В системе рыночных отношений отдельное существование образовательной системы и бизнес-сообщества немыслимо, они нуждаются друг в друге, но не сформировали схемы взаимодействия. Одним нужны узкие профессионалы, но они не спешат вкладывать средства в профильные учреждения. Другие не могут их готовить на достаточном уровне, не получая гарантий трудоустройства и практики на предприятиях. Согласно нацпроекту «Образование», через шесть лет должна быть создана цифровая образовательная среда и сформирована система выявления, поддержки и развития способностей «у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости и направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».
Старые грабли
К началу XXI века старый советский багаж профессиональных кадров себя исчерпал уже в силу естественных причин, а начавшаяся в стране модернизация экономики потребовала новых специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Рост производства и расширение мощностей предприятий потребовали работников, заточенных под определенные сегменты индустрии. Проблема состояла в том, что бизнес и образование тогда, по сути, друг о друге ничего не знали. Вузы готовили студентов по прежним лекалам, отчего и произошел перекос в сторону юристов и экономистов. Компании были не в курсе, где искать нужных спецов и вместо обращения за помощью к соседнему вузу предпочитали переманивать таковых из отдаленных регионов. Возникло странное противоречие между образованием и производством, которые с некоторых пор развивались разнонаправленно.
«Противоречие нарастает к старшим курсам, когда в вузах резко падает посещаемость целого ряда дисциплин, — считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. — Студенты предпочитают в это время проходить практику, на которую они устроились самостоятельно, или работать (часто не по специальности). Выходом является организация системы взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю».
Организовать же подобную систему ни вузам, ни бизнесу самим не под силу. В СССР за них это делало государство через федеральные программы и плановую экономику. В постсоветской России приходится идти на непосредственный контакт.
«Будущее бизнеса, экономики и государства зависит от того, какие молодые специалисты придут на наши предприятия и к управлению страной, — полагает ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. — Но бизнес-сообщество, которое «потребляет» выпускников, не сформулировало заказ. То есть вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать. Именно поэтому многие действия навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы сотрудничества находятся только в процессе разработки».
Шаг навстречу
Первыми на контакт с вузами пошли крупные корпорации, которым под силу самим поучаствовать в финансировании образовательных программ по нужным им специальностям. К примеру, ОАО «ЛУКОЙЛ», реализующее крупные проекты по добыче углеводородов на шельфе Каспийского моря, подписало соглашение о сотрудничестве с Астраханским техническим университетом. Нефтехолдинг пообещал заботиться о материально-технической базе вуза, а АГТУ — готовить профильных специалистов, проводить занятия по повышению квалификации уже работающих нефтяников. На базе университета создан крупнейший в стране корпоративный учебный центр по подготовке морских кадров для нефтедобывающей отрасли на юге России.
«ЛУКОЙЛ», по сути, станет ориентировать АГТУ на наиболее востребованные компетенции будущих специалистов, участвовать в разработке учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации своих работников, оказывать содействие в направлении в университет на дневную и заочную формы обучения выпускников школ, лицеев, колледжей и сотрудников дочерних организаций. В институте нефти и газа АГТУ на базе предприятий, являющихся стратегическими партнерами, созданы три базовые кафедры, в том числе кафедра «Освоение морских месторождений», совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг».
В Южно-Российском государственном политехническом университете рассказали, что его выпускники востребованы знаковыми отечественными компаниями «ЕвроХим», «Россети», НЭВЗ, ТАНТК имени Бериева и другими. Кроме того, партнерами вуза являются мощные промышленные структуры: «Ростсельмаш», УГМК, концерн «Энергомера», «Акрон», «Евроцемент Груп», «ЭМАльянс», МРСК Юга, «Газпром», «Балтика». Сегодня у ЮРГПУ имеются от работодателей гарантии трудоустройства 15-20% выпускников.
«Соединение науки и производства всегда дает ощутимые результаты, — подтвердил директор по управлению персоналом, социальной и региональной политике ЮРГПУ Дмитрий Жуков. — У нас сформирован своеобразный научно-производственный кластер. Взаимодействие осуществляется через учебный центр НЭВЗа в двух направлениях: учебный процесс и научный. Для обучения созданы две корпоративные кафедры: «Наземный транспорт» и «Управление социальными ресурсами». ЮРГПУ осуществляет целевую подготовку специалистов по заявкам завода. А предприятие для повышения качества образовательного процесса в ЮРГПУ и формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций предоставляет свою производственную базу».
В руководстве образовательных учреждений уверены, что потребностям работодателя и в конечном счете экономики должны быть подчинены не только целевые программы, но и вся структура выпуска в целом (сколько бакалавров, магистров и специалистов должен готовить вуз), а для этого необходима многовариантность вузовских программ.
«Мы давно используем подобные программы, ориентируясь в первую очередь на спрос работодателей, — рассказал президент МГТУ им. Н. Э. Баумана Игорь Федоров. — Кроме того, по одному направлению могут быть разные уровни подготовки. Если вуз выпускает разработчиков и проектировщиков, то есть готовит кадры для научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, то это специалисты самого высокого уровня. Если же вуз обслуживает непосредственно производство, спрос предприятия вполне может быть удовлетворен выпускниками со степенью бакалавра».
За парту по запросу
Представители бизнеса пришли к пониманию решения задачи подготовки профессиональных кадров вузами лишь в тесном контакте с будущими работодателями.
«Высокотехнологические компании начинают растить свои кадры уже со скамьи вуза, инвестируя в молодежные обучающие программы, профильные курсы и т.д., — отметил вице-президент по технологическому консалтингу компании Oracle СНГ Павел Захаров. — Мобильные сервисы, облачные вычисления, интернет вещей меняют каждый аспект взаимодействия с сотрудниками, клиентами и в целом подходы к ведению бизнеса. Сегодня вузы обладают мощной теоретической базой. Тем не менее для выпускника, который планирует развивать свою карьеру, особенно в IT-отрасли, уже на третьем курсе важно задумываться и о практических навыках в своей области. В Oracle мы видим выход в партнерских программах с учебными заведениями — только так студенты могут получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы. А мы в свою очередь знакомимся с перспективными потенциальными сотрудниками. Те, кто сейчас учится в вузе, — представители «поколения Y», которое воспринимает высокие технологии как естественную часть жизни. Они очень сильно отличаются от своих родителей и уже начинают формировать будущее IT. Поэтому образовательные программы и общение со студентами — это опыт, который взаимно обогащает».
«Мы уже несколько лет развиваем программу стажировок «Связной. Старт», — поделилась начальник отдела подбора и развития персонала ГК «Связной» Екатерина Жданова. — Старшекурсники ведущих вузов могут поработать в подразделениях центрального московского офиса и после этого устроиться на штатные позиции. Программа позволяет студентам попробовать профессию на практике и понять, в какую сторону они хотят двигаться после окончания учебного заведения. А мы растим для себя кадровый резерв и повышаем узнаваемость «Связного» среди молодежи. Для стажировок ищем перспективных молодых специалистов в областях финансов, IT, аналитики, HR, юриспруденции, закупок. Это взаимно полезно: мы заинтересованы в новых талантливых сотрудниках, а студенты получают нужный для карьеры опыт. В основном сотрудничаем с РЭУ им. Плеханова, Финансовым университетом при Правительстве РФ, ГУУ, МГЭИ, МИФИ, МГУ (ВМК), МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАИ».
Впрочем, по мнению генерального директора АО «Невинномысский Азот» Виктора Кайля, выпускнику вуза для начала лучше потрудиться два-три года на рабочей должности после бакалавриата, тем более что рабочие на их производстве мало чем уступают инженерам, а после, если сочтет необходимым, пусть идет учиться в магистратуру.
«Существующая на предприятии система подготовки персонала позволяет практически полностью закрыть наши потребности в квалифицированных кадрах. Кроме того, у нас налажено сотрудничество с ведущими обучающими организациями, дающее возможность проводить обучение работников по узкоспециализированным областям, разработаны программы целевого и дуального обучения в вузах и ссузах», — поделился Кайль.
В то же время представители бизнеса признают, что у самих образовательных учреждений есть проблемы в подготовке кадров. Это прежде всего снижение уровня развития научно-исследовательских разработок по актуальным для предприятий темам, устаревшая лабораторная и учебно-производственная база, недостаток теоретических и практических знаний выпускников, которые должны уметь трудиться на современном оборудовании действующих производств. Для исправления ситуации предстоит приложить значительные усилия.
Место | Название | Месторасположение главного корпуса | Количество студентов |
1 | Петровский колледж | г. Санкт-Петербург | 4917 |
2 | Свердловский областной медицинский колледж | Свердловская область, г. Екатеринбург | 4534 |
3 | Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова | Свердловская область, г. Екатеринбург | 4280 |
4 | Уфимский топливно-энергетический колледж | Республика Башкортостан, г. Уфа | 4210 |
5 | Кемеровский областной медицинский колледж | Кемеровская область, г. Кемерово | 3988 |
6 | Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга N°26 | г. Москва | 3911 |
7 | Новороссийский колледж строительства и экономики | Краснодарский край, г. Новороссийск | 3904 |
8 | Поволжский государственный колледж | Самарская область, г. Самара | 3788 |
9 | Нижегородский медицинский колледж | Нижегородская область, г. Нижний Новгород | 3772 |
10 | Академия управления городской средой, градостроительства и печати | г. Санкт-Петербург | 3763 |
11 | Первый московский образовательный комплекс | г. Москва | 3742 |
12 | Южно-Уральский многопрофильный колледж | Челябинская область, г. Челябинск | 3692 |
13 | Сибирский профессиональный колледж | Омская область, г. Омск | 3476 |
14 | Казанский медицинский колледж | Республика Татарстан, г. Казань | 3440 |
15 | Южно-Уральский государственный технический колледж | Челябинская область, г. Челябинск | 3295 |
16 | Краснодарский торгово-экономический колледж | Краснодарский край, г. Краснодар | 3168 |
17 | Колледж «Подмосковье» | Московская область, г. Солнечногорск | 3129 |
18 | Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева | Республика Татарстан, г. Нижнекамск | 3036 |
19 | Волжский политехнический техникум | Волгоградская область, г. Волжский | 3028 |
20 | Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского | Омская область, г. Омск | 2975 |
21 | Нижегородский губернский колледж | Нижегородская область, г. Нижний Новгород | 2949 |
22 | Образовательный комплекс градостроительства «Столица» | г. Москва | 2928 |
23 | Гудермесский педколледж имени С. С-А. Джунаидова | Чеченская Республика, г. Гудермес | 2880 |
24 | Южно-Уральский государственный технический колледж | Челябинская область, г. Челябинск | 2861 |
25-26 | Бийский государственный колледж | Алтайский край, г. Бийск | 2836 |
25-26 | Алтайская академия гостеприимства | Алтайский край, г. Барнаул | 2836 |
27 | Колледж связи N°54 имени П.М. Вострухина | г. Москва | 2818 |
28 | Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной | Самарская область, г. Самара | 2773 |
29 | Академия транспортных технологий | г. Санкт-Петербург | 2766 |
30 | Профессиональный колледж «Московия» | Московская область, г. Домодедово | 2753 |
31 | Щелковский колледж | Московская область, г. Щелоково | 2729 |
32 | Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина | Республика Башкортостан, г. Октябрьский | 2726 |
33 | Волгоградский технологический колледж | Волгоградская область, г. Волгоград | 2714 |
34 | Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления | Ростовская область, г. Новочеркасск | 2687 |
35 | Колледж туризма и гостиничного сервиса | г. Санкт-Петербург | 2683 |
36 | Альметьевский политехнический техникум | Республика Татарстан, г. Альметьевск | 2680 |
37 | Ростовский базовый медицинский колледж | Ростовская область, г. Ростов-на-Дону | 2678 |
38 | Чеченский базовый медицинский колледж | Чеченская Республика, г. Грозный | 2675 |
39 | Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова | Республика Алтай, г. Горно-Алтайск | 2655 |
40 | Новосибирский медицинский колледж | Новосибирская область, г. Новосибирск | 2630 |
41 | Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж | ХМАО — Югра, г. Ханты-Мансийск | 2583 |
42 | Амурский колледж сервиса и торговли | Амурская область, г. Благовещенск | 2577 |
43 | Уральский политехнический колледж — Межрегиональный центр компетенций | Свердловская область, г. Екатеринбург | 2549 |
44 | Иркутский региональный колледж педагогического образования | Иркутская область, г. Иркутск | 2477 |
45 | Медицинский колледж имени Башларова | Республика Дагестан, г. Махачкала | 2443 |
46 | Технический колледж | Республика Дагестан, г. Махачкала | 2435 |
47 | Рубцовский аграрно-промышленный техникум | Алтайский край, г. Рубцовск | 2428 |
48 | Краснодарский монтажный техникум | Краснодарский край, г. Краснодар | 2424 |
49 | Колледж железнодорожного и городского транспорта | г. Москва | 2408 |
50 | Медицинский колледж «Авиценна» | Ставропольский край, г. Ставрополь | 2391 |
51 | Сургутский политехнический колледж | ХМАО — Югра, г. Сургут | 2382 |
52 | Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова | Республика Дагестан, г. Махачкала | 2381 |
53 | Омский автотранспортный колледж | Омская область, г. Омск | 2371 |
54 | Нефтекамский нефтяной колледж | Республика Башкортостан, г. Нефтекамск | 2369 |
55 | Алтайский государственный колледж | Алтайский край, г. Барнаул | 2368 |
56 | Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» | г. Москва | 2364 |
57 | Педагогический колледж N°1 им. Н.А. Некрасова | г. Санкт-Петербург | 2351 |
58 | Астраханский базовый медицинский колледж | Астраханская область, г. Астрахань | 2322 |
59 | Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления | Ставропольский край, г. Георгиевск | 2312 |
60 | Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции | г. Санкт-Петербург | 2296 |
61 | Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева | Республика Татарстан, г. Казань | 2295 |
62 | Алтайский промышленно-экономический колледж | Алтайский край, г. Барнаул | 2287 |
63 | Колледж архитектуры и строительства N°7 | г. Москва | 2271 |
64 | Волгоградский колледж управления и новых технологий | Волгоградская область, г. Волгоград | 2268 |
65 | Забайкальский горный колледж имени М. И. Агошкова | Забайкальский край, г. Чита | 2260 |
66 | Екатеринбургский экономико-технологический колледж | Свердловская область, г. Екатеринбург | 2250 |
67 | Ингушский политехнический колледж | Республика Ингушетия, г. Назрань | 2246 |
68 | Ногинский колледж | Московская область, г. Ногинск | 2229 |
69 | Усть-Лабинский социально-педагогический колледж | Краснодарский край, г. Усть-Лабинск | 2222 |
70 | Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева | Республика Татарстан, г. Набережные Челны | 2197 |
71 | Волгоградский социально-педагогический колледж | Волгоградская область, г. Волгоград | 2196 |
72 | Ишимбайский нефтяной колледж | Республика Башкортостан, г. Ишимбай | 2189 |
73 | Ярославский градостроительный колледж | Ярославская область, г. Ярославль | 2172 |
74 | Астраханский государственный политехнический колледж | Астраханская область, г. Астрахань | 2166 |
75 | Самарский государственный колледж | Самарская область, г. Самара | 2162 |
76 | Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С. Солнцева | Тамбовская область, г. Тамбов | 2161 |
77 | Волгоградский медицинский колледж | Волгоградская область, г. Волгоград | 2145 |
78 | Образовательный комплекс «Юго-Запад» | г. Москва | 2127 |
79 | Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники | Республика Башкортостан, г. Уфа | 2108 |
80 | Ставропольский базовый медицинский колледж | Ставропольский край, г. Ставрополь | 2098 |
Как мы считали
В топ-80 крупнейших учреждений среднего профессионального образования России вошли учебные заведения с наибольшим количеством студентов, которые обучаются по всем формам и направлениям. Рейтинг составлен на основе официальных данных, опубликованных в последних отчетах о самообследовании ссузов, использованы информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга качества подготовки кадров Главным информационно-вычислительным центром Министерства просвещения РФ, открытая информация с официальных сайтов ссузов. Исследование носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.