Наряду с образовательными и социальными организациями учреждения культуры тоже стремятся быть одинаково доступными для всех людей, независимо от их личных особенностей, состояния здоровья, возраста и социального положения. Для этого готовятся специальные экскурсионные программы, проводятся инклюзивные мероприятия, внедряются новые технологии, реализуются проекты совместно с некоммерческими организациями. Регионы Поволжья традиционно являются лидерами по количеству поддержанных проектов. О том, насколько выгодно всем сторонам такое сотрудничество, в нашей статье.
Школа для всех. В 2008 году Российская Федерация подписала Конвенцию о правах инвалидов, что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов. Ее цель — подготовка инвалидов к эффективному участию в стандартных социокультурных ситуациях, к расширению сферы самостоятельности в отношениях с окружающими. Подписание документа фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
В 2012 году в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», подписанном президентом РФ 29.12.2012, появилось понятие «инклюзивное образование». Это передовая система обучения, которая нужна детям, имеющим определенные особенности в развитии и здоровье. Согласно ей, ребята здоровые и с инвалидностью обучаются совместно. Что говорит закон? Современная система образования рассчитана на детей со стандартными возможностями, то есть на тех, кто может обучаться по общей программе и успевать в соответствии с установленными требованиями. Но на деле оказывается совершенно не так, поскольку многие дети имеют особые образовательные потребности. В законе об образовании это описывается как обучающий процесс детей, к которым требуется индивидуальный подход. В основе данного метода лежит идея о том, что таких ребят нельзя дискриминировать. Как следствие, даже школьники с особыми потребностями в образовании могут обучаться в системе общего образования. Инклюзия сегодня — это развитая, гуманная и эффективная система образования, рассчитанная на совокупное обучение и здоровых детей, и тех, кто требует более внимательного отношения.
Школа № 1 г. Казани стала первой в столице Татарстана площадкой для внедрения инклюзивного образования после принятия поправок в Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепляющих понятие «инклюзивное образование». Здесь специализируются на включении в образовательный процесс ребят с расстройством аутистического спектра. В настоящее время в Казани действует уже 9 таких школ.
«Инклюзия существует, но практика иногда отстает от желаемой теории из-за недостаточного опыта специалистов, финансирования и системного внедрения успешных мировых практик. К тому же пока в бюджете системы образования отсутствуют средства на супервизии, поведенческую коррекцию (ABA) и нужный объем штатных единиц — все это возможно лишь при поддержке НКО и грантов. Настоящее включение детей с аутизмом в социум необходимо не только в рамках школы. Именно на базе сотрудничества школы, активного родительского сообщества и профессионалов в области поведенческой терапии возможно воспитать адекватных граждан общества, активных налогоплательщиков и удивительных профессионалов. Известно, что при правильном подходе люди с РАС могут работать программистами, бухгалтерами, заниматься активной творческой и интеллектуальной деятельностью, а также осваивать рабочие профессии. И им помимо школы нужно обеспечить качественное времяпрепровождение и в учреждениях культуры», — рассказывает идейный вдохновитель проекта «Школа для всех: инклюзивное образование» Альбина Нафигова, мама особенного ребенка.
Правоприменительная практика в части социокультурной реабилитации детей с инвалидностью, а также общеразвивающего и предпрофильного образования в учреждениях дополнительного образования действительно остается сложной темой, требующей активного участия органов государственного управления, специалистов и родительской общественности.
Во многих регионах Поволжья с помощью грантов активисты проводят комплекс инклюзивных культурных мероприятий, направленных на социализацию детей с ОВЗ. И делают они это совместно со школами. Педагоги школ также предлагают родителям ребят с особенностями вместо групп продленного дня группы социальной адаптации и развития.
В Татарстане на базе ресурсных классов школы № 1 и школы № 51 г. Казани в партнерстве родителей и педагогов успешно реализуется проект «Школа для всех: инклюзивное образование». На две школы приходится 65 детишек с расстройством аутистического спектра. Главным компонентом работы ресурсного класса является сопровождение детей и обучение тьюторов в рамках комплексной супервизии. Дети тестируются специалистами, для каждого ребенка разрабатывается индивидуальная программа сопровождения, прорабатывается план работы. В школах проводится серия тренингов для учителей-предметников, обучение тьюторов, повышение их квалификации в работе с детьми с РАС и другие мероприятия. Проводится коррекция нежелательного поведения детей (оно возникает в новых обстоятельствах: смена кабинета, новые предметы и учителя, увеличена академическая нагрузка). Применяется поведенческая терапия с учетом возрастных особенностей, расширяется функционал тьюторов. Также оценивается эмоциональный интеллект, адаптируются образовательные программы каждого ребенка, проводятся дополнительные занятия по предметам (визуализация материала, глубинная проработка плохо усвоенных в регулярном классе тем, отработка навыков самостоятельной работы: ответ у доски, устный ответ, выполнение заданий по фронтальному опросу и индивидуально и др.).
В этом году проект был вновь поддержан Фондом президентских грантов. В качестве арт-терапии проводятся инклюзивные мероприятия в киноклубе «Киновзгляд». Ребята вместе с нормотипичными сверстниками учатся осмысленному просмотру фильмов, участвуют в обсуждениях и ведут кинодневники. Примечательно, что в школе № 51 Казани занятия киноклуба проходят по понедельникам в рамках классных часов «Разговоры о важном». Впереди мастер-классы по созданию мультфильмов в технике кукольной, пластилиновой, рисованной и смешанной анимации. В рамках профориентации детей с РАС будут проведены ознакомительные экскурсии на предприятия Татарстана с целью ознакомления с некоторыми профессиями. Свое участие в благотворительной миссии уже дали парикмахеры-стилисты, косметологи-эстетисты, музыканты и производители полезных сладостей.
Сцена для всех.В прошлом году в Нижегородской области был реализован инклюзивный социальный проект «Сцена для всех». По мнению авторов, потребность в творчестве — отличительная черта людей. Люди имеют равные права, но не всегда имеют равные возможности их реализации. Для тех людей, у которых ограничен контакт с миром, творчество является способом заявить о себе.
В рамках проекта интеграция людей с ОВЗ в общекультурную парадигму происходила в виде совместных концертов профессиональных нижегородских артистов и учащихся школ-интернатов для детей с особенностями развития. Были проведены семинары для педагогов, работающих с особенными детьми, на которых спикеры давали практические советы по продвижению творчества их воспитанников. Адресную помощь получил каждый творческий коллектив-участник проекта. Для певцов записали фонограммы, для танцоров сшили костюмы, а для декоративно-прикладного творчества закупили инструменты и материалы. В проекте приняли участие 8 школ-интернатов Нижнего Новгорода и области. Это 200 детей с особенностями развития, 20 педагогов. В проекте были задействованы студенты НМУ им. Балакирева, ННГК им. Глинки, волонтеры НГЛУ им. Добролюбова.
В коррекционных школах и школах-интернатах дети с ограниченными возможностями, конечно, занимаются творчеством. Например, школа-интернат для глухих детей развивает направление жестовой песни, школа-интернат для детей с отклонениями в развитии ведет самодеятельный театр и художественное слово, школа для слепых детей обучает воспитанников игре на музыкальных инструментах. Но творческие коллективы этих школ имеют мало возможностей показать свои достижения за пределами своих школ. Важность проекта — в формировании образа успешного инвалида как человека творческого, способного вносить уникальный вклад в развитие культуры и общества.
Дивная страна — музыка. Выступления инклюзивного сводного хора под руководством заслуженного работника культуры Российской Федерации Татьяны Сычевой вызывают неизменный успех и горячую поддержку зрителей и на деле показывают, что инвалидность не является преградой для творчества. Предпосылкой к реализации инклюзивного детского хорового проекта «Дивная страна — музыка» в городе Ижевске стал опрос, проведенный Ассоциацией родителей детей-инвалидов среди родителей детей-инвалидов и педагогов, работающих в системе дополнительного образования. В опросе учитывалось мнение семей, воспитывающих детей с инвалидностью в возрасте от 7 до 16 лет. На начало 2021 года количество детей с инвалидностью в Удмуртской Республике составляло 6545 человек, из них в городе Ижевске проживает 2018 человек.
В рамках проекта к участию в музыкально-хоровой деятельности привлекаются музыкально одаренные дети и подростки. Наряду с воспитанниками детских школ искусств в проекте участвуют 50 детей с инвалидностью по слуху, зрению, с поражением опорно-двигательного аппарата и с ментальными нарушениями.
Практика показывает, что взаимодействие в едином творческом пространстве детей с инвалидностью с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, является мощным стимулом для творческого и личностного развития всех участников хора.
Привлечение к работе в проекте молодежного симфонического оркестра Республиканского музыкального колледжа станет новым этапом творческого роста детей и подростков, участвующих в проекте. А для студентов музыкального колледжа — будущих педагогов ДШИ, образующих оркестр, это станет хорошей возможностью на практике познакомиться с приемами психолого-педагогической работы с детьми с инвалидностью. Для решения задачи по повышению компетентности педагогов ДШИ в сфере интеграции детей-инвалидов в систему дополнительного образования в рамках проекта пройдут республиканский семинар «Инклюзивное образование в детской школе искусств» и мастер-классы, направленные на освоение методов работы с детьми-инвалидами различных нозологических групп и их родителями.
Низкий уровень вовлеченности детей-инвалидов в систему дополнительного образования в Ижевске также обусловлен отсутствием подготовленных специалистов для работы с детьми-инвалидами, некомпетентностью педагогов МБУ ДО в вопросах их психолого-педагогического сопровождения. И эта проблема лидирует в социологическом опросе, проведенном Ассоциацией родителей детей-инвалидов. Лишь на втором месте стоит архитектурная доступность учреждений дополнительного образования и оснащенность материалами, пособиями и техническими средствами.
Я тебе помогу! В настоящее время в Башкортостане детей, имеющих статус «ребенок-инвалид» и «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» насчитывается более 17 000 человек, в Уфе — более 5 000. Это дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
«Ограниченные возможности здоровья ребенка и его инвалидность — не повод опускать руки и отчаиваться как родителям, так и детям. Это возможность достичь хороших результатов с помощью квалифицированных и опытных педагогов в различных областях нашей многогранной жизни», — так подумали инициаторы проекта АНО «Время бесценно» из Уфы и предложили Фонду президентских грантов реализацию проекта «Я тебе помогу!». С детьми с ОВЗ и инвалидностью команда работает с 2017 года. Специалисты АНО знают, что дети с особенностями развития нуждаются в коррекции поведения, коммуникативных навыков, творческом развитии, помощи в профессиональной ориентации. За 5 лет АНО «Время бесценно» успешно реализовала несколько различных проектов для данной целевой группы. Опыт показал, что только постоянные дополнительные занятия с детьми позволяют им развиваться, расти, социализироваться в обществе. Инклюзивный проект подразумевает организацию дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с применением психолого-педагогического сопровождения.
Проектом предусмотрено творческое развитие, помощь в профориентации по различным направлениям, вовлечение детей в техническое творчество, изучение швейного дела и современной швейной техники. Реализация проекта будет осуществляться в экологически чистом, зеленом районе Уфы на территории Олимпик Парка. В течение полутора лет реализации проекта 60 детей будут в надежных руках специалистов, имеющих успешный опыт работы с детьми данной категории.
Обычно люди с инвалидностью стремятся к изоляции, имеют заниженную самооценку, отличаются неуверенностью. Отчасти это и вина родителей, которые либо стесняются диагноза своих детей, либо им проще не социализировать ребенка, так как «и так его будущее предрешено». Важно предоставить детям с ОВЗ условия, при которых они почувствуют себя полноценными членами общества, помочь им овладеть новыми знаниями, навыками, умениями, иметь представление, а возможно, определиться с выбором будущей профессии в соответствии с состоянием их здоровья. На государственном уровне дети с ОВЗ уже получили равные возможности с их ровесниками, не имеющими ограничения по здоровью. Развит институт благотворительных фондов, грантовая поддержка. Многие проекты реализуются не один год благодаря финансовой поддержке фондов. Проекты, направленные на социальную адаптацию, профориентацию, творческое развитие, развитие логического мышления, в приоритете.