Дорожные миллиардеры
Как и для большинства крупных игроков рынка, основу благополучия лидера рейтинга крупнейших автодорожных компаний ПФО — компании «Самаратрансстрой» — составляют госконтракты. Основанное в 2001 году, предприятие накопило значительную материально-техническую базу и разветвленную филиальную сеть, в том числе посредством приобретения нескольких небольших подрядчиков. За последние годы «Самаратрансстрой» превратился в ключевого заказчика самарского минтранса и активно участвовал в подготовке региона к чемпионату мира по футболу. Компания с 2015 года реконструировала две главные магистрали Самары — Московское шоссе и ул. Ново-Садовую. Стоимость контракта по реконструкции Московского шоссе составила 9,29 млрд руб., ул. Ново-Садовой — 1,8 млрд руб. В 2017 году «Самаратрансстрой» получил от областного минтранса четыре заказа на 1,24 млрд руб. В частности, 482,2 млн руб. — на ремонт Волжского шоссе на участке от Красноглинского шоссе до ул. Демократической, 427,6 млн руб. — на ремонт улиц Куйбышева, Галактионовской и Молодогвардейской в Самаре. Крупнейшими подрядами в 2018 году стал ремонт дороги Самара — Бугуруслан в Кинель-Черкасском районе и Отрадном (379,6 млн руб.), а также ремонт Красноглинского шоссе от моста через реку Сок до Волжского шоссе. В самой компании, впрочем, отмечают, что госконтракты не превышают 20% от общего портфеля заказов. Всего в минувшем году АО «Самаратрансстрой» заработало более 7,3 млрд рублей.
Номер два в рейтинге — башкирское АО «Уралмостострой», специализирующееся на строительстве мостов и путепроводов. Из крупных объектов, реализованных компанией за последнее время, нужно упомянуть участие в реконструкции федеральной трассы М-5 «Урал», а также строительство Тимашевского путепровода в Уфе общей стоимостью 937 млн рублей.
Третье место занимает крупнейшее автодорожное предприятие Татарстана — АО «Татавтодор». Согласно данным компании, в 2018 году ее силами были выполнены работы по строительству, реконструкции и ремонту 143 объектов автомобильных дорог общего пользования республики. Общая протяженность построенных и отремонтированных дорог составила 271 км. Также компания, согласно данным официального сайта, обслуживает дороги общего пользования протяженностью более 7,7 тыс. км.
Работа будет!
За последние годы главным катализатором дорожного строительства в регионах ПФО стало участие в государственных программах, а также подготовка к масштабным международным ивентам (чемпионат мира по футболу, Универсиада, мировой чемпионат по профессиональному мастерству по стандартам «Ворлдскиллс» и др.). Мундиаль давно завершился, но объемы дорожного строительства будут только нарастать.
В 2018 году самое масштабное дорожное строительство развернулось в Татарстане. Как рассказали в республиканском минтрансе, за два года участия Татарстана в приоритетном федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги» приведено в нормативное состояние около 330 км дорог. К концу 2018 года доля дорог, соответствующих нормативным требованиям, например в Казанской агломерации, составила 81,5%, в Набережночелнинской — 76,7%.
Здесь на ближайшее время намечено строительство одного из самых больших и амбициозных автодорожных объектов в истории современной России — скоростной трассы Москва — Нижний Новгород — Казань, которая сократит время в пути между двумя крайними точками с 12 до 6,5 часа. Всего в 2019 году в дорожную сеть республики из всех источников будет вложено 5,4 млрд рублей — по этому показателю Татарстан уверенно входит в пятерку субъектов России.
Много сил и средств традиционно тратят на дорожное строительство такие регионы, как Самарская и Нижегородская области, Пермский край, Башкортостан. В Самарской области, получившей значительный приток средств в дорожную отрасль в рамках подготовки к ЧМ по футболу (среди крупнейших дорожных проектов — реконструкция Московского шоссе в Самаре и автодороги от поселка Волжского до международного аэропорта Курумоч, улицы Ташкентской, а также строительство новых дорог «Арена» и «Дальняя»), по приоритетному проекту «Безопасные и качественные дороги» в 2017-2018 гг. отремонтировано более 360 км автодорог федерального, регионального и местного значения. В итоге доля дорог в Самарско-Тольяттинской агломерации, соответствующих нормам, выросла с 42,2% до 54,6%.
С 2019 года обновление дорожной сети продолжится уже в рамках одноименного нацпроекта. По нему в течение шести лет планируется отремонтировать 1935 км региональных и местных дорог, 797 км дорог Самарско-Тольяттинской агломерации. На это будет направлено более 39 млрд руб., в том числе 11,6 млрд руб. из федерального бюджета.
Топ-30 автодорожных компаний Приволжского федерального округа
Место | Название компании | Регион головного офиса | Выручка по итогам 2018 г., в млрд рублей |
1 | ООО «Самаратрансстрой» | Самарская область | 7,33 |
2 | АО «Уралмостострой» | Республика Башкортостан | 7,04 |
3 | АО «Татавтодор» | Республика Татарстан | 6,37 |
4 | ОАО «Алексеевскдорстрой» | Республика Татарстан | 5,58 |
5 | ОАО «Каздорстрой» | Республика Татарстан | 5,27 |
6 | АО «Трест «Камдорстрой» | Республика Татарстан | 4,51 |
7 | ООО «Дортрансстрой» | Республика Башкортостан | 4,5 |
8 | ПАО «Дорисс» | Чувашская Республика | 4,06 |
9 | ООО «Волгадорстрой» | Республика Татарстан | 3,93 |
10 | ООО «Татнефтедор» | Республика Татарстан | 3,53 |
11 | ООО «Автотрасса» | Саратовская область | 3,45 |
12 | ООО «Дорос» | Пермский край | 2,84 |
13 | ООО «Мордовдорстрой» | Республика Мордовия | 2,7 |
14 | ООО «Средневолжская строительная компания «Дормостаэро» | Самарская область | 2,48 |
15 | ООО «Нижавтодорстрой» | Нижегородская область | 2,46 |
16 | ООО «Строительная компания «Химспецстрой» | Пермский край | 2,31 |
17 | АО «Дорожное предприятие «Ижевское» | Удмуртская Республика | 2,27 |
18 | ООО «Воддорстрой» | Чувашская Республика | 2,1 |
19 | ООО «Су-43» | Кировская область | 1,93 |
20 | ООО «Евродорстрой» | Пермский край | 1,77 |
21 | АО «Марий Эл Дорстрой» | Республика Марий Эл | 1,71 |
22 | ООО «Строймост» | Нижегородская область | 1,54 |
23 | АО «Ульяновсктрансстрой» | Ульяновская область | 1,53 |
24 | ООО «ПКФ «Г.П.Б.» | Саратовская область | 1,52 |
25 | ООО «СКФ «АТМ» | Пермский край | 1,45 |
26 | ООО «Поволжская дорожно-строительная компания» | Республика Мордовия | 1,4 |
27 | ООО «Волгадорстрой» | Саратовская область | 1,36 |
28 | ОАО «Куйбышевская дорожная ПМК» | Самарская область | 1,29 |
29 | ОАО «СТС-Автодор» | Республика Башкортостан | 1,12 |
30 | АО «Балтийская строительная компания-СПб» | Самарская область | 0,99 |
Как мы считали
В рейтинг вошли крупнейшие в Приволжском федеральном округе организации, специализирующиеся на строительстве, ремонте и обслуживании автомобильных дорог и автодорожной инфраструктуры. Основанием для ранжирования послужил объем выручки в рублях по итогам 2018 года. Информация для рейтинга предоставлена самими компаниями, а в случае непредоставления информации взята из официальных годовых отчетов, сайтов автодорожных предприятий и региональных органов власти, а также из системы СБИС. Рейтинг носит ознакомительный характер и может использоваться только в частном порядке. Редакция будет признательна за дополнения и уточнения.