Вестник. Поволжье

Рустем Хасанов: «Заболеваемость раком в Татарстане с каждым годом растет, а смертность снижается»

Рустем Хасанов: «Заболеваемость раком в Татарстане с каждым годом растет, а смертность снижается»

Согласно статистике в Татарстане на учете в онкологической службе состоит более 86 тыс. онкобольных. Это каждый 48-й житель республики

Отрицательная динамика налицо, еще недавно на учете был каждый 51-й житель. Но есть и положительные тенденции — несмотря на рост числа заболевших смертность от рака за последние годы существенно снизилась. Об этом рассказал главный онколог РТ и ПФО, главный врач республиканского клинического онкологического диспансера МЗ РТ, профессор Рустем Хасанов.

— Рустем Шамильевич, вы были инициатором создания в Татарстане Республиканской противораковой программы. В чем ее суть, и что изменилось в республике за 20 лет ее работы?

— Эта программа в корне изменила подход к лечению онкозаболеваний, позволила обозначить и вывести на новый уровень раннюю диагностику рака. Очень много было сделано на селе, мы укрепили первичные онкологические кабинеты в центральных районных больницах. Сегодня с уверенностью можно говорить о результатах. В последние годы онкозаболеваемость растет, если 20 лет назад число больных было около 200-250 на 100 тысяч населения, то сегодня это 385 больных на те же 100 тысяч. Но в то же время одногодичная летальность значительно снизилась, увеличилась пятилетняя выживаемость. 20 лет назад пятилетняя выживаемость была не выше 45%, сегодня — 54-55%.

— В 2011 году в Казани благодаря нацпроекту «Здоровье» появился единственный на тот момент в Поволжье Центр ядерной медицины. Какие проблемы он помог решить?

— В 2011 году наш медицинский центр был включен в Национальную онкологическую программу. За счет этого у нас появились финансовые возможности для создания Центра ядерной медицины. В его структуру вошли современная клиника лучевой терапии, отделение радионуклидной терапии и отделение позитронно-эмиссионной терапии с циклотроном. Лучевая терапия проводится на современных аппаратах. Вначале используется специальный компьютерный томограф, с помощью которого у пациента выявляется опухоль, строится ее 3D-мoдель. Затем данные пациента направляются в расчетный центр, где медицинские физики определяют режим, зону облучения, согласовывают их с врачами, проводится имитация лучевой терапии. После этого начинается сама лучевая терапия. В результате такого подхода облучается только опухоль. Лечение получается максимально точным, без повреждения здоровых тканей. В марте 2014 года в ГАУЗ «РКОД МЗ РТ» открыто отделение радионуклидной терапии. В нем проходят лечение радиоактивным йодом-131 и стронцием-89 пациенты со злокачественными новообразованиями щитовидной железы, тиреотоксикозами и метастазами. На сегодня мы пролечили 259 пациентов. Это единственное специализированное отделение радионуклидной терапии в Татарстане. Позитронно-эмиссионная томография с применение специальных ультракороткоживущих изотопов позволяет правильно поставить диагноз онкологическому больному,
точно определить стадию заболевания и четко проконтролировать ход лечения заболевания.

— Онкоцентр в Казани с уверенностью можно назвать не только медицинским, но и крупным научным центром. Расскажите о научно-исследовательской деятельности и инициативах РКОД.

— Татарстанский онкодиспансер является одним из ведущих лечебных учреждений данного профиля, как в ПФО, так и в стране в целом. И по размерам, и по оснащенности, и по научным разработкам. В частности, мы изучаем возможности по подготовке пациентов к проведению химиотерапии, по облегчению ее проведения. В нашей клинике работают 16 докторов медицинских наук, около 80 кандидатов медицинских наук. Ежегодно мы делаем около 15 тысяч операций, пролечиваем около 24 тысяч пациентов в круглосуточном стационаре и около 10 тысяч — в дневном. Так традиционно сложилось, что республиканский онко-диспансер является консультационным центром для соседних регионов, к нам присылают самых сложных больных. В прошлом 2014 году у нас побывало свыше 6 тысяч пациентов из других российских регионов.

— Основным направлением республиканской противораковой программы вы назвали раннюю диагностику, которая крайне сложна. Как удается решить данную задачу?

— Ранняя диагностика, действительно, самая сложная задача для онкологов. Можно сказать, что с ее решением проблема смертности от онкозаболеваний будет практически решена. Но в том-то и дело, что диагностировать рак на ранней стадии очень сложно. Он начинается бессимптомно, болей нет до тех пор, пока опухоль не вырастет и не дойдет до той стадии, которую мы называем запущенным случаем. Последние годы в данном направлении произошел заметный сдвиг. Еще в 2009 году мы выявляли лишь 46% ранних форм, а сегодня 57,8% выявленных больных — это люди с ранними стадиями злокачественных новообразований. Это значит, что вероятность их излечения достигает 80%. И возможно это стало в том числе благодаря программе диспансеризации. Да, не все локализации рака можно диагностировать даже с помощью скринин-говых исследований. Но самые распространенные формы возможно. Раннюю стадию рака молочной железы выявляет маммография, рак кишечника — наличие скрытой крови в кале. Диагностируются на ранней стадии рак легкого, кожи, рак шейки матки и предстательной железы. А далее, если мы посмотрим структуру заболеваемости, то увидим, что данные формы рака являются основными его локализациями и занимают более 60% среди всех случаев онкозаболеваний. Вот почему мы, онкологи, обеими руками за диспансеризацию. Министерство здравоохранения поручило нам разработку методического руководства онкологического компонента диспансеризации, мы предложили общелечебной сети уже апробированные технологии диагностики.

— Какие локализации рака вызывают у вас наибольшую обеспокоенность?

— В структуре заболеваемости лидируют кожа с меланомой кожи, молочная железа, толстый кишечник. И не могу не отметить, значительное увеличение заболеваемостью раком предстательной железы.
С 20,79 на 100 000 населения в 2003 году до 60,58 на 100 000 в 2013 г. Это увеличение в три раза связано с множеством факторов, но в первую очередь, с улучшением методов диагностики. Внедрение PSA в скрининговую программу, использование трансректального УЗИ для верификации диагноза, обязательное пальцевое исследование при каждом приеме уролога. Все эти меры позволили значительно улучшить выявляемость рака предстательной железы, а с ней и заболеваемость. Теперь перед нами стоит новый вызов — значительно возросшая нагрузка на онкоурологов и значительное увеличение стоимости лечения пациентов с раком предстательной железы по мере совершенствования методов как оперативного, так и консервативного лечения пациента.

— На какие симптомы следует обращать внимание, и когда стоит бить тревогу?

— Могу сказать, что ни в коем случае не нужно дожидаться симптомов. Для онкозаболевания наличие симптомов, как правило, говорит о том, что случай запущен. Нужно регулярно проходить обследования. В молодом возрасте — раз в пять лет, после 40 лет — раз в два года. Это единственно верный способ.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!