфортности, то сейчас импортируются обычные лифты массовых серий. Также сократилось количество выпускаемых в России лифтов. По данным Росстата, в 2013 году на территории России было выпущено чуть больше 22 тыс. российских лифтов, в то время как потребность по всем лифтам в стране составляет ежегодно более 35 тысяч. Для защиты производителей лифтов на территории Таможенного союза Евразийская экономическая комиссия при участии НЛС разработала защитные ввозные пошлины для лифтов массовых серий. Например, в России практически не производятся лифты для высотных зданий с повышенной скоростью, их приходится импортировать. А в нише лифтов массовых серий отечественные лифтостроительные заводы вполне конкурентоспособны, и на такой вид продукции из других государств установлены пошлины. В связи с усложнившейся в последнее время международной обстановкой сегодня многих беспокоит вопрос о том, насколько уязвима отечественная лифтовая отрасль в обстановке введения в отношении России со стороны США и Евросоюза различных санкций, в том числе и экономических. Отмечу, что в самом жестком варианте введение санкций однозначно отразится на отечественной индустрии по производству лифтов, поскольку достаточно большой сегмент специфических лифтов (коттеджные лифты, скоростные лифты) и комплектующие к ним (лебедки) в настоящее время производятся на территории РФ в ограниченном количестве.
Но массовый потребитель последствий санкций не заметит, так как большая часть пассажирских, грузопассажирских, больничных, грузовых лифтов изготавливается на территории России и стран Таможенного союза.
Кроме того, в России введены в действие несколько новых заводов по производству лифтов (Лобненский, Серпуховский лифтостроительные заводы), которые имеют возможность плавно и в относительно короткие сроки модернизировать свои мощности.

Союз профессионалов
Национальный лифтовый союз был создан для объединения усилий и координации деятельности представителей отечественного лифтового сообщества. Он консолидирует лифтовиков, занятых во всем «жизненном» цикле лифта — от проектирования до утилизации. Около 1,5 тыс. лифтовых предприятий и организаций, входящих в НЛС, занимают значительную долю на отечественном рынке всех видов лифтовых работ и услуг. Так, в 2013 году производителями, входящими в состав Российского лифтового объединения и Межрегионального объединения лифтопроизводителей, на территории России было установлено и прошло модернизацию более 21 тыс. лифтов, что составляет свыше 60% от всего объема выполненных работ.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!