Вестник. Поволжье

Вероника Скворцова: «Эффективную систему здравоохранения можно развивать только на базе государственно-частного партнерства»

Вероника Скворцова: «Эффективную систему здравоохранения можно развивать только на базе государственно-частного партнерства»

На снижение государственных расходов по поддержанию основных фондов здравоохранения влияет формирование открытой конкурентной среды

На снижение государственных расходов по поддержанию основных фондов здравоохранения влияет формирование открытой конкурентной среды на основе единых требований к качеству и доступности медицинской помощи в рамках участия в программе государственных гарантий медицинских организаций разной формы собственности, отметила в одном из своих выступлений министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова.

В расчете на эффективность
По оценкам экспертов, сумма, которую можно привлечь для модернизации учреждений здравоохранения из внебюджетных источников, составляет 120-200 млрд рублей. Такие данные в своем докладе на панельной дискуссии в ходе Российской недели ГЧП-2014 озвучил заместитель директора департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава РФ Кирилл Хрянин.

В своей презентации спикер привел следующие расчеты: на конец 2014 года, по оценкам Министерства экономического развития РФ, износ основных фондов (зданий и оборудования) в системе здравоохранения достигает 40-50%, при этом общая стоимость основных фондов оценивается в 2-2,2 трлн рублей. Следовательно, потребность системы в инвестициях в основные фонды для устранения износа составляет порядка 800-1000 млрд рублей. При этом порядка 15-20% учреждений системы здравоохранения оказывают услуги в сферах, привлекающих интерес частного бизнеса. Таким образом, реализация механизма государственно-частного партнерства может стать одним из оптимальных решений проблемы модернизации в системе здравоохранения.

ГЧП в здравоохранении: от простого к сложному
Совместные проекты государства и бизнеса в сфере здравоохранения реализуются в России на протяжении нескольких последних лет. Проект федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства в Российской Федерации» был внесен на рассмотрение в Госдуму в марте 2013 года. Ожидается, что он будет доработан и принят весной этого года. Развитие и модернизация учреждений здравоохранения путем применения механизмов ГЧП — направление, которое находится в самом начале своего развития. «Минздрав на федеральном уровне идет и будет идти кошачьей поступью, чтобы не создать ошибок. Мы движемся постепенно, от простого к сложному», — прокомментировал тактику ведомства в отношении комплекса мер по развитию ГЧП директор департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава РФ Андрей Казутин. На сегодняшний день участники проектов, основанных на ГЧП в сфере здравоохранения, используют несколько форм их реализации, руководствуясь ФЗ «О концессионных соглашениях», а также локальными законами о ГЧП, принятыми в 68 регионах Российской Федерации. Наибольшее распространение получило государственно-частное взаимодействие в виде участия негосударственных медучреждений в программе ОМС, небольшие проекты на основе инвестиционного соглашения, а также совместные предприятия, создаваемые для развития качества предоставляемых услуг. Классическое же ГЧП представлено капиталоемкими проектами, связанными с созданием (строительством или реконструкцией) крупных объектов здравоохранения, реализуемые посредством заключения соглашения о ГЧП или концессионного соглашения.

Лучшие по проектам
В пятерку лидеров рейтинга регионов России по уровню развития ГЧП входят два региона ПФО — Татарстан и Нижегородская область. Всего в ПФО на разных стадиях реализации находится 23 проекта, в том числе 14 концессий, одно соглашение о ГЧП в рамках регионального законодательства и восемь договоров аренды с инвестиционными обязательствами. Средняя капитализация проектов — около 130 млн рублей, средний срок реализации — до 10 лет. На стадии эксплуатации находится один проект — муниципальная концессия на реконструкцию перинатального центра в Татарстане. На предынвестиционной и инвестиционной стадиях находится шесть и четыре концессии соответственно. Три концессии находятся в предконкурсной стадии. В целом шесть региональных концессий приходится на Самарскую область, четыре муниципальных и одна региональная — на Татарстан. Также концессии в здравоохранении реализуются в Чувашии и Ульяновской области. Как отмечает директор Центра развития ГЧП, руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП Максим Ткаченко, ведущие позиции регионов связаны не только с высокой инвестиционной привлекательностью, но и с развитой институциональной средой, развитым законодательством и с практикой реализации проектов. Нижегородская область является одним из лидеров по количеству реализуемых концессий. Республика Татарстан давно и системно занимается темой ГЧП, и первые проекты в сфере здравоохранения реализовывались как раз на территории Татарстана. При этом каждый из регионов-лидеров в сфере ГЧП реализует собственные концепции использования этого механизма.

Например, в Самарской области подписан ряд соглашений о реализации масштабных инфраструктурных проектов, включающих создание новых объектов в Самаре. Это строительство и оснащение нового кардиохирургического центра, центра позитронно-эмиссионной и компьютерной томографии, создание и эксплуатация многофункционального госпиталя, строительство и эксплуатация отдельного корпуса Центра экстракорпоральной гемокоррекции и клинической трансфузиологии. Кроме того, в Самаре и Сызрани запланировано строительство центров амбулаторного гемодиализа. В процессе структурирования находятся 19 проектов ГЧП в сфере здравоохранения Самарской области, в том числе проект реконструкции и эксплуатации стационара областной специализированной больницы восстановительного лечения. В Ульяновской области ставка сделана на реализацию крупных проектов с компонентом высокотехнологичной медицинской помощи. В их числе два диализных центра, открытых компанией Fresenius Medical Care AG, в сентябре 2014 года запланировано открытие третьего отделения. В 2014 году на базе ГБОУ СПО «УФК» Минздрава России компанией Fresenius Medical Care AG открыт единственный в Приволжском федеральном округе учебный класс с программой обучения медицинских сестер для диализных центров России. На территории Ульяновской области создана клиника «Альянс Клиник» для пациентов, нуждающихся в проведении процедуры экстракорпорального оплодотворения. В рамках реализации инвестиционных проектов в области продолжается строительство перинатального центра, организация работы одной новой взрослой участковой поликлиники и одной детской поликлиники. Завершается строительство нового Центра современных рентгенэндова-скулярных технологий на базе ЦГКБ, частной онкологической клиники в Заволжском районе Ульяновска. В 2015 году продолжится развитие проекта «Доктор рядом».

Качество не за деньги
По сообщению министра здравоохранения Вероники Скворцовой, сделанному на Гайдаровском форуме, на начало 2014 года число частных организаций, работающих в рамках программы государственных гарантий, составило 21%, показав троекратный рост за последние три года. Для простого гражданина это означает наличие возможности получения бесплатной медицинской услуги в коммерческом учреждении, включенном в реестр медучреждений, обслуживающих по программе ОМС. Чтобы воспользоваться этой возможностью, пациент должен обратиться в поликлинику, к которой он прикреплен. Специалист этой поликлиники, в свою очередь, руководствуясь перечнем территориально прикрепленных коммерческих учреждений, направляет пациента в ту или иную частную клинику, где ему и предоставляют бесплатную услугу. «Ежемесячно в рамках программы ОМС мы принимаем около 30 пациентов. Согласно программе, они получают бесплатные диагностические услуги либо необходимое обследование. Поскольку мы не являемся участниками программы ОМС по направлению оказания высокотехнологичной помощи, то в случае, если по результатам исследования пациенту показана операция, он направляется в другое учреждение для ее проведения, — рассказывает управляющая одной из ведущих казанских клиник «Глазная хирургия «Расческов» Наталья Васни. — У нас работают высококлассные специалисты, так что качество оказания медицинской услуги гарантировано». Основным препятствием для массового вступления частных клиник в программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи являются низкие тарифы оплаты оказанных услуг из Фонда обязательного медицинского страхования. Как отметил в своем докладе президент Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО Александр Грот, именно по этой причине от вступления в программу ОМС в 2014 году отказалось 30% частных медицинских учреждений Центрального федерального округа. По мнению ряда представителей частного сектора здравоохранения, наиболее эффективным для всех участников этого процесса — работы коммерческих клиник в реализации Программы госгарантий оказания бесплатной помощи — мог бы стать механизм, при котором пациент имел бы возможность выбирать, в какое именно коммерческое учреждение он может обратиться за помощью по ОМС. Сейчас эта возможность ограничена принципом территориального закрепления. Кроме того, эффективным был бы механизм, при котором пациент имел бы возможность получать коммерческую услугу по частичной стоимости, оплачивая лишь разницу между ее реальной ценой и государственным тарифом, который продолжает оставаться чрезвычайно низким. Относительно эффективным является сейчас участие в программе ОМС коммерческих учреждений, предоставляющих услуги высокотехнологичной медицинской помощи. Но и здесь, учитывая сложившуюся внешнеэкономическую ситуацию, возможны изменения.

Государственная гарантия на новую жизнь
Если взаимодействие государства и частных клиник в сфере оказания медицинских услуг по ОМС пока еще претерпевает метаморфозы и далеко от идеальной формы, то концессионные соглашения являются более легитимным и понятным механизмом реализации проектов ГЧП для инвесторов.

По словам экспертов, самыми актуальными направлениями развития ГЧП на основе концессионных соглашений являются проекты центров по оказанию медицинской помощи в сфере нефрологии и диализа, онкологии (диагностика), реабилитации, репродуктивных технологий (перинатальные центры). Ярким примером успешной реализации ГЧП на основе концессии является Центр планирования семьи и репродукции, построенный в рамках соглашения, концессионером в котором выступила скандинавская многопрофильная медицинская компания «АВА-Петер», филиал которой открылся в Казани. В 2011 году, по условиям конкурса «АВА-Петер», было передано помещение казанского Центра планирования семьи и репродукции. В течение трех месяцев был проведен капитальный ремонт помещений (построена система вентиляции, горячего водоснабжения; лаборатории ЭКО и операционные перестроены с соблюдением принципов «чистых помещений»; проведена компьютеризация кабинетов и т.д.), а также проведено полное переоснащение медицинского оборудования. Общий объем инвестиционных вложений составил 49,4 млн рублей. Таким образом, республика приобрела современное медицинское учреждение, которое будет заниматься проблемами сохранения и восстановления репродуктивного здоровья населения. Концессионер обеспечивает лечение бесплодия методами вспомогательных репродуктивных технологий в объеме не менее 25 000 специализированных приемов акушера-гинеколога и 600 циклов лечения бесплодия методом ЭКО. В 2014 году ООО «АВА-Петер» и Министерство здравоохранения Республики Татарстан заключили договор об оказании медицинских услуг в объеме 79,6 млн рублей, из них в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) — на сумму 71,2 млн рублей. По этой программе «АВА-Петер» планируется обеспечить 7020 специализированных приемов акушера-гинеколога и 702 цикла лечения бесплодия методом ЭКО. Исполнение за 9 месяцев 2014 года составило 5390 специализированных приемов акушера-гинеколога и 539 цикла лечения бесплодия методом ЭКО, из них 76 циклов ОМС и 463 цикла ВМП.

Отраслевые руководители и эксперты о реализации механизмов ГЧП в здравоохранении
Павел Дегтярь, заместитель председателя регионального правительства — министр здравоохранения и социального развития:
— Реализация механизмов ГЧП в Ульяновской области получила высокую оценку на федеральном уровне. Опыт региона по предупреждению рисков при реализации государственно-частного партнерства включен в методические рекомендации для субъектов страны. В настоящее время инвесторы стали активнее входить в систему ОМС. Развитию государственно-частного партнерства в регионах поможет реализация нашей инициативы трехлетнего планирования генерального тарифного соглашения в системе ОМС, которое будет гарантировать определенный объем госзаказа для инвесторов.

Геннадий Кузнецов, министр здравоохранения Нижегородской области:
— Участие бизнеса в здравоохранении Нижегородской области реализуется в виде государственно-частного партнерства по двум направлениям. Первое направление — участие в Программе государственных гарантий оказания населению Нижегородской области бесплатной медицинской помощи и развитие инвестиционных проектов. Здесь отмечается положительная динамика: в 2013 году насчитывалось 31 такое учреждение, в 2014-м — 63, в 2015-м — 84. Кроме того, в программе ОМС участвуют и частные медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь (в 2014 году — три организации). Кроме того, активно развивается государственно-частное партнерство по созданию центров гемодиализа (в 2014 году было создано уже три организации), участие частных медицинских организаций в проведении КТ- и МРТ-исследований. Крупные инвестпроекты — это второе направление развития ГЧП в регионе. На этой основе планируется реализовать проект ПЭТ-центров и проект семейного медицинского центра «Мать и дитя».

Максим Ткаченко, исполнительный директор Центра развития ГЧП, руководитель аналитической группы Комитета ТПП РФ по ГЧП:
— Все мы, конечно, ждем федеральный закон о ГЧП, который в том числе будет распространяться на сферу здравоохранения. Это основной законодательный акт, который нужен рынку. В целом же можно считать, что концессионное и отраслевое законодательство на сегодняшний момент позволяет структурировать сложные сделки. Мы видим это на примере Ленинградской и Московской областей, в том числе регионов ПФО, которые делают разные по структуре, сложности, имущественному и финансовому участию проекты публичной стороной. Конечно, остается вопрос с тарифом ОМС, а именно с тем, что в нем отсутствует инвестиционная составляющая. Но эта тема обсуждается уже не первый год. На сегодняшний момент отсутствие инвестсоставляющей не является барьером для реализации проектов ГЧП в сфере здравоохранения, хотя будет хорошим шагом, если в ОМС этот компонент все же включат.

Алексей Вялкин, директор департамента содействия инвестициям и инновациям ТПП РФ:
— В России государственно-частное партнерство только начинает развиваться, проекты ГЧП есть, но результаты могли бы быть куда более впечатляющими. При создании необходимых правовых условий бизнес сможет эффективно функционировать там, где одних государственных средств для достижения нужного уровня развития недостаточно. Перспективной для инвестора моделью может стать осуществление частными партнерами работы по реконструкции государственных медицинских организаций, а также получение права эксплуатировать и обслуживать инфраструктуру данных учреждений в течение срока, окупающего их финансовые вложения. Государству эта модель выгодна в случае отсутствия достаточных ресурсов для самостоятельной реконструкции медицинского объекта. Вариация модели предполагает долевое финансирование со стороны государства и бизнеса, при котором на начальном этапе частный партнер осуществляет 100% вложений, а после ввода объекта в эксплуатацию государство на протяжении нескольких лет возмещает часть первоначальных затрат. Возведение нового учреждения должно решать актуальные проблемы региона в здравоохранении за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!