Машиностроение, химическая промышленность, переработка углеводородов, самолетостроение — вот далеко не полный список отраслей, в которых регионы Поволжья реализуют направленные на прямое импортозамещение инвестиционные проекты. Причем речь идет не только о новых предприятиях — целый пласт уже действующих игроков получили новые возможности для развития. Правда, для этого им приходится идти сложным путем разрыва привычных кооперационных связей и срочной модернизации под меняющиеся задачи. От того, как быстро поволжские предприятия сумеют найти замену разорвавшим многолетние деловые связи западному бизнесу, зависит развитие экономики округа на долгие годы вперед.
Поволжье долгие годы было регионом, который развивал тесное взаимодействие с международным бизнесом, в том числе западного происхождения. Сохранив мощный машиностроительный комплекс, химпром, добычу и переработку ряда ценных полезных ископаемых, высокоразвитую логистическую инфраструктуру, ПФО оказался интересен иностранному капиталу, огромное число предприятий было построено или куплено с последующей глубокой модернизацией крупными компаниями с мировым именем, и в какой-то момент их влияние на экономику округа стало довольно значительным. Тем сильнее был удар, когда практически разом и без времени на подготовку они начали выходить из своих российских активов — даже тех, которые развивали 2-3 десятилетия. Неудивительно поэтому, что на любой дискуссионной площадке в 2022 году главным вопросом был один: «Как выжить и сохранить бизнес в новой реальности?»
Поехали на отечественном. Сегодня в регионах ПФО работает несколько десятков тысяч крупных и средних предприятий, и перед каждым из них, как подчеркнул в ходе Татарстанского машиностроительного форума глава РТ Рустам Минниханов, открываются возможности в связи с новой общеэкономической обстановкой. Так, татарстанский лидер рассказал, что в регионе целому ряду крупных компаний удалось занять ниши, которые были освобождены зарубежным бизнесом. Среди «забойщиков» импортозамещения, например, завод КАМАЗ, который расширил выпуск автомобилей с высоким уровнем локализации и готовится к перезапуску производства автомобилей семейства К5 с использованием локализованных компонентов. «Компания в полном объеме исполняет все имеющиеся обязательства и обеспечивает транспортную безопасность страны. Несмотря на введенные против компании санкции, КАМАЗ продолжает выпуск грузовиков поколения К4 и К5, ежемесячный выпуск составляет не менее 100 и 150 штук соответственно. С февраля 2023 года планируется обеспечить полномасштабный выпуск грузовиков поколения К5 с использованием компонентов, не зависящих от поставок из недружественных стран», — сообщил генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин в ходе рабочего визита на предприятие главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова.
Еще одно крупное автопроизводство Татарстана «Соллерс» в ноябре перезапустило конвейер после разрыва сотрудничества с Ford, начав производство легких коммерческих автомобилей (LCV) под собственным брендом. В Минпромторге РФ заявили, что татарстанский производитель заместит ушедшую с российского рынка популярную модель Ford Transit. «Продажи первых легких коммерческих автомобилей стартуют уже в декабре этого года, а производство по технологии полного цикла будет запущено в 2023 году», — сказал глава Минпромторга. Пока в линейке «Соллерс» две модели автомобилей — «Арго» и «Атлант», их включат в государственную программу льготного лизинга.
Не отстают и вечные друзья-соперники Татарстана — соседний Башкортостан. У двух регионов схожая структура экономики, да и цифры, как правило, позитивные, тоже близки. Например, в 2022 году оба субъекта вошли в число лидеров в России по экономическому росту: у Татарстана +0,6% ВРП к 2021 году, у Башкортостана +0,4% (оба региона по этому показателю в десятке лучших в РФ). Конечно, львиную долю роста обеспечили традиционные углеводороды и экспорт, который в 2022 году на фоне общих трудностей помог как РФ в целом, так и отдельным регионам остаться на плаву, однако в крупнейших регионах ПФО было немало и других отраслей, показавших блестящие результаты. К примеру, очевидной победой для Башкортостана стало появление мебельного кластера, который поддержал лично президент Владимир Путин. Как известно, одним из самых громких уходов 2022 года стало сворачивание российского бизнеса шведским холдингом IKEA. Для российских мебельщиков это стало буквально подарком судьбы. Так, компания «Корона» из г. Туймазы и до этого была одним из лидеров российского рынка кроватей и матрасов, однако западные санкции открыли для туймазинцев новые возможности. Уже в апреле, оперативно отреагировав на общеэкономические тренды, здесь объявили о создании первого в России мебельного кластера, который объединил 12 предприятий — производителей мягкой мебели, фурнитуры и комплектующих для ее изготовления. Также в число участников проекта вошли Корпорация развития Башкортостана, технопарк «ПромЦентр» и Уфимский лесотехникум. Войти в состав мебельного кластера изъявили желание и еще ряд компаний из других регионов ПФО, таким образом, проект уже в скором времени можно будет назвать окружным. Глава РБ Радий Хабиров отметил, что создание кластера позволит претендовать на получение мер господдержки. «Рост в этой отрасли — порядка 30%, все опять же благодаря уходу западных компаний», — прокомментировал башкирский лидер, подводя итоги развития республики в 2022 году.
Первым делом — самолеты. Автомобилестроение — один из наиболее пострадавших от западных санкций секторов промышленности. Вот и ульяновскому УАЗу пришлось непросто, когда европейские партнеры одномоментно оборвали все кооперационные связи, лишив завод около 400 видов комплектующих. Наиболее критичные из них — блоки управления двигателем, системы активной и пассивной безопасности, а также компоненты жгутов проводов. Чтобы хоть как-то нивелировать нехватку поставлявшихся из-за границы компонентов, компания вынужденно сокращает как оснащение, так и вариативность моделей. Одновременно УАЗу пришлось в экстренном порядке искать новых поставщиков, в том числе в России. «Максимальный акцент должен быть сделан на российских поставщиках, — говорил в интервью 73online акционер завода Адиль Ширинов. — Это правильно с точки зрения стратегии любого автопроизводителя в любой стране. Я об этом говорил неоднократно. Сегодня у нас нет ни одного европейского игрока. Что-то заменили на поставки из Китая и Турции. Но основной упор на отечественных поставщиков. На тех, кто имел определенный опыт и с кем работали ранее, но в силу разных обстоятельств перешли на европейский или азиатский рынки. С кем-то начинаем работать с нуля. Это касается систем отопителей, которые необходимо разрабатывать и на чем будет сделан нами основной упор в январе-феврале. На сегодня наш ресорсинг безопасен». При этом на УАЗе признают, что пока большинство важных агрегатов и узлов просто везут с других направлений — Европу, Японию и Корею здесь заменили Индия и Китай.
Важный для отечественного самолетостроения проект реализует компания «АэроКомпозит-Ульяновск» — здесь изготавливают консоли крыла из отечественных материалов для нового российского среднемагистрального самолета МС-21. Технологический процесс изготовления главных силовых деталей кессона крыла (панелей и лонжеронов) из полимерных композиционных материалов основан на применении инфузионной технологии в сочетании с сухим углеродным наполнителем, разработанной российскими специалистами. «В ближайшее десятилетие доля отечественных самолетов в парке российских авиакомпаний должна кардинально вырасти. Cпрос на отечественные самолеты будет расти, мы видим это на примере задачи кратного увеличения выпуска ульяновских Ил-76МД-90А. Ответственное задание по изготовлению крыла для нового отечественного пассажирского самолета МС-21 стоит перед «АэроКомпозит-Ульяновском», — прокомментировал глава региона Алексей Русских.
Один из флагманов мордовской экономики — единственный на территории Евразийского экономического союза серийного производства телекоммуникационного оптического волокна ООО «Оптиволоконные системы» (г. Саранск) — ведет программу по импортозамещению уже несколько лет, однако с недавнего времени она активизирована, иначе, как признаются на самом предприятии, долго в нынешних реалиях оно проработать бы не смогло.
В 2019 году предприятие уже прошло одну масштабную модернизацию стоимостью более 950 млн руб. На эти деньги заменили индукционные печи для вытяжки волокна, запустили дополнительную линию вытяжки, вспомогательный участок покраски волокна. Ключевой проект мордовской компании на ближайшие годы — собственное промышленное производство преформ для вытяжки оптического волокна. Ранее «Оптиволоконные системы» приобретали данную продукцию в Японии, однако весной прошлого года поставщик прекратил отгрузку, альтернативных партнеров удалось быстро найти в Китае, однако проект собственных преформ сейчас является одним из приоритетов. Технологически его поддерживает такой гигант, как «Роснано», являющийся акционером мордовского предприятия, его запуск ожидается уже в этом году.
В Самарской области ситуацию с инвестициями в регионе называют оптимистической: в 2022 году, несмотря на не самую благоприятную внешнеэкономическую обстановку и уход ряда значимых европейских компаний, вложений в проекты было заметно больше, чем годом ранее, всего сумма инвестиций составила 428 млрд рублей. Большинство проектов связаны с импортозамещением и новыми перспективными нишами. Так, получил развитие давно анонсированный проект по созданию кластера беспилотных летательных аппаратов, которые востребованы не только вооруженными силами, но и гражданским сектором. В правительстве региона рассказали, что проект кластера БПЛА поддержан на федеральном уровне, уже прошло испытание целого ряда пилотных образцов, первые летательные аппараты нового образца будут запущены в серию в ближайшие месяцы.
Интересную инновацию в контексте импортозамещения предложили в Пензенской области.
Здесь сразу же после введения жестких санкций со стороны стран коллективного Запада был создан Центр импортозамещения при региональном министерстве экономического развития и промышленности, в состав которого вошли руководители промышленных предприятий региона и региональных институтов развития, а также представители региональных органов исполнительной власти. При этом в регионе организован сбор информации ранее закупаемой региональными предприятиями за рубежом продукции, ввоз которой на данный момент ограничен или невозможен. Это необходимо для поиска аналогов и способа доставки комплектующих для предприятий. В реестре находится несколько тысяч позиций.
Капитал концентрируется в промзонах. Саратовская область активно включилась в процесс импортозамещения пять лет назад, сообщила пресс-служба главы региона. «За последнее время заменили 68 продуктов. В этом году планируем еще семь. Все предприятия работают в этом направлении. Реалии сейчас таковы, что импортозамещением занимаются даже те, кто раньше этого не хотел. Мы начали этим заниматься с 2018 года. Поэтому промышленность Саратовской области готова. Наши предприятия достаточно устойчивы. Импортозамещение ведется повсеместно, практически на каждом предприятии — это связано и со станочным оборудованием, заменой сырьевой базы, логистических цепей поставок», — передает слова Бусаргина пресс-служба губернатора. В правительстве области рассказали также о реализуемых в регионе программах импортозамещения. В частности, энгельсский завод «Полипластик» в 2022 году запустил производство полимерных композитов, не имеющих аналогов в России. Мощность производства — 20 тыс. тонн в год. ЭОКБ «Сигнал» им. А. И. Глухарева разрабатывает и изготавливает изделия для авиапрома, часть из которых не имеет аналогов в мире. В 2022 году заказы на приборную продукцию выросли почти в 2,5 раза.
Завод «Резинотехника» в Балакове адаптирует производство импортных деталей для российского автопрома. К концу года планируется освоить выпуск 27 новых изделий. Предприятие уже получило одобрение АвтоВАЗа, параллельно готовится продукция для автозаводов «Урал», КАМАЗ, Ярославского завода дизельной аппаратуры. Еще одно балаковское предприятие — «ПолиуретанДеталь» освоило производство порядка тысячи автозапчастей для иномарок.
Предприятия Нижегородской области столкнулись с ограничениями по поставкам целого ряда комплектующих из-за рубежа, невозможностью получения оплаты по уже заключенным контрактам, с повышением цен на закупку сырья, ростом процентной ставки по кредитам, сокращением существующих рынков сбыта, отмечает глава региона Глеб Никитин. По его словам, для решения проблем и рисков производственников, возникших в связи с введением санкций, проводится серьезная работа по поиску потенциальных поставщиков комплектующих и снижению административных барьеров для их ввоза и использования. Если говорить о цифрах, то за январь-октябрь 2022 года общий объем отгруженной продукции в промышленности региона составил 1,336 трлн рублей, что на 13% больше, чем за соответствующий период 2021 года. По обрабатывающим производствам объем отгрузки составил 1,207 трлн рублей, что на 14% выше уровня аналогичного периода прошлого года.
Крупные инвестиционные проекты, в том числе импортозамещающие, на территории Нижегородской области реализовывали не только такие гиганты, как «ЛУКОЙЛ» и Группа ГАЗ, но и компании поменьше, но не менее важные для экономики региона.
Среди крупных реализованных проектов можно назвать техническое перевооружение установки на заводе синтанолов, запуск нового производства Нижегородского литейного завода, комплекс переработки нефтяных остатков «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез». Например, в особой экономической зоне «Кулибин» в прошлом году открылся участок водных клеевых материалов ООО «Хома Адгезив», ООО «Евразия» создает производство дефицитного в нашей стране поликремния. В целом здесь сейчас активно возрождается некогда мощнейший дзержинский промышленный узел, так что хороших новостей, связанных с «Кулибиным», в ближайшее время власти Нижегородской области обещают много.
Один из ключевых импортозамещающих проектов региона — Нижегородский литейный завод, который в прошлом году начал производство чугунного литья для силовых агрегатов и других автокомпонентов. Об этом сообщили в пресс-службе компании. С помощью собственного литья инвестор Группа ГАЗ планирует локализовать производство легкого дизельного двигателя. На НЛЗ будут выпускать блоки и головки блоков цилиндров двигателей, отливки маховиков, картеров, тормозных вентилируемых дисков и дисков сцепления, корпусов коробок передач и раздаточных коробок, компонентов тормозной системы. Также на предприятии есть возможность выпускать продукцию для нужд железнодорожного машиностроения, нефтегазовой сферы и других отраслей. Предприятие планирует поставлять продукцию Ярославскому моторному и Ульяновскому моторному заводам, ГАЗу, Канашскому автоагрегатному заводу и другим потенциальным заказчикам.
«Технологические возможности НЛЗ позволяют российским предприятиям получать высококачественные отечественные компоненты для более 300 модификаций силовых агрегатов, которыми оснащается широчайший спектр техники. НЛЗ станет площадкой, где будут делать отливки и для малого дизеля, который до сих пор в России не выпускался», — сказал президент Группы ГАЗ Вадим Сорокин.
ТОП-20 крупнейших инвестиционных проектов импортозамещения ПФО
№ | Название проекта | Регион | Сумма инвестиций, млрд рублей |
1 | Модернизация действующих и строительство новых технологических установок на предприятиях ПАО «НК «Роснефть» | Самарская область | 590,8 |
2 | Строительство и развитие нефтехимического кластера «Татнефть» | Татарстан | 570 |
3 | Строительство и модернизация объектов ПАО «Нижнекамскнефтехим» | Татарстан | 414 |
4 | Строительство электрометаллургического комплекса «Эколант» | Нижегородская область | 150 |
5 | Строительство комплекса глубокой переработки углеводородов (FCC) на площадке НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» | Пермский край | 115 |
6 | Строительство комплекса по производству полимеров на базе НПЗ «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» | Нижегородская область | 61 |
7 | Модернизация производственной и логистической инфраструктуры ПАО «Тольяттиазот» | Самарская область | 50,3 |
8 | Расширение линии сборки кабин, развитие производства двигателей, освоение беспилотных автомобилей ПАО «КАМАЗ» | Республика Татарстан | 50 |
9 | Строительство завода ОСП-плит «СибайПлитПром» | Республика Башкортостан |
24,7 |
10 | Создание производства преформ для вытяжки оптического волокна ООО «Оптиволоконные системы» | Мордовия | 10 |
11 | Перезапуск производства коммерческих автомобилей под собственным брендом компании «Соллерс» | Татарстан | 5,5 |
12 | Строительство экотехнопарка «Русатом Гринвэй» по переработке литий-ионных аккумуляторов | Нижегородская область | 5,1 |
13 | Строительство многофункционального производственно-распределительного плодово-овощного комплекса «ФрутВилл» | Нижегородская область | 5 |
14 | Запуск производства чугунного литья для дизельных двигателей | Нижегородская область | 4,7 |
15 | Запуск серийного производства нового городского фургона «Соболь NN» на нижегородском автозаводе «ГАЗ» | Нижегородская область | 3,25 |
16 | Создание кластера беспилотной авиации | Самарская область | 2,5 |
17 | Техническое перевооружение, расширение и запуск ранее законсервированного бумагоделательного производства на бумкомбинате «Волга» | Нижегородская область | 1,51 |
18 | Комплекс производства и хранения деталей для грузовиков ООО «НижБел» | Нижегородская область | 1,5 |
19 | Создание производства пены для автомобильных сидений FAURECIA | Самарская область | 1,34 |
20 | Строительство завода авиационных агрегатов из полимерных композиционных материалов | Ульяновская область | 0,73 |