Вестник. Поволжье

Синтез искусств

Синтез искусств

Реализация современных проектов в учреждениях культуры Поволжья рождает новое творчество


Синтез искусств — явление в мировой культуре не новое. Однако для рождения нового продукта, способного оказать на человека многостороннее эмоциональное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувств, важно органичное соединение разных видов в художественное целое. Как новые синтетические виды искусства в проектах, реализованных в учреждениях культуры регионов ПФО, проникают в нашу жизнь, в материале «Вестника». 

Новое вокруг нас. Ежегодно на протяжении 10 лет регионы России присоединяются к акции «Ночь искусств». Она традиционно приурочена ко Дню народного единства, посвящается многообразию культур России, объединяет все направления искусства и завершает годовую серию «культурных ночей» (кино, музыки, театра, музея, библионочи). В рамках акции проходят тематические выставки, экскурсии, концерты, познавательные викторины и квесты для детей и взрослых. Ночь напролет россияне бесплатно посещают учреждения культуры и наслаждаются высоким искусством.

Наиболее полную картину синтеза искусств в учреждениях культуры можно наблюдать именно в «Ночь искусств», когда на экранах кинотеатров идут показы спектаклей, в библиотеках демонстрируют кукольный театр, в музеях — кино и перформанс, в театрах проходят книжные и художественные выставки, паблик-арт под открытым небом…

Понятие «синтез искусств» сходно с понятием «ансамбль» в архитектуре и градостроительстве, где взаимодействие объемов и пространств позволяет создать более высокое качество городской среды по сравнению с не взаимодействующими между собой зданиями и пространствами.

Тесная взаимосвязь скульптуры, архитектуры и живописи дала возможность для создания новых синтетических видов искусства, приведших к возникновению инсталляции. Как форма художественного выражения инсталляция появилась в 1960-1970-х годах с целью привлечения внимания общественности к различным проблемам. В наше время инсталляция представляет собой сложное и динамичное явление, которое трудно вместить в рамки определений. Оно балансирует на грани различных видов искусств: архитектуры, скульптуры, дизайна — и постоянно меняется в зависимости от концепции и места расположения. Инсталляция является искусством объекта. Часто этот объект приобретает архитектурные формы. Пространство и объем, свет и тени — это универсальные средства, к которым прибегают художники. Происходит весьма активное «вживление» инсталляции в архитектурную среду.

Синтез искусств

Кино в пространстве музея. В пространстве музея фильм превращается в картину. Его нельзя «повесить» на стену. Но в музее фильм приобретает контекст перформанса, интерактивного действа, управлять которым может сам зритель.

Музей в кинотеатре и кинематограф в выставочной экспозиции… Форм взаимодействия искусств предостаточно.

В последнее время в музеях организовываются дискуссионные киноклубы. Например, в Музее Горького и Шаляпина в Казани в рамках киноклуба «Синематограф Люмьера» собирались любители отечественного и зарубежного кино. Свое название проект получил благодаря одноименной статье М. Горького, опубликованной в 1896 году в «Нижегородском листке». Поэтому большинство встреч киноклуба посвящено просмотру фильмов о М. Горьком по его произведениям, кинолентам, созвучным художественным мотивам писателя.

В Ртищевском краеведческом музее Саратовской области реализуется проект «Клуб кинопутешественников во времени». Перед просмотром зритель в увлекательной форме узнает о том, что в то или иное десятилетие происходило в г. Ртищево. Это ли не путешествие во времени, дополненное эффектами движения «машины времени» и на экране, и в зале! «Топливом» для машины становятся монеты разных эпох и стран (в музее насчитывается более тысячи монет в основном фонде) или другие экспонаты. Старые советские фильмы поднимали проблему формирования нравственности, культурного кода детей и подростков своего времени, проблему и в XXI веке не менее актуальную. Это богатейший пласт отечественной культуры! Да, он уже труден для понимания в силу того, что время и обстановка изменились... Но, может быть, среди музейных экспонатов и на новом технологическом уровне понять советское кино будет проще?

Объединить любителей кино в рамках киноклуба в России — задача сложная. Даже в областных центрах на просмотры советского или современного авторского кино приходит небольшое количество зрителей. Однако это движение с 80-х годов в нашей стране не умирает. А ведь в кризисный период эта форма работы со зрителем может помочь найти пути обновления отечественной киноиндустрии. В России есть яркие примеры того, как киноклубы развиваются на базе библиотек, музеев, культурных центров. И регионы Поволжья тому подтверждение.

Выставки «Пензенцы в истории российского кинематографа» и «Коллекция старинных костюмов киностудии им. М. Горького» были открыты в Пензенском краеведческом музее в рамках проведения кинофестиваля «Мужская роль» имени Ивана Мозжухина. Экспозиция «Пензенцы в истории российского кинематографа» рассказывала об истории кинопроката в Пензе. Выставка «Коллекция старинных костюмов киностудии им. М. Горького» создана на основе экспонатов, привезенных с одной из старейших кинокомпаний в России. В Казани в кинотеатре «Мир» — единственном «однозальнике» в городе  — открыт музей кино, в котором собраны экспонаты разных лет (кинопрокату Татарстана в 2024 году исполняется 100 лет). И коллекция пополняется. Ведь музей — это живой организм.

Синтез искусств

Музей и театр. Музей и театр — учреждения, связанные с приобщением человека к культуре. Оба являются зрелищем и имеют своего зрителя, представляют культуру развлечения и формируют досуговую сферу общества. В то же самое время театр и музей — это не досуговые центры, они несут миссию искусства зрителю. Театрализация позволяет в доступной и привлекательной форме осуществлять популяризацию музейного собрания. В музее театрализация происходит на экспозиции, а не в зрительном зале.

Одна из форм — это театрализованные представления кукольного театра на экспозиции. Зачастую музейные педагоги обращаются к опыту кукольного театра и включают в свои экскурсии и занятия перчаточную или обыкновенную куклу. С ее помощью разыгрывается театральное действие, которое помогает вернуться в прошлое и оживить музейные предметы данной экспозиции.

Второй формой театрализации, близкой кукольному театру, является представление театра теней, связанное с экспозицией музея. Фигуры двигаются на фоне экрана (бумага в раме), подсвеченного фонарем или иным источником света, параллельно идет озвучание этих персонажей за кадром.

Весьма распространенной формой является театрализованная экскурсия. В определенный момент экскурсии воспроизводятся диалоги, поступки, традиционные действия, речи людей определенной эпохи. Появление во время экскурсии в подлинных интерьерах среди подлинных вещей живого человека в старинной одежде позволяет посетителю смоделировать образ жизни определенного времени. Таким образом, комплексно воспринимается реконструируемое время, а ожившие персонажи дают посетителям новые эмоциональные и коммуникативные ощущения.

Литературно-музыкальная композиция, театрализованный тематический вечер и массовое театрализованное празднество — формы режиссуры, которые также успешно внедряются при работе с посетителями. Большой опыт театрализованных праздников накоплен в музеях-заповедниках, музеях под открытым небом и экомузеях.

Тенденция последних лет — открытие музеев в театрах. Зачастую они посвящены либо истории театра, либо великому деятелю. Например, в 2014 году открытие театрального музея приурочили к 95-летию Марийского национального театра драмы им. М. Шкетана.

В 2019 году состоялась торжественная церемония открытия музея в Казанском академическом русском Большом драматическом театре им. В. И. Качалова к 144-летию великого русского артиста Василия Качалова.

К 200-летнему юбилею Саратовского государственного академического театра драмы имени И. А. Слонова в 2003 году было приурочено открытие музейной экспозиции об истории театра. Отдельный фрагмент экспозиции посвящен Ивану Слонову — выдающемуся театральному деятелю, «собирателю» труппы театра, основоположнику саратовской театральной школы.

Синтез искусств

Музей и кукольный театр в пространстве библиотеки. Год театра позволил библиотекарям некоторых регионов Поволжья по-новому раскрыть мир литературы. У сотрудников библиотек появилась прекрасная возможность обогатить массовые мероприятия элементами театрализации, сделать их более зрелищными, яркими, праздничными.

Выявлению инновационных форм работы, созданию библиотечных программ и проектов, направленных на формирование позитивного отношения к книге, знакомству читателей с произведениями, по которым осуществляются театральные постановки, с творчеством театральных актеров способствовало проведение областного конкурса «Театр. Книга. Библиотека». Он был объявлен ГБУК «Оренбургская областная универсальная научная библиотека им. Н. К. Крупской» при поддержке Министерства культуры и внешних связей Оренбургской области. Более 40 работ библиотекарей из 34 муниципальных образований области, в которых нашла отражение культурно-просветительская и поисково-исследовательская деятельность, было представлено на конкурс. Все проекты успешно реализованы.

Кукольный театр — один из видов древнейшего театрального искусства. В большей степени он близок детям. Кукольные спектакли в библиотеке помогают детям полюбить книги, приобщиться к чтению. Работа над кукольным спектаклем — это такой вид творчества, который объединяет читателей в единый коллектив. Во время подготовки спектаклей формируется творчески активная личность, способная воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, в искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное — жить по законам красоты. Книга + игрушка + игра — формула, с помощью которой происходит эстетическое, нравственно-этическое воспитание. Именно такой проект успешно реализован в модельной библиотеке с. Магинск Караидельского района Республики Башкортостан и в Центральной муниципальной детской библиотеке имени М. Горького в Ижевске.

Раньше библиотека была сакральным хранилищем книг. Сегодня она становится местом, где вокруг книги разворачиваются самые разные события. У библиотеки и театров много общего. Их объединяет литература: книги, пьесы, романы, сказки, стихи. Звучащее со сцены слово воспринимается ярче, способствует глубокому пониманию литературных произведений. Театр в библиотеке, киноклуб в библиотеке — это новизна и современность образов и явлений, наполнение пространства энергетикой, без которой человек перестает читать. Занятия в киноклубах в окружении книг помогают детям не просто сравнивать экранизации с литературным произведением, но и учиться осмысленному просмотру.

Кино и литература — виды искусства, неразрывно связанные друг с другом. Еще до появления звукового кино режиссеры принялись экранизировать знаменитые творения русских писателей. В эпоху немого кино кинематографисты обращались к текстам Пушкина. Русская литература в отечественном кино имеет долгую и интересную историю.

Наша общероссийская культурная идентичность исходит из русского народного творчества, литературного творчества, с которым детей важно не просто знакомить на уроках чтения, но и научить их пропускать через себя. Только тогда традиционные российские духовно-нравственные ценности будут глубоко закладываться в характере, не поддаваться сомнению и передаваться из поколения в поколение. Понимание не только сюжета, композиции фильма, системы образов, но и киноязыка станет своеобразным компасом для детей в будущей жизни. Ведь освоив навык читать подтекст, зреть в корень, анализировать, действовать разумно, человек становится уверенным в себе и не подвержен чужому влиянию.

В настоящее время в библиотеках можно получить образование, провести досуг, почувствовать себя в безопасности и получить доступ к информации. На наших глазах информационный голод сменился информационным переизбытком. Если верить Эрику Шмидту из компании Google, теперь за два дня мы создаем столько же информации, сколько было создано с момента зарождения цивилизации и до 2003 года!

Синтез искусств

В последнее время появляются проекты взаимодействия библиотек и музеев, особенно в краеведческой, исследовательской и просветительской работе. Наиболее интересен в этом плане опыт работы комплексов «библиотека — музей».

Центральная библиотека г. Зеленодольска Республики Татарстан всегда уделяла большое внимание пропаганде творчества татарских писателей. Идея создания литературного музея памяти земляка-писателя, сатирика Фаиля Шафигуллина возникла у библиотекарей города. Сами писатели были частыми гостями в библиотеке, они приезжали на вечера-встречи из Казани. Приезжала и жена Фаиля Шафигуллина — поэтесса Эльмира Шафигуллина с его друзьями, сотрудниками журнала «Чаян». В 1994 году в городе открылась первая татарская библиотека, ей было присвоено имя Фаиля Шафигуллина, и принято решение о создании музея писателя. Сбор материала осуществлялся сотрудниками татарского филиала и всей ЦБС в течение пяти лет. Основой фонда комнаты-музея явились подлинные личные вещи и книги из библиотеки писателя, предоставленные вдовой, поэтессой Эльмирой Шафигуллиной. Ежегодно в мае в библиотеке проходят Шафигуллинские чтения, которые собирают друзей и родных писателя, почитателей его таланта. Регулярно проводятся экскурсии для учащихся школ, студентов, жителей города и района.

Кроме того, в последние годы получает распространение организация музеев истории библиотек, экспозиции которых строятся на широком историко-культурном материале, позволяющем показать становление библиотеки как части национальной культуры. Примером деятельности библиотек в реализации этого направления является участие МУК ЦБС г. Орска Оренбургской области в создании «Орской этимологической энциклопедии». Библиотекарями собран архивный материал, который характеризуется памятными датами в библиотечной жизни города.

Таким образом, взаимопроникновение искусств помогает наиболее полно ощутить спектр эмоций, почувствовать масштаб действия и, возможно, подтолкнуть к реализации собственного проекта во благо нации.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!