Себе в убыток
По данным Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения (РАВВ), водопроводно-канализационное хозяйство нашей страны считается одним из мировых лидеров по объему инфраструктуры. Оно включает в себя 14 тыс. предприятий, около 770 тыс. км сетей, более 118 млн абонентов. Проблема в том, что большая часть этого фонда создавалась еще в советскую эпоху и сейчас изрядно устарела. Во многих городах износ сетей достигает порядка 65‑70%. Обслуживание и ремонт системы водоснабжения обходится недешево. По подсчетам специалистов, в нее ежегодно необходимо инвестировать порядка 200 млрд рублей. При этом реально вкладывается только 70 млрд.
«Причина проста: прибыль, которую водоканалы получают от реализации соответствующих услуг, не покрывает их себестоимости, — рассказывает исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова. — Например, с каждого поставленного кубометра воды для населения предприятие несет убыток в размере 89 копеек, а с каждого очищенного кубометра сточной воды — 87 копеек. В итоге в 2016 году мы получили отрицательную рентабельность отрасли в минус 15,5 млрд рублей. Экономика, в которой сегодня находятся водоканалы, складывается из тарифов на водоснабжение около 3 копеек за литр и 2,5 копейки за литр в водоотведении при ежегодном росте на 4%. Прибавьте сюда налоги, экологические штрафы за сбросы, требования к качеству питьевой воды, мероприятия по энергоэффективности, и получится картина сегодняшнего дня».
Логичным шагом в этой ситуации, казалось бы, должно стать повышение тарифов на водоснабжение. Многие руководители водоканалов сходятся во мнении, что этот процесс неизбежен — рано или поздно цены все равно пойдут вверх. Но пока государство контролирует тарифную политику, один из разумных способов выхода из системного кризиса связан с сокращением издержек. Для этого законодатели, в частности, предложили гражданам платить за потребление воды непосредственно ресурсоснабжающей организации через расчетные центры, минуя управляющие компании.
Любопытно, что в начале жилищной реформы от этой схемы как раз планировалось уйти. Основная идея заключалась в том, чтобы облегчить потребителю жизнь: дать возможность оплачивать коммунальные услуги «в одно окно». Но практика показала, что управляющие компании нередко задерживают перевод средств водоканалам, да и в целом этот рынок пока слабо управляем. Сейчас прямые расчеты с поставщиками коммунальных услуг будут введены только за те ресурсы, которые потребляются по индивидуальному прибору учета, а все общедомовые расходы будут по-прежнему оплачиваться через управляющую компанию.
Насколько эффективным будет такой подход — вопрос спорный. Противники идеи указывают на то, что управляющим компаниям гораздо проще работать с должниками, поскольку у расчетных центров для этих целей не хватает кадров. Сторонники подчас указывают на недобросовестность некоторых управляющих компаний. «С одной стороны, это правильно. Деньги не поступают на счет управляющих компаний. А с другой, они теперь самоустранились от работы с жителями. У нас только в 50% домов поставлены поквартирные приборы учета. А общедомовых с каждым годом становится все меньше: было больше 60%, сейчас — порядка 30%. Управляющие компании их снимают как вышедшие из строя, чтобы не оплачивать сверхнормативное потребление», — считает руководитель Дирекции городской инфраструктуры Братска Михаил Лихотников.
По мнению Елены Довлатовой, ресурсоснабжающим организациям надо оставить право выбора той или иной схемы. В некоторых регионах водоканалы смогли выстроить конструктивные отношения с управляющими компаниями, периодически мотивируя их различными бонусами за высокую собираемость. Другие, напротив, создали расчетные центры и начали работать с потребителями напрямую. Как первым, так и вторым будет довольно сложно ломать сложившуюся систему.
Концессия решает все?
Впрочем, работа с должниками хотя и важная, но далеко не самая главная проблема в отрасли. Сейчас все чаще поднимается вопрос о необходимости привлекать в сферу водоснабжения частных инвесторов, поскольку самостоятельно поднимать отрасль государству невозможно. Для создания благоприятных условий для инвесторов были выбраны формы ГЧП и концессии.
Изначально концессионное соглашение заключалось между муниципалитетом и частной компанией, при этом муниципалитет сохранял за собой право собственности на все реконструированные объекты, а инвестор получал прибыль согласно срокам, указанным в договоре. Однако позднее было принято решение сделать соглашение трехсторонним, добавив к его участникам субъект РФ. В его обязанности входит установление тарифов, утверждение инвестиционных программ концессионера, возмещение недополученных доходов, а также обоснованных расходов инвестора, подлежащих возмещению из регионального бюджета.
По данным Минстроя РФ, в прошлом году в России заключено 237 концессионных соглашений с общим объемом финансирования 82,8 млрд рублей, в рамках которых будет проводиться модернизация объектов водоотведения. «По разным оценкам, ЖКХ необходимо около 500 млрд рублей ежегодно. Причем, чтобы обновить все сетевое хозяйство страны, в таком объеме необходимо вкладывать деньги в течение 15‑20 лет. Таких средств сегодня в бюджетах всех уровней не изыскать. Да и во всем мире не идут по этому пути. Повсюду инфраструктурные проекты реализуются частными компаниями. Поэтому одной из целей стратегии коммунального хозяйства является создание условий для привлечения частного капитала в нашу отрасль», — заявил министр строительства и ЖКХ РФ Михаил Мень.
Миллиарды — в воду
В аналитических материалах INFOLine отмечается, что по итогам 2017 года объем инвестиций в крупные проекты водоснабжения Поволжья составил порядка 50 млрд рублей.
«Среди перспективных — строительство второй очереди биологических очистных сооружений ПАО «Нижнекамскнефтехим» в Республике Татарстан, которое оценивается в 3,2 млрд рублей и планируется к завершению в 2020 году», — говорится в сообщении. В 24,3 млрд руб. оценивается программа по строительству 28 комплексов очистных сооружений и 36 локальных очистных сооружений в Нижнем Новгороде. Значительную долю инвестиций в отрасль вносят частные компании, которые подписали концессионные соглашения с представителями региональных и городских властей. Работа в этом направлении в федеральном округе давно набрала обороты. По последним данным, Республика Татарстан и Кировская область являются лидерами в России по количеству заключенных концессионных соглашений в сфере ЖКХ. В целом ПФО стал полноправным лидером в этом компоненте. По данным аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», в тройку крупнейших по протяженности водоканалов Поволжья входят два предприятия, которыми управляют концессионеры — ОАО «Нижегородский водоканал» и ООО «Самарские коммунальные системы». В конце минувшего года список концессионных соглашений в сфере ЖКХ пополнился еще одним водоканалом. ООО «Концессии водоснабжения — Саратов» и городские власти подписали концессионное соглашение по модернизации объектов водоснабжения и водоотведения Саратова. Объем инвестиций по проекту составляет 36,7 млрд рублей, а срок действия соглашения — по 31 декабря 2045 года. Надо заметить, что практика передачи водоканалов частным компаниям активно продолжается. Следующим предприятием ВКХ, которое будет передано частному оператору, станет МУП «Сарапульский водоканал». Проект соглашения уже находится в открытом доступе.
Переход предприятий ЖКХ в частное управление становится массовым и в целом идет успешно. Ожидается, что инвестиции в отрасль составят 129 млрд рублей.
Долгосрочные инвестиции
По информации аналитического центра ИД «ЕвроМедиа», 25 крупнейших водоканалов Поволжья обслуживают более 36 тыс. км водопроводных и канализационных сетей. Крупнейшим водоканалом по этому критерию является МУП «Водоканал» г. Казани. На его балансе числится свыше 3,1 тыс. км. По словам руководителя предприятия Андрея Егорова, руководством водоканала разработана долгосрочная инвестиционная программа до 2028 года. За 10 лет предприятие намерено направить на модернизацию и строительство сетей и очистных сооружений порядка 44 млрд руб. Источниками финансирования для МУП станут собственные средства, плата застройщиков за подключение к сетям, а также заемные средства. ОАО «Нижегородский водоканал», находящееся на второй позиции рейтинга, уже несколько лет стабильно вкладывает в модернизацию миллиардные инвестиции. Так, например, по итогам 2017 г. была проведена реконструкция главной насосной станции с внедрением установки по очистке воздуха, велось строительство вирусологической лаборатории и нового цеха химической лаборатории. Как отметил первый заместитель генерального директора Михаил Шмелев, в работу водоканала введена система удаленного мониторинга состояния сетей.
Третий по протяженности сетей водоканал Поволжья — ООО «Самарские коммунальные системы» — продолжает осуществлять мероприятия в рамках инвестиционной программы, которая рассчитана с 2013-го по 2019 г. Общий объем инвестиций превышает 3,6 млрд руб. В МУП «Уфаводоканал» для финансирования инвестиционной программы было принято решение на получение кредитных средств. Сбербанк предоставил для этих целей невозобновляемую кредитную линию с лимитом 235 млн руб., сообщило агентство «Интерфакс».
Серьезные преобразования проводятся на базе ООО «Оренбург Водоканал». Там компания-концессионер реализует инвестиционную программу до 2019 г. с объемом финансирования в 2,8 млрд руб. «В рамках выполнения инвестиционной программы ООО «Оренбург Водоканал» было освоено порядка 270 млн рублей, — прокомментировал генеральный директор Михаил Иванов. — Работы велись на 49 объектах. В числе основных — реконструкция канализационных коллекторов диаметром 1860 мм по ул. Терешковой и диаметром 700 мм по ул. Волгоградской общей стоимостью 32,5 млн рублей».
Статистика рынка проектов ГЧП коммунальной сферы в разрезе отраслей и форм соглашений
Источник: Национальный центр ГЧП
Отрасль | КС | СГЧП/СМЧП | Иные формы | Общий итог |
Водоснабжение и водоотведение | 963 | — | 20 | 983 |
Теплоснабжение | 974 | 1 | 8 | 983 |
Обращение с ТБО | 65 | 1 | 5 | 71 |
Электроснабжение | 30 | 4 | 3 | 37 |
Теплоснабжение, водоснабжение, водоотведение | 14 | — | — | 14 |
Комплексное благоустройство общественных пространств | 8 | 1 | 2 | 11 |
Улично-дорожное освещение | 2 | — | 4 | 6 |
Газоснабжение | 2 | — | — | 2 |
Берегоукрепление | 1 | — | — | 1 |
Снегоплавильные станции | 1 | — | — | 1 |
Общий итог | 2060 | 7 | 42 | 2109 |
Топ-25 крупнейших водоканалов Поволжья
Место | Название | Регион, город | Общая протяженность сетей, км | Протяженность водопроводных сетей, км | Протяженность канализационных сетей, км |
1 | ОАО «Нижегородский водоканал» | Нижегородская область, г. Нижний Новгород | 3297,9 | 1883,9 | 1414 |
2 | МУП «Водоканал» | Самарская область, Республика Татарстан, г. Казань | 3142,46 | 1880,08 | 1262,38 |
3 | ООО «Самарские коммунальные системы» | Самарская область, г. Самара | 2843,2 | 1592,7 | 1250,5 |
4 | УМУП «Ульяновскводоканал» | Ульяновская область, г. Ульяновск | 2693,31 | 1477,25 | 1216,06 |
5 | МУП «Уфаводоканал» | Республика Башкортостан, г. Уфа | 2628,7 | 1716,1 | 912,6 |
6 | ООО «Оренбург Водоканал» | Оренбургская область, г. Оренбург | 2484 | 1607 | 877 |
7 | МУПП «Саратовводоканал» | Саратовская область, г. Саратов | 2386 | 1538 | 848 |
8 | ООО «НОВОГОР-Прикамье» | Пермский край, г. Пермь | 2317,98 | 1194,45 | 1123,53 |
9 | МУП «Ижводоканал» | Республика Удмуртия, г. Ижевск | 1688,4 | 1194,45 | 682,75 |
10 | ООО «Горводоканал» | Пензенская область, г. Пенза | 1334,5 | 1005,65 | 514,4 |
11 | ООО «Челныводоканал» | Республика Татарстан, г. Набережные Челны | 1264,66 | 820,1 | 556,96 |
12 | АО «Водоканал» | Республика Чувашия, г. Чебоксары | 1178 | 707,7 | 569,58 |
13 | АО «Кировские коммунальные системы» | Кировская область, г. Киров | 1014,2 | 606,42 | 421,3 |
14 | ООО «Орск Водоканал» | Оренбургская область, г. Орск | 947,91 | 592,9 | 371,61 |
15 | ОАО «ДВК» | Нижегородская область, г. Дзержинск | 938,79 | 576,3 | 536 |
16 | МП «Саранскводоканал» | Республика Мордовия, г. Саранск | 890,9 | 402,79 | 383,2 |
17 | ООО «Сызраньводоканал» | Самарская область, г. Сызрань | 809,6 | 507,7 | 221.5 |
18 | МУП «Водоканал» | Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола | 801 | 588.1 | 369 |
19 | АО «ВСК» | Республика Башкортостан, г. Стерлитамак | 740,87 | 432 | 263,07 |
20 | ООО «БВК» | Пермский край, г. Березники | 658,97 | 477,8 | 272,04 |
21 | АО «ВК и ЭХ» | Республика Татарстан, г. Нижнекамск | 580,48 | 386,93 | 255,8 |
22 | ООО «Арзамасский водоканал» | Нижегородская область, г. Арзамас | 575,6 | 324,68 | 154,74 |
23 | АО «Альметьевск-водоканал» | Республика Татарстан, г. Альметьевск | 531,55 | 420,86 | 240,92 |
24 | МУП «Балаково-Водоканал» | Саратовская область, г. Балаково | 427,27 | 290,63 | 208,53 |
25 | НМУП «Водоканал» | Самарская область, г. Новокуйбышевск | 339,2 | 218,74 | 153,1 |
Как мы считали
В рейтинг водоканалов Приволжского федерального округа вошли компании, занимающиеся водоснабжением и водоотведением, на балансе которых находятся водопроводные и канализационные сети, очистные и водозаборные сооружения. Основанием для ранжирования является общая протяженность водопроводных и канализационных сетей (в однотрубном исчислении). Все данные предоставлены участниками исследования. Если компания отказывалась предоставлять информацию, то использовались открытые показатели с официальных сайтов самих водоканалов и региональных служб по тарифам. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке.