Вестник. Поволжье

На стыке континентов

На стыке континентов

Новые стройки помогут Поволжью лучше использовать свои естественные географические преимущества

Существенную часть «строительного пакета» регионов Приволжского федерального округа составляют крупные инфраструктурные проекты, которые не только призваны придать мобильности местной экономике, но и «вшиты» в глобальные логистические коридоры. Кроме того, у каждого субъекта есть хозяйственная специализация, которая задает вектор большим инвестиционным проектам — такие стройки, инициированные бизнесом, приносят Поволжью десятки миллиардов рублей. 

Выгодное положение прямо посередине такой большой страны, как Россия, продолжает приносить регионам Поволжья существенные инвестиционные преференции. Если рассмотреть топ крупнейших проектов, то самые капиталоемкие так или иначе связаны с логистикой. Это неслучайно: РФ в последние годы бросает существенные силы и ресурсы на развитие азиатской части, а без прочной спайки с европейской территорией это стратегически едва ли возможно. Еще один ключевой фактор — Китай со своим проектом «Один пояс — один путь», одна из веток которого проходит через Урал в сторону Балтийского моря как раз по территории ПФО. Именно с развитием экономических взаимоотношений с Китаем сегодня связано большинство международных проектов Поволжья.

На стыке континентов

Китайский акцент. Пока китайцы со свойственной им восточной осторожностью лишь намекают на возможность вложиться в проект, Россия уже сегодня тратит здесь триллионы рублей, чтобы к моменту передела всей мировой торговли иметь быстрый и удобный мост между двумя центрами мировой торговли. Ключевым звеном этой цепочки, например, должна стать трасса М-12 «Восток» — один из крупнейших инвестпроектов современной России, которая свяжет Москву и Тюмень, но самые существенные инвестиции в его рамках получит как раз ПФО.

Так, участок Москва — Казань, который торжественно в конце прошлого года открывал лично президент Владимир Путин, позволил сократить время движения автотранспорта между двумя городами с 12 до 6,5 часа. На трассе между Москвой и Казанью в общей сложности 323 искусственных сооружения: мосты, эстакады, развязки, зверопроходы и экодуки. В частности, из 88 возведенных мостов — крупные мосты через Волгу (3,4 км, Татарстан), Суру (930 м, Чувашия) и Оку (1,4 км, соединяет Владимирскую и Нижегородскую области). Реализация данного проекта позволяет регионам решить целый ряд застарелых проблем и создать перспективы развития, которые дает современная дорожная инфраструктура и логистика. Например, в топе крупнейших строек значатся такие важные и масштабные проекты, как транспортные обходы Тольятти, Нижнекамска и Набережных Челнов. Они не только сильно облегчат развитие непосредственно этих городов, но и существенно увеличат скорость транзитного трафика, а в целом это будет способствовать значительному ускорению развития всей страны и повышению ее конкурентоспособности на мировом рынке перевозки грузов.

Напрямую к Поднебесной даже в своем названии отсылает логистический центр им. Дэн Сяопина в ОЭЗ «Алабуга». Пресс-служба оператора отмечает, что этот объект станет крупнейшим в России в своем классе и на начальном этапе будет принимать и отправлять минимум по одному поезду с товарами из Китая и в Китай. Терминал имени Дэн Сяопина будет оказывать услуги по обслуживанию мультимодальных перевозок и выступит перевалочным терминалом с взаимодействием автомобильного и железнодорожного видов транспорта, а в перспективе и авиационного.

Еще один важнейший инвестиционный блок — развитие внутригородской инфраструктуры. Крупнейшие агломерации регионов ПФО (особенно это касается региональных столиц) получили в свое время значительный импульс развития в виде национальных проектов — именно по этому направлению сегодня и ведется значительная часть крупных городских строек. Так, в городах, имеющих метро, отдельной строкой проходит его развитие как одного из важнейших видов муниципального транспорта. Крупнейшим проектом в этой сфере является «Продление Автозаводской линии метрополитена со строительством станций «Площадь Свободы» и «Сенная» в Нижнем Новгороде». А в Казани почти 40 млрд рублей запланировано потратить на Вознесенский тракт — грандиозную дорожную артерию, в которой город, как утверждают местные урбанисты, нуждается уже 50 лет. В прошлом году первый участок тракта запущен в эксплуатацию, что не только добавит удобства автомобилистам, но и поможет в развитии близлежащих промзон.

На стыке континентов

Инвестиций привалило. Активно возводятся в регионах Приволжского федерального округа и крупные предприятия. Самые масштабные из них, как правило, в целом соотносятся с хозяйственной специализацией региона. Нефтехимические предприятия в большом количестве строятся в Татарстане и Башкортостане, Пермском крае, промышленные — в Самарской, Нижегородской, Ульяновской областях, аграрные — в Пензенской области, Мордовии и Чувашии. Самый капиталоемкий бизнес-проект реализует «Сбер», создающий в Балаково (Саратовская область) крупнейший в стране Центр обработки данных. Как сообщили в пресс-службе Министерства цифрового развития и связи Саратовской области, проект по созданию ЦОДа отнесен Правительством РФ к перечню приоритетных проектов, реализация которого окажет положительное влияние на социально-экономическое развитие региона.

«Это действительно настоящий мегапроект. Так, общая площадь машинных залов составит более 10 тыс. квадратных метров, общая площадь технологических модулей — более 62 тыс. квадратных метров, также в ЦОД предполагается разместить не менее 3 тыс. стоек с вычислительным оборудованием — это примерно 120 тыс. серверов, — рассказал глава министерства Владимир Старков. — Все работы по реализации проекта планируется завершить к 2030 году, строительство и запуск первой очереди — осенью 2024 года».

Крупнейший проект Пермского края — строительство комплекса каталитического крекинга ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Проект будет осуществляться в рамках соглашения с Минэнерго о предоставлении инвестиционной надбавки к возвратному акцизу на нефтяное сырье на срок до 1 января 2031 года. Мощность комплекса составит 1,8 млн тонн сырья в год, он будет включать установку каталитического крекинга, установку производства высокооктановых компонентов бензина, а также объекты общезаводского хозяйства. Отличительной особенностью комплекса является высокий регулируемый выход пропилена. Запуск комплекса планируется в 2026 году. Он позволит увеличить производство высокооктановых автомобильных бензинов, а также начать выпуск пропилена полимеризационной чистоты для использования в качестве сырья на нефтехимических производствах «Лукойла».

20 крупнейших строек Поволжья

Место Название проекта Стоимость,
млн руб.
Регион
1 Скоростная федеральная автомобильная дорога М-12 «Восток» 639 Нижегородская область, Чувашия, Татарстан, Башкортостан, Пермский край
2 Центр обработки данных «Сбера» в Балаково 122 Саратовская область
3 Мост через Волгу и обход Тольятти 121 Самарская область
4 Комплекс каталитического крекинга ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» 97,9 Пермский край
5 Обход Нижнекамска и Набережных Челнов
по федеральной трассе М-7 «Волга»
80 Татарстан
6 Комплекс по производству этилена ЭП600 74,9 Татарстан
7 Логистический комплекс им. Дэн Сяопина 56 Татарстан
8 Восточный выезд из Уфы 43,2 Башкортостан
9 Подземный рудник на Учалинском ГОК 41,1 Башкортостан
10 Вознесенский тракт в Казани 39,5 Татарстан
11 Продление Автозаводской линии метрополитена со строительством станций «Площадь Свободы» и «Сенная» в Нижнем Новгороде 35,6 Нижегородская область
12 Многофункциональная спортивная арена на 10,5 тыс. зрителей в Перми 27,2 Пермский край
13 Горьковское шоссе в Казани 27,1 Татарстан
14 Новые производственные объекты Казанского вертолетного завода 25 Татарстан
15 Индустриальный парк «PNK парк Саратов» 25 Саратовская область
16 Маслоэкстракционный завод в г. Бузулуке 20 Оренбургская область
17 Станция метро «Театральная» в Самаре 18,4 Самарская область
18 Цементный завод в Дубовском районе Республики Мордовия 11,46 Республика Мордовия
19 Завод по производству алюминиевых банок Группы «Арнест» 10 Ульяновская область
20 Комплекс по выращиванию индейки Группы «Дамате» 8 Пензенская область

Как мы считали. В рейтинг вошли объекты на территории субъектов ПФО, которые в 2023-2024 гг. находились в активной стадии строительства. Основанием для ранжирования послужила заявленная стоимость проектов в рублях. Информация для составления топ-листа предоставлена региональными и муниципальными органами исполнительной власти, а также получена из открытых источников — публичных выступлений чиновников, проектной документации, размещенной на официальных сайтах органов власти, а также взята с сайта «Госзакупки».

Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.

Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!