После прошлогоднего спада, вызванного, в основном, беспрецедентными санкциями со стороны стран западной коалиции, Россия в 2023 году плавно переходит к долгосрочному росту. Экономика Приволжского федерального округа находится в общем возрастающем тренде и по некоторым направлениям растет даже быстрее своих соседей. Конъюнктура, как внешняя, так и внутренняя, благоволит волжанам: ключевые отрасли местной экономики (добыча и переработка полезных ископаемых, тяжелая промышленность, сельское хозяйство) не только восстанавливаются быстрее остальных, но и имеют ярко выраженный экспортный потенциал.
Конъюнктура роста. На этом фоне крупные предприятия демонстрируют не только устойчивость к санкциям, но и задают темпы роста с упором на собственные технологии и скрытые резервы эффективности. Приволжский федеральный округ в какой-то мере можно назвать Россией в миниатюре, поскольку именно здесь структура экономики довольно точно повторяет то, что можно увидеть со скидкой на масштаб на уровне всей страны. Внутренний продукт в значительной части формируют недра, причем, оказавшись в условиях, когда основные покупатели оказались в недружественном лагере, здесь также пришлось сделать ставку на углубление переработки. Это в краткосрочной перспективе сулит большие расходы, но при игре надолго — отличные инвестиции для развития в будущем. Если посмотреть на топ-10 приволжских компаний по объему выручки в 2022 году, лишь одно из них будет представлять несырьевой неэнергетический сектор. В Поволжье хватает крупных предприятий машиностроения, сельского хозяйства, строительных и ИТ-компаний. Однако погоду по-прежнему делают сырьевики. И при нынешних раскладах в российской и мировой экономике это, скорее, положительный фактор.
Так, по предварительному прогнозу главы Минэкономразвития РФ Антона Силуанова, российская экономика вырастет по итогам года на 2,5%. Международный валютный фонд, соглашаясь с трендом на рост, среди факторов отмечал хорошую конъюнктуру на рынке нефти и газа, высокие показатели розничной торговли, строительного сектора и промышленного производства. Все это справедливо и для ПФО, а показатели роста, по крайней мере, по отдельным направлениям, могут быть значительно выше общероссийских. Так, например, если в целом по стране рост промышленного производства по итогам первых 5 месяцев года составил 7,1%, то в Приволжском федеральном округе этот показатель — 12,7%, а для обрабатывающих отраслей, то есть в основном продукции высоких переделов, и вовсе 16%.
Дальновидная «Татнефть». На этом фоне еще более позитивно выглядят позиции крупных игроков — участников традиционного рейтинга аналитического центра «ЕвроМедиа». Так, многолетний лидер экономики Поволжья ПАО «Татнефть» увеличило выручку на 18,4%, до 1,43 трлн рублей. Еще более солидные цифры получены по чистой прибыли — рост на 43,4%, до 284,57 млрд рублей. «Основными факторами, повлиявшими на рост чистой прибыли, были, в основном, более высокие цены на нефтепродукты, рост объемов продаж нефтепродуктов, а также укрепление курса рубля», — уточняется в годовой отчетности компании. Примечательно, что от реализации нефтепродуктов «Татнефть» заработала 792 млрд рублей, это на 40% больше, чем в 2021 году. А выручка от реализации нефти в 2022 году, наоборот, сократилась к аналогичному периоду прошлого года с 556 млрд рублей до 533 млрд. Именно значительные инвестиции в переработку, которые татарстанский нефтяной гигант делал на протяжении последних лет, сыграли ему на руку в непростое время. К тому же, «Татнефти» удалось сохранить часть премиального европейского рынка — поставки по нефтепроводу «Дружба» пострадали намного меньше, чем остальной нефтяной бизнес российских компаний в ЕС.
Солидный рост выручки показала одна из крупнейших дочерних компаний ПАО «Лукойл» — ООО «Лукойл-Пермь». Согласно финансовой отчетности компании, ее выручка составила 501,2 млрд руб. против 452 млрд руб. годом ранее. «Лукойл-Пермь» является главным игроком нефтедобывающего рынка Пермского края, а также ведет деятельность в сегменте «геологоразведка, добыча нефти и газа» в республиках Башкортостан, Удмуртия и Коми. В общей сложности у «Лукойл-Пермь» на данный момент 150 действующих лицензий, из них 116 — на поиск, разведку и добычу углеводородов. В 2021 году ООО «Лукойл-Пермь» было добыто 15,3 млн тонн нефти. Информацию об объемах добычи в 2022 году компания не публиковала.
КамАЗ окружают китайцы. Неплохо себя чувствуют и компании несырьевого сегмента, хотя в топе крупнейших компаний Поволжья их традиционно немного. КамАЗ, один из лидеров отечественного автомобилестроения, столкнулся не просто с беспрецедентными санкциями — ключевой поставщик Минобороны РФ на Западе был объявлен чуть ли не одним из главных участников конфликта на Украине. Объяснять последствия такого информационного фона, надо полагать, излишне. А ведь до 2022 года КамАЗ был едва ли не лучше всех наших автомобилестроительных предприятий интегрирован с европейскими коллегами, а его связка с Daimler Truck имела очень хорошие перспективы даже на крайне перегретом мировом рынке грузовиков. Тем не менее, вынужденный в экстренном режиме искать альтернативных поставщиков для десятков узлов, агрегатов и запчастей КамАЗ по итогам года вышел в солидный плюс не только по выручке, но и по чистой прибыли. Здесь конечно камскому гиганту сыграло на руку значительное повышение цен на весь автотранспорт, однако и искусству менеджмента предприятия нужно отдать должное. Да и уход западных конкурентов несколько облегчил задачу — в своем «коронном» сегменте (тяжелые грузовики массой 14-40 тонн) КамАЗ в 2022 году занял долю в 37,41%. Правда, на пятки машиностроителям из Набережных Челнов активно наступают китайцы, которые в 2022-2023 гг. активно открывали новые производства или же наращивали уже действующие. Именно от того, удастся ли КамАЗу выдержать конкуренцию со стороны недорогих и надежных «азиатов», будет зависеть его благополучие в будущем.
