Вестник. Поволжье

80 крупнейших ссузов России по общему количеству студентов

Заинтересованные в улучшении качества продукции и повышении конкурентоспособности, компании всех уровней, включая крупные корпорации, активно решают проблему подготовки рабочих специалистов

В системе рыночных отношений отдельное существование образовательной системы и бизнес-сообщества немыслимо, они нуждаются друг в друге, но не сформировали схемы взаимодействия. Одним нужны узкие профессионалы, но они не спешат вкладывать средства в профильные учреждения. Другие не могут их готовить на достаточном уровне, не получая гарантий трудоустройства и практики на предприятиях. Согласно нацпроекту «Образование», через шесть лет должна быть создана цифровая образовательная среда и сформирована система выявления, поддержки и развития способностей «у детей и молодежи, основанная на принципах справедливости и направленная на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

Старые грабли
К началу XXI века старый советский багаж профессиональных кадров себя исчерпал уже в силу естественных причин, а начавшаяся в стране модернизация экономики потребовала новых специалистов, владеющих современными информационными технологиями. Рост производства и расширение мощностей предприятий потребовали работников, заточенных под определенные сегменты индустрии. Проблема состояла в том, что бизнес и образование тогда, по сути, друг о друге ничего не знали. Вузы готовили студентов по прежним лекалам, отчего и произошел перекос в сторону юристов и экономистов. Компании были не в курсе, где искать нужных спецов и вместо обращения за помощью к соседнему вузу предпочитали переманивать таковых из отдаленных регионов. Возникло странное противоречие между образованием и производством, которые с некоторых пор развивались разнонаправленно.

«Противоречие нарастает к старшим курсам, когда в вузах резко падает посещаемость целого ряда дисциплин, — считает ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. — Студенты предпочитают в это время проходить практику, на которую они устроились самостоятельно, или работать (часто не по специальности). Выходом является организация системы взаимодействия вуза с основными базами практики, то есть с компаниями, где студенты могли бы выполнять работу по своему профилю».
Организовать же подобную систему ни вузам, ни бизнесу самим не под силу. В СССР за них это делало государство через федеральные программы и плановую экономику. В постсоветской России приходится идти на непосредственный контакт.
«Будущее бизнеса, экономики и государства зависит от того, какие молодые специалисты придут на наши предприятия и к управлению страной, — полагает ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий. — Но бизнес-сообщество, которое «потребляет» выпускников, не сформулировало заказ. То есть вузы не знают, какие именно специалисты потребуются экономике и каким набором знаний они должны обладать. Именно поэтому многие действия навстречу друг другу происходят стихийно, а механизмы сотрудничества находятся только в процессе разработки».

Шаг навстречу
Первыми на контакт с вузами пошли крупные корпорации, которым под силу самим поучаствовать в финансировании образовательных программ по нужным им специальностям. К примеру, ОАО «ЛУКОЙЛ», реализующее крупные проекты по добыче углеводородов на шельфе Каспийского моря, подписало соглашение о сотрудничестве с Астраханским техническим университетом. Нефтехолдинг пообещал заботиться о материально-технической базе вуза, а АГТУ — готовить профильных специалистов, проводить занятия по повышению квалификации уже работающих нефтяников. На базе университета создан крупнейший в стране корпоративный учебный центр по подготовке морских кадров для нефтедобывающей отрасли на юге России.
«ЛУКОЙЛ», по сути, станет ориентировать АГТУ на наиболее востребованные компетенции будущих специалистов, участвовать в разработке учебных планов и программ подготовки и повышения квалификации своих работников, оказывать содействие в направлении в университет на дневную и заочную формы обучения выпускников школ, лицеев, колледжей и сотрудников дочерних организаций. В институте нефти и газа АГТУ на базе предприятий, являющихся стратегическими партнерами, созданы три базовые кафедры, в том числе кафедра «Освоение морских месторождений», совместно с ООО «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг».
В Южно-Российском государственном политехническом университете рассказали, что его выпускники востребованы знаковыми отечественными компаниями «ЕвроХим», «Россети», НЭВЗ, ТАНТК имени Бериева и другими. Кроме того, партнерами вуза являются мощные промышленные структуры: «Ростсельмаш», УГМК, концерн «Энергомера», «Акрон», «Евроцемент Груп», «ЭМАльянс», МРСК Юга, «Газпром», «Балтика». Сегодня у ЮРГПУ имеются от работодателей гарантии трудоустройства 15-20% выпускников.
«Соединение науки и производства всегда дает ощутимые результаты, — подтвердил директор по управлению персоналом, социальной и региональной политике ЮРГПУ Дмитрий Жуков. — У нас сформирован своеобразный научно-производственный кластер. Взаимодействие осуществляется через учебный центр НЭВЗа в двух направлениях: учебный процесс и научный. Для обучения созданы две корпоративные кафедры: «Наземный транспорт» и «Управление социальными ресурсами». ЮРГПУ осуществляет целевую подготовку специалистов по заявкам завода. А предприятие для повышения качества образовательного процесса в ЮРГПУ и формирования у студентов необходимых профессиональных компетенций предоставляет свою производственную базу».
В руководстве образовательных учреждений уверены, что потребностям работодателя и в конечном счете экономики должны быть подчинены не только целевые программы, но и вся структура выпуска в целом (сколько бакалавров, магистров и специалистов должен готовить вуз), а для этого необходима многовариантность вузовских программ.
«Мы давно используем подобные программы, ориентируясь в первую очередь на спрос работодателей, — рассказал президент МГТУ им. Н. Э. Баумана Игорь Федоров. — Кроме того, по одному направлению могут быть разные уровни подготовки. Если вуз выпускает разработчиков и проектировщиков, то есть готовит кадры для научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро, то это специалисты самого высокого уровня. Если же вуз обслуживает непосредственно производство, спрос предприятия вполне может быть удовлетворен выпускниками со степенью бакалавра».

За парту по запросу
Представители бизнеса пришли к пониманию решения задачи подготовки профессиональных кадров вузами лишь в тесном контакте с будущими работодателями.
«Высокотехнологические компании начинают растить свои кадры уже со скамьи вуза, инвестируя в молодежные обучающие программы, профильные курсы и т.д., — отметил вице-президент по технологическому консалтингу компании Oracle СНГ Павел Захаров. — Мобильные сервисы, облачные вычисления, интернет вещей меняют каждый аспект взаимодействия с сотрудниками, клиентами и в целом подходы к ведению бизнеса. Сегодня вузы обладают мощной теоретической базой. Тем не менее для выпускника, который планирует развивать свою карьеру, особенно в IT-отрасли, уже на третьем курсе важно задумываться и о практических навыках в своей области. В Oracle мы видим выход в партнерских программах с учебными заведениями — только так студенты могут получить релевантный опыт и представление о реальных условиях работы. А мы в свою очередь знакомимся с перспективными потенциальными сотрудниками. Те, кто сейчас учится в вузе, — представители «поколения Y», которое воспринимает высокие технологии как естественную часть жизни. Они очень сильно отличаются от своих родителей и уже начинают формировать будущее IT. Поэтому образовательные программы и общение со студентами — это опыт, который взаимно обогащает».
«Мы уже несколько лет развиваем программу стажировок «Связной. Старт», — поделилась начальник отдела подбора и развития персонала ГК «Связной» Екатерина Жданова. — Старшекурсники ведущих вузов могут поработать в подразделениях центрального московского офиса и после этого устроиться на штатные позиции. Программа позволяет студентам попробовать профессию на практике и понять, в какую сторону они хотят двигаться после окончания учебного заведения. А мы растим для себя кадровый резерв и повышаем узнаваемость «Связного» среди молодежи. Для стажировок ищем перспективных молодых специалистов в областях финансов, IT, аналитики, HR, юриспруденции, закупок. Это взаимно полезно: мы заинтересованы в новых талантливых сотрудниках, а студенты получают нужный для карьеры опыт. В основном сотрудничаем с РЭУ им. Плеханова, Финансовым университетом при Правительстве РФ, ГУУ, МГЭИ, МИФИ, МГУ (ВМК), МГТУ им. Баумана, МФТИ, МАИ».
Впрочем, по мнению генерального директора АО «Невинномысский Азот» Виктора Кайля, выпускнику вуза для начала лучше потрудиться два-три года на рабочей должности после бакалавриата, тем более что рабочие на их производстве мало чем уступают инженерам, а после, если сочтет необходимым, пусть идет учиться в магистратуру.
«Существующая на предприятии система подготовки персонала позволяет практически полностью закрыть наши потребности в квалифицированных кадрах. Кроме того, у нас налажено сотрудничество с ведущими обучающими организациями, дающее возможность проводить обучение работников по узкоспециализированным областям, разработаны программы целевого и дуального обучения в вузах и ссузах», — поделился Кайль.

В то же время представители бизнеса признают, что у самих образовательных учреждений есть проблемы в подготовке кадров. Это прежде всего снижение уровня развития научно-исследовательских разработок по актуальным для предприятий темам, устаревшая лабораторная и учебно-производственная база, недостаток теоретических и практических знаний выпускников, которые должны уметь трудиться на современном оборудовании действующих производств. Для исправления ситуации предстоит приложить значительные усилия. 

Место Название Месторасположение главного корпуса Количество студентов
1 Петровский колледж г. Санкт-Петербург 4917
2 Свердловский областной медицинский колледж Свердловская область, г. Екатеринбург 4534
3 Уральский государственный колледж им. И.И. Ползунова Свердловская область, г. Екатеринбург 4280
4 Уфимский топливно-энергетический колледж Республика Башкортостан, г. Уфа 4210
5 Кемеровский областной медицинский колледж Кемеровская область, г. Кемерово 3988
6 Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга N°26 г. Москва 3911
7 Новороссийский колледж строительства и экономики Краснодарский край, г. Новороссийск 3904
8 Поволжский государственный колледж Самарская область, г. Самара 3788
9 Нижегородский медицинский колледж Нижегородская область, г. Нижний Новгород 3772
10 Академия управления городской средой, градостроительства и печати г. Санкт-Петербург 3763
11 Первый московский образовательный комплекс г. Москва 3742
12 Южно-Уральский многопрофильный колледж Челябинская область, г. Челябинск 3692
13 Сибирский профессиональный колледж Омская область, г. Омск 3476
14 Казанский медицинский колледж Республика Татарстан, г. Казань 3440
15 Южно-Уральский государственный технический колледж Челябинская область, г. Челябинск 3295
16 Краснодарский торгово-экономический колледж Краснодарский край, г. Краснодар 3168
17 Колледж «Подмосковье» Московская область, г. Солнечногорск 3129
18 Колледж нефтехимии и нефтепереработки имени Н.В. Лемаева Республика Татарстан, г. Нижнекамск 3036
19 Волжский политехнический техникум Волгоградская область, г. Волжский 3028
20 Омский авиационный колледж имени Н.Е. Жуковского Омская область, г. Омск 2975
21 Нижегородский губернский колледж Нижегородская область, г. Нижний Новгород 2949
22 Образовательный комплекс градостроительства «Столица» г. Москва 2928
23 Гудермесский педколледж имени С. С-А. Джунаидова Чеченская Республика, г. Гудермес 2880
24 Южно-Уральский государственный технический колледж Челябинская область, г. Челябинск 2861
25-26 Бийский государственный колледж Алтайский край, г. Бийск 2836
25-26 Алтайская академия гостеприимства Алтайский край, г. Барнаул 2836
27 Колледж связи N°54 имени П.М. Вострухина г. Москва 2818
28 Самарский медицинский колледж им. Н. Ляпиной Самарская область, г. Самара 2773
29 Академия транспортных технологий г. Санкт-Петербург 2766
30 Профессиональный колледж «Московия» Московская область, г. Домодедово 2753
31 Щелковский колледж Московская область, г. Щелоково 2729
32 Октябрьский нефтяной колледж им. С.И. Кувыкина Республика Башкортостан, г. Октябрьский 2726
33 Волгоградский технологический колледж Волгоградская область, г. Волгоград 2714
34 Новочеркасский колледж промышленных технологий и управления Ростовская область, г. Новочеркасск 2687
35 Колледж туризма и гостиничного сервиса г. Санкт-Петербург 2683
36 Альметьевский политехнический техникум Республика Татарстан, г. Альметьевск 2680
37 Ростовский базовый медицинский колледж Ростовская область, г. Ростов-на-Дону 2678
38 Чеченский базовый медицинский колледж Чеченская Республика, г. Грозный 2675
39 Горно-Алтайский государственный политехнический колледж имени М.З. Гнездилова Республика Алтай, г. Горно-Алтайск 2655
40 Новосибирский медицинский колледж Новосибирская область, г. Новосибирск 2630
41 Ханты-Мансийский технолого-педагогический колледж ХМАО — Югра, г. Ханты-Мансийск 2583
42 Амурский колледж сервиса и торговли Амурская область, г. Благовещенск 2577
43 Уральский политехнический колледж — Межрегиональный центр компетенций Свердловская область, г. Екатеринбург 2549
44 Иркутский региональный колледж педагогического образования Иркутская область, г. Иркутск 2477
45 Медицинский колледж имени Башларова Республика Дагестан, г. Махачкала 2443
46 Технический колледж Республика Дагестан, г. Махачкала 2435
47 Рубцовский аграрно-промышленный техникум Алтайский край, г. Рубцовск 2428
48 Краснодарский монтажный техникум Краснодарский край, г. Краснодар 2424
49 Колледж железнодорожного и городского транспорта г. Москва 2408
50 Медицинский колледж «Авиценна» Ставропольский край, г. Ставрополь 2391
51 Сургутский политехнический колледж ХМАО — Югра, г. Сургут 2382
52 Дагестанский базовый медицинский колледж им. Р.П. Аскерханова Республика Дагестан, г. Махачкала 2381
53 Омский автотранспортный колледж Омская область, г. Омск 2371
54 Нефтекамский нефтяной колледж Республика Башкортостан, г. Нефтекамск 2369
55 Алтайский государственный колледж Алтайский край, г. Барнаул 2368
56 Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно» г. Москва 2364
57 Педагогический колледж N°1 им. Н.А. Некрасова г. Санкт-Петербург 2351
58 Астраханский базовый медицинский колледж Астраханская область, г. Астрахань 2322
59 Георгиевский техникум механизации, автоматизации и управления Ставропольский край, г. Георгиевск 2312
60 Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции г. Санкт-Петербург 2296
61 Казанский авиационно-технический колледж имени П. В. Дементьева Республика Татарстан, г. Казань 2295
62 Алтайский промышленно-экономический колледж Алтайский край, г. Барнаул 2287
63 Колледж архитектуры и строительства N°7 г. Москва 2271
64 Волгоградский колледж управления и новых технологий Волгоградская область, г. Волгоград 2268
65 Забайкальский горный колледж имени М. И. Агошкова Забайкальский край, г. Чита 2260
66 Екатеринбургский экономико-технологический колледж Свердловская область, г. Екатеринбург 2250
67 Ингушский политехнический колледж Республика Ингушетия, г. Назрань 2246
68 Ногинский колледж Московская область, г. Ногинск 2229
69 Усть-Лабинский социально-педагогический колледж Краснодарский край, г. Усть-Лабинск 2222
70 Камский государственный автомеханический техникум имени Л.Б. Васильева Республика Татарстан, г. Набережные Челны 2197
71 Волгоградский социально-педагогический колледж Волгоградская область, г. Волгоград 2196
72 Ишимбайский нефтяной колледж Республика Башкортостан, г. Ишимбай 2189
73 Ярославский градостроительный колледж Ярославская область, г. Ярославль 2172
74 Астраханский государственный политехнический колледж Астраханская область, г. Астрахань 2166
75 Самарский государственный колледж Самарская область, г. Самара 2162
76 Колледж техники и технологии наземного транспорта имени М.С. Солнцева Тамбовская область, г. Тамбов 2161
77 Волгоградский медицинский колледж Волгоградская область, г. Волгоград 2145
78 Образовательный комплекс «Юго-Запад» г. Москва 2127
79 Уфимский колледж статистики, информатики и вычислительной техники Республика Башкортостан, г. Уфа 2108
80 Ставропольский базовый медицинский колледж Ставропольский край, г. Ставрополь 2098

Как мы считали
В топ-80 крупнейших учреждений среднего профессионального образования России вошли учебные заведения с наибольшим количеством студентов, которые обучаются по всем формам и направлениям. Рейтинг составлен на основе официальных данных, опубликованных в последних отчетах о самообследовании ссузов, использованы информационно-аналитические материалы по результатам мониторинга качества подготовки кадров Главным информационно-вычислительным центром Министерства просвещения РФ, открытая информация с официальных сайтов ссузов. Исследование носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!