Вестник. Поволжье

Союз врача и пациента

Союз врача и пациента

Какие изменения идут в первичном звене здравоохранения в регионах Поволжья

Модернизация и укрепление первичного звена — одна из наиболее актуальных тем в сфере здравоохранения, ведь этот процесс направлен на создание доступной, пациентоориентированной медицины. В ряде медучреждений регионов ПФО были успешно внедрены стандарты так называемых дружелюбных поликлиник. Тем не менее наряду с позитивными изменениями возникает целый ряд трудностей. Способы и пути их преодоления и стали предметом обсуждения на круглом столе ИД «ЕвроМедиа» в Казани.

О важности модернизации первичного звена здравоохранения, выполняющего важнейшую задачу обеспечения качественной медицинской помощью граждан, неоднократно говорил президент страны — ​задачи российского здравоохранения он обозначил в майских указах. В регионах Поволжья эта работа уже ведется: например, в Татарстане под контролем президента республики Рустама Минниханова действует программа модернизации и укрепления первичного звена здравоохранения РТ на 2017‑2018 годы. Круглый стол ИД «ЕвроМедиа» объединил не только профессионалов своего дела, но и неравнодушных людей, готовых совместно искать новые возможности для преодоления существующих трудностей ради того, чтобы увеличить продолжительность и качество жизни населения, сделать медицину доступной.

Союз врача и пациента

Фанис Исхаков, начальник метрологии и технического контроля, охраны труда МЗ РТ:
— Работа по этой программе началась в РТ еще в 2012 году: ежегодно на модернизацию первичного звена в республике выделяется 330 млн рублей, которые используются для капремонта и строительства новых ФАПов, врачебных амбулаторий. За 4 года в Татарстане было построено 413 модульных ФАПов, в 2018 году планируется ввести в эксплуатацию еще 44. Сегодня в селах создаются достойные условия для работы медицинского персонала и пребывания пациентов, все ФАПы оснащены новейшим современным оборудованием.
Реализация программы модернизации и укрепления первичного звена здравоохранения РТ на 2017‑2018 годы обойдется бюджету республики в 7,5 млрд руб., при этом 870 млн будет израсходовано на оборудование. Большое внимание уделяется программе «Бережливая поликлиника», в рамках которой проводится реконструкция и капремонт поликлиник, филиалов, дополнительных корпусов. Часть работы уже выполнена, но многое еще предстоит сделать.

Союз врача и пациента

Ирина Питулова, главный врач городской поликлиники № 17, г. Казань:
— Городская поликлиника № 17 старается идти в ногу со временем. Мы благодарны президенту республики за программу субсидирования молодых специалистов в размере 500 тыс. рублей и предоставление медикам возможности ипотечного кредитования жилья. Показатели укомплектованности нашей поликлиники кадрами приближаются к 75%, и все же возникает проблема утечки лучших врачей и среднего медицинского персонала.
Хорошо развитая сеть частных клиник оттягивает специалистов более высоким уровнем заработной платы и меньшей нагрузкой.
Кировский район — ​один из старейших в Казани, и наша больница также нуждается в обновлении: не только в проведении качественного капремонта, но и в модернизации устаревшего оборудования.
Проект «Бережливая поликлиника» открывает много новых возможностей, но некоторые реформы не совсем применимы к нашей реальности: мне кажется, что нельзя отрывать участковую сеть от участкового врача. Большую часть времени врач проводит на участке и имеет личное общение с пациентами. Нелогично разрывать эту связь, контакт врача и пациента не имеет аналогов. Необходимо сохранить участковую сеть, особенно в детских поликлиниках, ведь детям важен личный контакт с педиатром.

Союз врача и пациента

Александра Любомудрова, заместитель главного врача по медицинской части детской городской больницы № 2, г. Казань:
— Принцип распределения по участкам является основным в педиатрии, и для построения работы детской поликлиники совершенно неприемлем факт посещения ребенка одним специалистом, тогда как участковым врачом является другой.
На сегодняшний день в системе детских поликлиник есть участковые врачи, которые годами обслуживают некоторые семьи. Если налажен контакт с семьей, отношения с врачом выходят на уровень доверия. Наболевший вопрос с отказом от вакцинации может быть решен участковым врачом одномоментно: личное доверие к врачу сыграет самую решающую роль.
Детская городская больница № 2 имеет современное здание с большими площадями, возможностью ввести профильные специальности. Если программа модернизации позволит нам получить хорошее оснащение, то это станет большим плюсом. Разработанные ранее для детских поликлиник санитарно-профилактические требования не предусматривали специфику специализированных кабинетов.
Но даже если бы они и были, очень остро стоит вопрос обеспеченности узкими специалистами, подготовки квалифицированных кадров. Это либо молодое звено, либо специалисты предпенсионного или пенсионного возраста. Дополнительное обучение узких специалистов чаще всего платное, отсюда вывод: работать в педиатрии значительно сложнее.

Союз врача и пациента

Альмир Абашев, главный врач университетской клиники медико-санитарной части КГУ:
— Клиника университета — ​крупный многофункциональный центр, где также оказывается первичная медико-санитарная помощь. Из 40 тыс. прикрепленного населения большая часть студенты. Одним из направлений КГУ в области медицинского образования является специальность «врач амбулаторно-поликлинического звена». Мы решили реализовать собственный проект, согласно которому не стали убирать от участкового врача медицинскую сестру, учитывая, что она является звеном, сохраняющим последовательность действий на участке.
Информационно-контактный центр нашей поликлиники сформирован из компетентных врачей-специалистов, а созданное специально приемно-диагностическое отделение выполняет функции фильтра на случай подъема заболеваемости — ​в остальное время там работают два дежурных врача и фельдшерская группа. Мы планируем открыть мощный современный консультативно-диагностический центр, оснащенный инновационной техникой: при дальнейшей работе поликлиники пациенты будут направляться в КДЦ для получения всех видов медицинской помощи по новым технологиям. Это наше ноу-хау, и мы ожидаем высоких результатов.
Основная задача — ​создание сегментационного центра: выпускники будут бесплатно проходить 1,5‑2-месячное обучение перед приемом на работу, главной целью которого станет понимание рабочих матриц и схем. Фонд оплаты труда учреждения составляет около 70 млн рублей. В дальнейшем мы хотим научить врачей разрабатывать для пациентов долгосрочные программы эффективного лечения с привлечением узких специалистов. Креативных идей много, но на данный момент не хватает профессиональных кадров, чтобы их реализовать.

Союз врача и пациента

Елена Майорова, главный врач Первой чебоксарской ГБ им. П.Н. Осипова:
— Наша больница располагается по четырем адресам. Основная поликлиника обслуживает 51 тыс. взрослого населения. У нас 8 отделений, женская консультация, поликлиника для микрорайона и офис врача общей практики. Из-за дефицита кадров первичного звена мы вынуждены увеличивать время приема участковых врачей с сохранением возможности посещения пациентов на дому. Все вызовы обслуживаются бригадой неотложной помощи — ​врач и медсестра осматривают также пациентов с незакрытых участков. В поликлинике имеется кабинет неотложной помощи, доступный пациентам в рабочие часы. Укомплектованность врачами — ​72%, средним медперсоналом — ​70%. В первичном звене неизбежно возникают проблемы общего характера по возрастным ограничениям.
Профилактические формы работы осуществляются таким образом: диспансеризацией определенных групп населения занимается только кабинет медицинской профилактики. А решить проблему диспансеризации коммерческих больных нам удалось благодаря тесным отношениям со страховой компанией: мы назначили единый день диспансеризации — ​субботу, выделили целевую аудиторию, составили список, который передали страховой компании. Программа стартовала в феврале и на сегодняшний день уже имеет массу положительных отзывов.

Союз врача и пациента

Резеда Мавзютова, начальник отдела организационно-эко­номического управления ресурсами здравоохранения управления здравоохранения г. Набережные Челны:
— Республиканская программа модернизации первичного звена выполнялась в городе следующим образом: по программе капитального ремонта в 2017 году было модернизировано 14 поликлиник, в 2018 году работа проводилась по диспансерам и женским консультациям — ​это еще 14 зданий. В рамках капремонта было проведено внедрение проекта «Дружелюбная поликлиника. Татарстанский стандарт», реализация которого предусматривает разделение функционала, успешно внедренного во взрослой сети поликлиники: медсестры здесь располагаются за стойкой информации. В детской сети врач и медсестра находятся в одном кабинете, но стойки информации все равно имеются.
В связи с дефицитом кадров было принято решение о создании при поликлиниках тематических центров: в одной поликлинике расположен офтальмологический, в другой — ​реабилитационный. Оборудование, которым оснащены центры, является именно тем, которое необходимо поликлинике, и пациенты могут пройти дополнительное обследование в центрах. Также в поликлинике № 3 стартовал пилотный проект по созданию социального отделения, сочетающего паллиативную и гериатрическую помощь. Проект еще не завершен, но успешно развивается.
Наш город сегодня усиленно застраивается: появляются первые жилые комплексы, в которых мы начинаем открывать медицинские офисы врачей общей практики и педиатров. Подобная практика уже есть, и мы имеем множество положительных отзывов от населения.
Система здравоохранения в нашем городе получает мощную поддержку со стороны администрации, а благо­устройство прилегающих территорий создает пациентам дополнительный комфорт и удобство. Молодые специалисты ценятся в нашем городе: если казанским врачам президент республики выделяет 500 тыс. по подъемным выплатам, то в Набережных Челнах молодые специалисты получают 600 тыс. рублей. Результат — ​к нам приезжает молодежь из многих городов России.

Союз врача и пациента

Зульфия Игнаткина, заместитель главного врача по медчасти детской городской поликлиники № 3, г. Набережные Челны:
— Я хирург по образованию, пришла в поликлинику из стационара, и для меня работать без медсестры норма жизни. Мне трудно понять пожилых коллег-терапевтов, которые сопротивляются таким нововведениям. Молодым врачам, напротив, комфортно без медсестры. Информационные системы, которые переданы нам для облегчения работы, сначала были восприняты специалистами неоднозначно: но после подготовки шаблонов они поняли, что его заполнение значительно сокращает время, отведенное на прием пациента.

Союз врача и пациента

Марат Мазитов, заместитель главного врача городской поликлиники № 21, г. Казань:
— Городская поликлиника № 21 создана и функционирует как «Дружелюбная поликлиника. Татарстанский стандарт». В основе работы — ​обслуживание населения в кратчайшие сроки. У нас отсутствует регистратура, но имеется стойка информации. Участковые медсестры выдают больничные листы, выписывают анализы. Разграничение функций врача и участковой медсестры способствует более продуктивной работе. Врач занимается своей узкоспециализированной работой, медсестра решает вопросы предварительной записи, выписывает направления. Подобное построение работы устраняет очередность, регулирует расписание, а пациент получает дополнительную возможность обратиться к другому специалисту. Вызовы обслуживаются по территориальному признаку фельдшерскими бригадами, а с участкового врача снимается дополнительная ответственность.
Поликлиника имеет большую площадь (более 10 тысяч кв. м) и является на сегодняшний день самой большой в Казани. У нас осуществляется работа новых направлений, например действует реабилитационное отделение с бассейном, Центр мужского здоровья. Также мы являемся филиалом Республиканского онкодиспансера.
Тема сегодняшнего круглого стола актуальна для первичного здравоохранения. Думаю, что выражу общее мнение, если скажу, что мы узнали много интересных фактов о работе других учреждениях, влияющих на качество оказания первичной медицинской помощи, на маршрутизацию. Необходимо регулярно проводить подобные дебаты с руководителями, заместителями руководителей лечебных заведений; встречаться чаще, чтобы обмениваться мнениями и искать совместные решения в части проблемных вопросов.

Союз врача и пациента

Галина Петрова, главный внештатный специалист по сельской медицине Минздрава Чувашии, главный врач Батыревской ЦРБ:
— Мы обслуживаем 37 тыс. населения, и организация труда в нашей больнице значительно отличается от городской: участковая система на селе сохранилась на 100%. В нашем районе 18 участков и 18 врачей, 33 ФАПа и 12 фельдшерских амбулаторий. Численность населения на участках — ​от 1 700 до 2 400 человек.
Специфика работы фельдшера сельского ФАПа основана на ежедневном обходе всех населенных пунктов.
Врач осматривает пациентов и определяет, кто из жителей нуждается во врачебной помощи. После обхода врач звонит в поликлинику и записывает пациентов к участковому терапевту. Участковый врач определяет степень необходимости стационарного лечения, потребность в обследовании узкими специалистами. Раз в месяц он обязан выехать в село. Для эффективности работы на каждом участке работают 2 медсестры.
Сегодня в состав участков входит 155 деревень, в которых нет фельдшера, по домам ходят участковые медсестры. Есть выездная лаборатория: для таких случаев в поликлинике имеется 2 машины. Сложные условия требуют большой затраты сил и энергии.
Сегодня нам нужны еще машины: мы выезжаем по деревням в составе 7‑10 специалистов, стараемся охватить маломобильных, тружеников тыла, инвалидов.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!