Вестник. Поволжье

Театральная столица Поволжья

Театральная столица Поволжья

В разное время обладателями этого титула являлись Саратов, Самара, Нижний Новгород, Казань и Чебоксары

Столицы регионов ПФО объединяет не только окружной фестиваль «Театральное Приволжье», большое количество театров, зрителей, но и схожие проблемы. О том, каков портрет театрального зрителя, проживающего в Поволжье, как происходит диалог культур разных народов и как объединяются регионы в решении актуальных задач театров, в нашей статье.  

На перекрестке культур. Финал окружного фестиваля «Театральное Приволжье», который не первый год собирает коллективы со всего Приволжского федерального округа в разных городах, в этом году прошел в Перми. Это общественный проект ПФО, на котором свое мастерство в театральном искусстве демонстрируют молодежные и детские театральные коллективы. Проект направлен на приобщение молодежи к театральной культуре, расширение кругозора, формирование нравственных и культурных ценностей, а также на создание условий и стимулов для развития молодежного и детского театрального искусства.

В этом году участие в фестивале приняли 14 регионов, 644 коллектива, 8768 юных актеров — это почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. Каждый спектакль отражал жизнь и культуру народов Поволжья. Сегодня этот фестиваль дружбы напоминает о становлении классических театров в регионах, судьба которых более 100 лет назад тоже начиналась с любительских постановок театральных трупп…

Сегодня классические театры продолжают работать на зрителя. Современный театр не отрезан от городского и мирового контекстов: декорации, костюмы и художественные смыслы в них изменяются вместе с обществом.

Например, в татарском театре имени Г. Камала показывают «Голубую шаль» Карима Тинчурина на протяжении почти ста лет, с 1926 года. Зрительский интерес к ней не ослабевает по сей день. В этой слабой, с литературной точки зрения, пьесе существует поэтический шифр, кодирующий вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала, бунтарский, свободолюбивый дух народа, объединяющую татар всех российских областей любовь к родной земле.

Спектакль не играется, как в прошлом, он ставится режиссерами и артистами-современниками, за счет чего и близок зрителю. Театр — это искусство, которое создается здесь и сейчас. Молодые режиссеры все чаще обращаются к классическим источникам или включают локальный контекст. Например, режиссер Айдар Заббаров во время пандемии занимался исследованием татарских деревень, пришедших в упадок. После нескольких лет работы в репертуаре театра появилась его постановка «Хуш, авылым», рассказывающая историю жителей маленьких поселков Татарстана.

Переосмысление одного и того же литературного произведения разными театральными режиссерами — один из способов удерживать интерес зрителей к театральному искусству. Ни для кого не секрет, что аншлагов в региональных театрах давно нет. Зачастую непроданные билеты за несколько часов до спектакля спешно распространяются через благотворительные организации, лишь бы актеры не выступали перед наполовину заполненным залом.

Безусловно, сегодня театру приходится конкурировать с множеством форм проведения досуга. Это открывает возможности широкого выбора, что само по себе обогащает диапазон зрительского восприятия, формирует его новую эстетику, раздвигает круг представлений и оценок, меняет навыки и особенности культурного поведения населения. Определенным образом это сказывается и на самосознании человека, на понимании им собственной индивидуальной ценности, своего места и роли в жизни, наконец, своего личностного, профессионального, общественного достоинства.

Театральная столица Поволжья

Общие проблемы театров. Основной проблемой государственных и муниципальных театров является проблема финансирования и хозяйственной деятельности. Организация постановочного процесса и проката спектаклей — дело чрезвычайно затратное, требующее больших финансовых вложений даже в тех случаях, когда спектакль в итоге окупается. Если добавить к этому расходы на содержание театрального здания, необходимую периодическую модернизацию оборудования, организацию гастролей, рекламу, да и просто заработную плату многочисленных сотрудников театра, то затраты получаются весьма существенными.

Здания многих театров нуждаются в капитальном ремонте, сценическая техника также требует ремонта и даже обновления. Например, в казанском ТЮЗе давно не было ремонта. В последние годы руководство театра занимается тем, что готовит проектно-сметную документацию, которая долго проходит процедуру согласования, вносятся изменения, проект дорабатывается… Средств на аренду сцены под постановки у театра пока нет, и чтобы подготовиться к реконструкции, актеры труппы вышли за пределы своего здания и ставят спектакли в нетеатральных пространствах. Они устраивали показы во дворе, использовали помещение бара «Истина» и даже городской трамвай. Все это позволяет труппе пополнять репертуар, развиваться и в какой-то мере решать финансовые проблемы.

В подвешенном состоянии находится и ульяновский «Небольшой театр», позиционирующий себя как ТЮЗ. Долгое время он делил одно здание с кинотеатром «Родина». Благодаря реализации национального проекта «Культура» на месте здания советского кинотеатра должно было вырасти трехэтажное просторное здание ТЮЗа. Но подрядчики объявили небольшой антракт — отставание по срокам на несколько месяцев. В целом на новый ТЮЗ заложили полмиллиарда рублей, но все пошло не по сценарию — образовался дефицит.

Театральная столица Поволжья

Настоящей стройкой века в свое время стал саратовский ТЮЗ. За время строительства сменилось несколько поколений юных зрителей. Новое здание старейшего в мире профессионального театра для детей возводили 25 лет. Пока шли работы, проект здания несколько раз менялся, иногда весьма радикально. К примеру, над центральным входом планировалось установить огромный стеклянный козырек в форме птицы. Но гигантская чайка с размахом крыльев 45 метров так и не взлетела над саратовским ТЮЗом. Возвели только металлический каркас, но он, простояв несколько лет, сгнил — и был демонтирован. От первоначального замысла остались только колонны. В 2011 году театр все-таки был открыт.

Проблемы у частных театров тоже одинаковы: нет своих зданий, площадок для выступлений и репетиций, мест для хранения декораций. В крупных городах региона негде выступить, потому что просто нет площадок. Приходится придумывать декорации, которые смогут уместиться в чемодан. Однако в Казани есть пример театра, который ежегодно выходит на самоокупаемость. Это негосударственный «Театр на Булаке», который создан в 2010 году. Тогда он заявил о себе постановкой «Зима», которая и сейчас собирает полные залы. Самой большой победой театра можно назвать то, что он работает каждый день. Труппа отдыхает только 31 декабря и 1 января. В месяц проходит не менее 70 показов — это очень много.

Еще одной проблемой современных театров является недостаток рекламы. В городах не хватает афиш, которые показывали бы разнообразие репертуаров. Иногда команды театров запускают кампании в социальных сетях и рассказывают о премьерах через блогеров, и тогда в залах собирается больше зрителей, в том числе и туристов.

В Самаре работает 4 государственных театра и порядка 10 малых театров. Причем последние самарцы воспринимают как художественную самодеятельность. Хотя их создают профессиональные режиссеры и актеры, горящие энтузиазмом. Ежегодно Самарский государственный институт культуры выпускает профессиональных актеров и режиссеров. Но в родной Самаре идти ребятам некуда. Гостеатры переполнены. Поэтому они делают свои прекрасные спектакли. Это такой самарский андеграунд. И ему нужна помощь. Те, кто не пригодился на родной земле, уезжают в Первопрестольную.

В Саратове, надо сказать, так просто никогда не прощались с кадрами. При ТЮЗе всегда была студия, потом специальные курсы в театральном училище имени И. А. Слонова и на театральном факультете Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова. Богатейшие театральные традиции Саратова отражаются в настоящее время в том, что в городе действует более 10 театров, кроме того, есть театры в районных центрах. Саратовская театральная школа дала России выдающихся артистов: легенду советского кино Б. Андреева, признанных мастеров театра и кино Ю. Каюрова, А Михайлова, О. Янковского, Е. Миронова, Г. Тюнину, О. Табакова.

Театральная столица Поволжья

Пути решения. Сегодня очевидно, что без финансовой поддержки театрам не выжить. Привлекать зрителя новыми постановками в уютном здании, удерживать кадры и воспитывать новое поколение теперь возможно за счет президентских грантов и субсидий. В этом плане наблюдаются положительные и поступательные тенденции, например, повсеместное устроение театральных фестивалей различного масштаба.

Ежегодный фестиваль «Йошкар-­Ола театральная» — событие знаковое в культурной жизни Марий Эл. Традиционно театры республики представляют на фестиваль свои лучшие постановки уходящего сезона, которые вместе со зрителями оценивает профессиональное жюри, состоящее из известных российских театральных критиков. Их оценок и замечаний всегда очень ждут артисты, режиссеры, художники.

В Йошкар-Оле с населением чуть более 270 тыс. человек имеется пять театров. Причем абсолютно разных, не похожих друг на друга, каждый из которых имеет свою изюминку и своего зрителя.

Объединяющим событием 2023 года потенциально может стать XVI Международный театральный фестиваль «Науруз», который состоится в Казани этим летом. Он пройдет под эгидой театрального искусства народов Северного Кавказа. В программе — 29 спектаклей на сценах разных казанских театров и на набережной Кабана.

Положение может спасти и институт меценатства. Например, в Самаре до революции в городе были свои благотворители. И если бы не они, не было бы того же МХАТа.

Театральный туризм мог бы стать прекрасным средством приобщения молодежи к театру: посещение спектаклей, прогулки по театральным зданиям, а также экскурсии, встречи с актерами и режиссерами, знакомство с историей театров, квесты. В Москве и Санкт-Петербурге масштабное развитие получил квест-туризм. Это молодой вид туризма, являющийся разновидностью приключенческого туризма. С каждым годом квест-туризм становится все более популярным, и спрос на него постоянно растет. Сотни тысяч отдыхающих, любящих шпионские и авантюрные приключения, предпочитающих активный отдых, выбирают квест-туры.

Квест-игры завоевали признание и стали очень популярны в последние пять лет. Позднее они превратились в действенный метод продвижения фильмов и театральных постановок, а также породили целый ряд подобных увлечений: ночные поисковые игры, игровые путешествия, квест-туры. В процессе такой игры участники знакомятся с уникальными местами и достопримечательностями, раскрывают свои незаурядные способности и получают массу положительных эмоций. Среди городов-лидеров по проведению квест-туров можно выделить Москву, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Волгоград и Самару.

Сегодня Самару представляют около 20 театральных коллективов. Первый областной театральный квест в 2019 году был организован Областной юношеской библиотекой.

Туристы, которые ставят своей целью посещение театральных мероприятий, составляют больше трети от всех путешественников. Существуют фестивали уличных театров, пантомимы и прочие виды искусства, которые собирают тысячи поклонников со всего мира, и их количество год от года только растет. Десятки, а то и сотни тысяч людей планируют путешествие за тысячи километров, чтобы услышать пение известного тенора, самостоятельно посмотреть и прикоснуться к роскошным театральным интерьерам, сходить на спектакль модной и нашумевшей труппы.

Театральная столица Поволжья

2023 год станет годом обновления для 52 региональных и муниципальных театров, которые благодаря нацпроекту «Культура» оснастят современным оборудованием. А 4 учреждения будут капитально отремонтированы. За прошедшие годы капитально отремонтированы 24 региональных и муниципальных театра юного зрителя и театра кукол, современным оборудованием оснастили 100 учреждений.

Так, после капитального ремонта открылся Театр юного зрителя в Ижевске. ТЮЗ расположился под крышей Государственного драматического театра. Помещение требовало реконструкции уже 10 лет назад. Его пришлось заморозить. И наконец в 2020 году благодаря нацпроекту «Культура» дело сдвинулось с мертвой точки. Театр юного зрителя — экспериментальная площадка. Основной труппы здесь нет. Но есть много желающих привезти сюда свои постановки. И это тот самый случай, когда не имеющие своих помещений частные театры могут рассмотреть возможность временного пребывания здесь и хранения декораций и реквизита. Тем более в обновленном ТЮЗе планируют открыть студию звукозаписи, проводить образовательные программы и запустить школу-студию по театральному искусству для разных возрастных категорий.

Благодаря национальному проекту «Культура» не только внешне преображаются здания театра, но и меняется их внутреннее содержание. Учреждения оснащают современным оборудованием. С 2023 года впервые стало возможным поддержать закупкой современного театрального оборудования региональные театры в крупных городах. Такую поддержку к 2025 году окажут 127 театрам. В их числе и театры Поволжья.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!