Вестник. Поволжье

Рынок аренды техники: к рецессии или к росту?

Рынок аренды техники: к рецессии или к росту?

В Санкт-Петербурге прошла Национальная конференция арендной отрасли

Ситуация на российском рынке аренды строительной техники сегодня вызывает особый интерес в связи с актуальностью импортозамещения. На V Национальной конференции арендной отрасли, прошедшей 24 октября в петербургском отеле «Москва», где «Вестник» выступил информационным партнером, эту тему тоже не обошли вниманием. Некоторые эксперты выразили озабоченность возможностью кризиса, но шла речь и о том, что рост объемов рынка аренды в России имеет объективные предпосылки.

Национальную конференцию арендной отрасли, проводимую ежегодно, специалисты уже стали считать главным событием года на российском рынке аренды строительного и грузоподъемного оборудования. На мероприятии встречаются руководители российских и международных арендных компаний, производителей и поставщиков техники, строительных и инвестиционных компаний. Участниками конференции в нынешнем году стали порядка 200 специалистов, представлявших практически все регионы России, а также 9 зарубежных стран Европы и Азии. Организатором выступил информационно-аналитический центр «РусРентал», генеральным партнером — Национальная ассоциация арендодателей строительной техники.

Основное внимание было уделено текущей ситуации на российском рынке строительства и тенденциям его развития, подготовке объектов к чемпионату мира по футболу, изменениям на арендном рынке России в 2013-2014 гг., технологиям продвижения арендного бизнеса в сети Интернет, сотрудничеству дилеров техники и российских арендных компаний, новым моделям техники, оборудования и новейшим технологиям. Первые докладчики представили свое видение сегодняшнего строительного рынка в России и его проблем. Отмечалась тенденция к снижению динамики роста, особенно после реализации поддерживаемых государством программ подготовки к Олимпиаде в Сочи и к Универсиаде в Казани. Существенное увеличение по ряду регионов объемов сданного жилья в 2013-2014 гг. тоже дает мало поводов для оптимизма, поскольку речь идет преимущественно о старых девелоперских проектах, число же новых существенно сократилось. По мнению экспертов, дополнительные большие объемы работы строители (а значит, и арендодатели техники) в ближайшие годы объективно могут получить только благодаря поддержке государства при реализации планов по подготовке к чемпионату мира по футболу 2018 г. и по развитию социально-экономической инфраструктуры Крыма, которому прежде всего требуется полноценная транспортная связь с остальной Россией. Говоря о возможных точках роста, ведущий аналитик отраслевого агентства PMR Виталий Йамбла (Польша) в своем докладе, в частности, отметил, что в РФ декларировано много планов по развитию транспортной инфраструктуры, но каждый год бюджет корректируется, к сожалению, в сторону уменьшения. При этом все-таки очевидна необходимость масштабного развития региональной сети автодорог, а также сокращения протяженности так называемых узких мест на железнодорожной сети. Польский эксперт считает, что, конечно, интересна российская программа подготовки к ЧМ- 2018. Однако из 12 стадионов, на которых должен проходить чемпионат, на сегодня только три готовы его принять —
остальные либо строятся, либо еще ожидают начала строительства. «По официальным требованиям, все стадионы должны быть готовы к середине 2017 г., то есть за год до старта чемпионата, однако большинство их не будет готово к этому сроку, — полагает господин Йамбла. — Но будем надеяться, что все-таки не получится, как в Бразилии, когда стадионы вводились в строй буквально за день до начала чемпионата и с недоделками». При этом зарубежный аналитик упустил тот факт, что при создании современной инфраструктуры для олимпийского Сочи российские строители доказали свою способность качественно возводить сложнейшие объекты в весьма сжатые сроки. Виталий Йамбла также попытался представить, может ли сегодня отечественное производство строительной техники конкурировать с иностранными брендами и возможно ли быстрое импортозамещение. «По нашим оценкам, импорт экскаваторов составляет больше 80%, бульдозеров — практически треть рынка, и быстрое импортозамещение данных средств не представляется возможным», — считает польский эксперт. Заодно он отметил, что вроде бы никто не мешал российским производителям в последние годы наращивать производство, однако выпуск экскаваторов в начале 1990-х превышал 15 тыс. единиц в год, а сейчас не доходит и до 2 тысяч. Хотя в стране появились, например, новые заводы по производству экскаваторов от ведущих мировых брендов, но данные производственные мощности задействованы намного меньше, чем предполагалось. Виталий Йамбла резюмировал свой доклад предположением, что для российского рынка дорожно-строительной техники импортозамещение все-таки является «проблемой в среднесрочной перспективе».

Президент Национальной ассоциации арендодателей строительной техники Валерий Клименко (Москва) рассказал о задачах и целях НААСТ, а также представил свое видение ситуации на российском рынке аренды, заодно затронув и общеэкономические факторы. Так, задаться вопросом «Рецессия или кризис?» докладчика побудило падение цен на нефть, девальвация рубля, невозврат кредитов (в строительной отрасли — 7%), рост количества незаполненных торговых площадей (за последний квартал они увеличились с 3,5 до 6%) и т. д. В любом случае, по мнению главы НААСТ, этот год принес абсолютно новые реалии, к которым придется адаптироваться. Анализируя тенденции арендного рынка России, эксперт отметил, что с 2004 г. в стране наблюдался очень сильный рост аренды, составивший практически 300%, но в 2013 г. началось замедление темпов роста. «Год назад мы оценивали арендный рынок в 50 млрд руб., в этом году увеличения не произошло», — уточнил Валерий Клименко. Одной из объективных тенденций является сокращение сроков аренды в связи с сокращением сроков строительства. Также в России наблюдается тенденция к укрупнению, слияние компаний и образование арендных альянсов. «Если никакой катастрофы не случится, то через пару лет две российские компании «Фортрент» и «Техстройконтракт» будут в списке топ-100 ведущих европейских компаний», — заявил эксперт. Следующий докладчик, генеральный секретарь Европейской арендной ассоциации Мишель Петижан (Франция), уделил внимание рынку аренды техники и оборудования как в Европе, так и в России. По приведенным им данным, в 2011 г. общий мировой доход от аренды был оценен в $90-100 млрд, из них на долю Европы приходилось около 30%. Безусловным лидером на континенте является Великобритания (6 млрд евро по общему обороту), далее с существенным отрывом следуют Франция и Германия. Коэффициент соотношения аренды и строительного рынка в Европе в 2013 г. составил 1,4% (доля расходов на аренду в общих расходах на строительство). Для сравнения: в США — более 2,5%, в России — менее 0,5%. Эксперт уверен, что аренда имеет перспективный потенциал, поскольку экономически конкурентоспособна и устойчива. На российском рынке аренды техники и оборудования в строительной отрасли на жилищное строительство приходится 24%, на объекты энергетики — 21%, на промышленные объекты — 17%.

Говоря о перспективах нашей экономики в целом и строительства в частности, господин Петижан заявил: «В ближайшем будущем ожидается рост ВВП на уровне 3,5-4% в год. Это гораздо более высокий показатель, чем показатели роста основных стран Западной Европы. С точки зрения относительной важности, российская экономика оценивается как близкая к экономике Франции, Великобритании, Бразилии. Российский строительный рынок растет быстрее, чем в других европейских странах, благодаря стабильности всей российской экономики и конкретным планам правительства по капиталовложениям. По размеру российский строительный рынок составляет примерно 75% строительного рынка Германии. Жилищное, инфраструктурное и промышленное строительство остаются секторами с наибольшим потенциалом отчасти потому, что этим секторам государство оказывает или намерено оказывать поддержку». По словам генерального секретаря Европейской арендной ассоциации, участники рынка считают, что интерес к аренде техники сохранится и может расти по ряду объективных причин. Среди них — повышение эффективности управления парком техники, замена малопроизводительной техники более эффективным оборудованием, повышение уровня сервиса и т. д. Один из факторов — потребность в более экологичном оборудовании. Вследствие принятия нового стандарта для двигателей соответствующая техника будет дороже и потребует специализированного обслуживания. Конечные пользователи, как ожидается, предпочтут арендовать, а не покупать. По словам директора по развитию ООО «Фортрент» Алексея Килевого (Москва), можно ожидать роста объема отечественного рынка аренды от 45 млрд руб. в 2013 г. до 60 млрд руб. в 2017 г. Среди российских особенностей этого сегмента эксперт отметил, в частности, то, что доля ЦФО и Санкт-СЗФО остается стабильно высокой, составляя не менее 40%. Также наш рынок аренды сильно фрагментирован, и пять крупнейших компаний занимают на нем 20%. Это «Техстройконтракт», «Фортрент», «Пекканиска», «Цеппелин Рентал Русланд», Aggreko. Основным арендным продуктом является дорожно-строительная техника, ее доля составляет 50% всего оборота, а препятствиями для развития этого рынка, по мнению Алексея Килевого, являются менталитет собственника и отсутствие культуры аренды.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!