С незапамятных времен Россия славилась своими народными промыслами. Промысел — это особый вид творчества, который вдохновлял не только мастеров и ценителей, но и кинематографистов. Со времен изобретения киноаппарата было снято немало фильмов об истинно русских народных промыслах и тех, кто скрупулезно передает потомкам свое мастерство. Представляем вашему вниманию обзор современных фильмов, демонстрирующих национальные промыслы регионов Поволжья.
О дымке. На территории Поволжья проживает более 110 этносов. Каждый из народов отличается языком, укладом жизни, обычаями, историческими традициями, культурой. Издревле вещи, которыми люди каждый день пользовались в своей обычной жизни, украшались живописцами, как настоящие произведения искусства. Помимо росписи, существовали и другие виды: кружевоплетение, гончарное дело, кузнечное мастерство, глиняная и деревянная игрушки. Каждый народный промысел выдерживался в собственном индивидуальном стиле, который появился благодаря истории того или иного региона, его обычаям и традициям. При этом через все народные промыслы проходит единая нить, связывающая народы нашей страны на протяжении многих поколений.
В 2021 году неподдельный интерес у кировчан вызвала московская съемочная группа, снимающая, вроде бы, привычные места Кирова, объекты, городские достопримечательности. Это проходили съемки документального фильма о дымковской игрушке «Дымок «дымки» во главе с режиссером-документалистом, членом Союза журналистов России и Москвы Павлом Рязанцевым. Фильм снимался на средства гранта президента РФ Владимира Путина для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. По мнению режиссера, вятская «дымка» — это элемент народной глобальности, признанный академией наук, один из символов России. Действительно, замечали ли вы когда-нибудь, как некоторые российские самолеты раскрашивают под «дымку» и «хохлому»?
В фильме показан весь процесс создания дымковской игрушки — от добычи глины, сушки, лепки до обжига и росписи. Создатели посетили музеи, знакомились с известными кировскими мастерицами. В Кирово-Чепецком районе побывали на карьере, где добывают глину для промысла, на фабрике керамических изделий. Заехали в слободу Дымково, где и родилось удивительное народное искусство.
«Дымка» узнаваема по всей России и за рубежом. Это генетический код вятской земли, связующее звено между поколениями. Ведь многие фигурки отображают реальных людей, живших в вятском крае.
Интересный факт: дымковская игрушка — бренд, место происхождения которого официально зарегистрировано Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент). Права использования имеют Кировское отделение Всероссийской творческой организации «Союз художников России» — народный художественный промысел «Дымковская игрушка» и ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка». Ежегодно в регионе организуют и проводят межрегиональные фестивали народных художественных промыслов «Вятский лапоть» и «Кладовая ремесел», интерес к которым постоянно растет.
Кроме того, вятские предприятия и мастера регулярно участвуют в выставочно-ярмарочных мероприятиях за пределами области, с достоинством представляя свои работы.
Сказка — ложь, да в ней намек. Где в Пензенской области добывают «поющую» глину? Что в «расписном краю» искали невесты со всей страны для своего приданного? И в каком оскароносном фильме можно увидеть творение сурских мастериц? Ответы на эти и многие другие народные загадки авторы дают в документальном цикле «Добро пожаловать в Пензенскую область». Новоиспеченный фильм цикла «Народные промыслы и ремесла Пензенского края» в жанре сказки погружает в увлекательное, душевное путешествие. Сказочным маршрутом зрители отправляются за лечебными валенками и танцующими куклами, наведываются в гости к кузнецам-колдунам и потомственным стеклодувам, слышат забавные байки пензенских старожилов и, конечно, узнают секреты старинных ремесел. Проект реализуется телеканалом «Россия 1. Пенза» совместно с областным министерством культуры, пензенским отделением российского Военно-исторического общества при поддержке правительства Пензенской области.
Фильм изобилует интересными фактами. И в этом его уникальность. Например, известный пензенский мастер по глине Тимофей Зоткин заложил основы создания абашевской свистульки, которую изготавливают из «поющей» глины. Его игрушки ездили на Олимпиаду-80, хранятся в Эрмитаже и Лувре.
В фондах Эрмитажа можно найти также и изделия мастера по хрусталю Александра Вершинина. Левша прославился стаканами с рисунками. Его имя навсегда вписано в историю Николо-Бахметьевского хрустального завода. С XVIII века здесь рождаются хрупкие звенящие чудеса. Бахметьевский хрусталь ценился наравне с эталонным — английским. В Никольском музее стекла и хрусталя насчитывается свыше 14,5 тысячи уникальных экспонатов. По этому фонду можно изучать историю страны и даже судьбы людей. В Никольске — городе мастеров алмазной грани — есть последователи Вершинина. Продолжая традиции, они искусно делают изящные вазы, сувениры на счастье и выполняют необычные заказы: от хрустальной туфельки для студии Уолта Диснея до люстр для метрополитенов. Не зря Пензу называют хрустальным сердцем России.
Кружево на дереве, а не на коклюшках можно увидеть в Камешкирском районе, где больше всего в области резных теремов, построенных два века назад. Каждый узор с высоким древним смыслом. Камешкирские резчики по дереву кружевной язык знают в совершенстве. Их работы признаны памятниками архитектурного русского зодчества. Кстати, Музей народного творчества тоже находится в тереме.
Именно пензенская невесомая шаль была выбрана режиссером С. Бондарчуком для эпизода с танцем Наташи Ростовой в фильме-эпопее «Война и мир». Пуховязальный промысел на пензенской земле возник в середине XIX века в с. Марьевка. Платки получались у мастериц весом не больше 150 г. Если оренбургские плотные теплые покупали, в основном, купчихи и горожанки, то пензенские пуховые кружева украшали плечи дам высшего общества и даже представительниц императорской фамилии.
Золотное шитье в Пензенской губернии зародилось более двух веков назад. Первыми золотошвеями были монахини-послушницы. Золотошвеи были всегда в почете. Только после революции об этом ремесле забыли. Второе рождение произошло не так давно. 12 рукодельниц из домашней мастерской Ирины Подгорной вручную расшивали занавес к открытию нового здания Пензенского областного театра драмы им. Луначарского. Нитей ушло 300 км, времени — 4 месяца. Стежок к стежку мастерицы восстановили старинную технику и создали свою.
Особое внимание в фильме режиссер Инесса Романова уделила также изготовлению танцующих соломенных человечков, лозоплетению, шитью ковров, росписи по бересте и дереву. Интересно, что берестяные шедевры хранятся в частных коллекциях США, Англии, Японии. А ремесленничество в Пензенской области бережно передается из поколения в поколение.
Возрождение в России детского кино. По сказочному пути пошли и другие кировские режиссеры. Фильмы-сказки на основе тех самых сказок, которые в детстве рассказывали нам родные перед сном, это глоток чистого воздуха в обилии попкорновых сюжетов, мелькающих яркими красками, но несущих чужую культуру, и ценности. По мнению режиссеров, в России давно назрела необходимость увеличения количества детских фильмов на основе местного народного фольклора — это сохранение национальных традиций и дань памяти нашим предкам.
Проект «Вятские сказки» — это детище Кировской области, которое впитало в себя поверья, традиции, былины и сказания своих предков. В 2022 году брэнд официально зарегистрирован и получил патент.
Количество фильмов российского производства, снятых для детской аудитории в последние годы, крайне мало. В период с 1992 по 2019 год на экраны вышло всего 15 лент для детей. Это катастрофически мало. Министр культуры России Ольга Любимова выразила надежду, что в ближайшем будущем ежегодно на экранах будут появляться по 4-5 новых детских фильмов. «Целые 25 лет в стране детское кино не снималось, к сожалению», — отметила она на передаче Первого канала в 2020 году. Она также обратила внимание на недостаток сценаристов в этой области: «Нам больше всего не хватает сценаристов, которые смогут написать сюжеты, которые понравятся аудитории, потому что детское кино сложнее всего сделать». Это действительно проблема, ведь эти фильмы обладают мощным воспитательным эффектом, поскольку ребенок видит не фантастических персонажей вымышленной вселенной, как в мультфильмах, а реальных героев и часто ассоциирует себя с ними.
Однако, как в советский период, так и сейчас основой для детских фильмов являются сказки и сказочные персонажи. И это неслучайно. В культуре каждого народа особое место занимают сказания, былины и сказки. Сопереживая героям, дети узнают о том, что такое добро и зло, где правда, а где ложь, что такое настоящая дружба, забота, любовь и многое другое. Нравственные ценности, заложенные в сказках, передаются из поколения в поколение.
Государство делает все возможное для выравнивания ситуации. В октябре 2022 года президент Российской Федерации Владимир Путин указал правительству внести поправки, «предусматривающие полное государственное финансирование производства и проката национальных художественных (игровых) фильмов для детей и юношества».
Несмотря на все тяготы отечественного кинематографа, в частности детских и молодежных фильмов, есть люди, которые из года в год делают свое дело, отдаваясь ему полностью и сохраняя веру в народные мудрости, заложенные в незатейливых сказках.
Сюжет русских народных сказок можно пересказывать много раз, и каждый раз по-новому. Можно даже придумывать новых особенных персонажей. Но всегда во всех сказках неизменно то, что добро должно победить зло, дружба сумеет пройти сквозь все испытания, а родную землю следует беречь и защищать. Именно эти моральные смыслы вкладывает в свои фильмы-сказки руководитель творческой студии «Лика» Елена Бронникова, снимающая их в Кировской области на протяжении шести лет. Вдохновение Елена берет из русского фольклора, а именно из сказок вятского края. Прокат и показ сказок будет осуществлен в кинозалах Кировской, Челябинской, Курской, Иркутской, Владимирской областей, Республике Татарстан, Пермском крае.
Казанский шов. Министерству культуры Республики Татарстан подведомственен Таткультресурсцентр, который также занимается продвижением национальных татарских ремесел в России и за рубежом. Сотрудники центра участвовали в качестве консультантов фильма о кожаной мозаике, который в этом году создается группой молодых кинематографистов на средства гранта ПАО «Татнефть».
Проект документально-художественного фильма «Казанский шов» о кожаной узорной мозаике как отдельном виде искусства на примере татарской национальной обуви ичигов был презентован в Казани еще в феврале. В настоящее время фильм уже на стадии монтажно-тонировочного периода. «В прошлом году технология казанского шва была признана нематериальным культурным наследием Татарстана. Фильм раскрывает историю Арской фабрики национальной обуви, где трудились более 1200 мастеров кожаной мозаики (ныне утеряна). Мне пришла идея вызвать интерес к культурному коду через кинокартину. Задача заключается в том, чтобы про татарскую кожаную мозаику знали и наше народное ремесло развивалось», — рассказал режиссер фильма Бай Хайруллин. По его словам, технология шва не зафиксирована в современном искусстве других народов и является уникальным явлением российской культуры. Кинокартина расскажет зрителю про татарский орнамент и его значение. Документальная история сопровождается художественно-постановочной линией. Главных героев сыграли известные татарстанские актеры.
Уникальность проекту придает то, что народными умельцами специально для фильма сшита женская и мужская пары обуви с применением казанского шва. Таким образом, авторы проекта отдали дань уважения известному татарскому ремеслу, показав, что по сей день данная традиция живет, а желающих научиться этому ремеслу с каждым годом становится все больше.
В фильме есть и воспитательная составляющая. В съемках и монтаже принимают участие ребята из клуба «Киновзгляд», которые не только изучают кинопроцесс, но и погружаются в историю своего народа.
Топ-10 ремесел Нижегородчины. В прошлом году в Нижегородской области сняли серию фильмов о народных промыслах региона. Это стало возможным также благодаря грантовой поддержке Фонда президентских грантов. Героями стали специалисты народных художественных промыслов, смотрители музеев, хранители музеев и, конечно, мастера — те люди, которые сохранили умение что-то делать своими руками. Материал подготовлен в простом для восприятия формате, его легко смотреть и взрослым, и школьникам, и туристам, и тем, кто только начал знакомство с нижегородскими народными промыслами. Фильмы посвящены золотой хохломе, городецкой росписи, нижегородской игрушке, полхов-майданской росписи, казаковской филиграни, художественной ковке, нижегородской керамике, балахнинскому кружеву. По словам гендиректора Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника Юрия Филиппова, фильмы сняты для того, чтобы показать в том числе историю развития нижегородских промыслов. Нижегородская область занимает лидирующую позицию среди регионов России по числу сохраненных народных художественных промыслов, более 20 предприятий, работающих в этой сфере, относятся к значимым. К числу НХП, которые сохранены в регионе, относятся, например, балахнинское кружевоплетение, варнавинская резьба по кости, городецкая золотая вышивка, роспись и резьба по дереву и другие. Ранее предприятия «Хохломская роспись» и «Павловский завод художественных металлоизделий им. Кирова» были включены в федеральный перечень системообразующих предприятий. Кроме того, 10 региональных предприятий НХП вошли в перечень компаний, оказывающих существенное влияние на занятость населения и социальную стабильность в регионе.
Таким образом, благодаря поддержке различных фондов, на средства грантов у кинематографистов появилась возможность снимать больше фильмов в разных жанрах, и показывать через народные промыслы истинные духовно-нравственные ценности, издревле присущие людям разных национальностей, мирно проживающих в Поволжье.