Рейтинг крупнейших генеральных подрядчиков по строительству дорожных мостовых объектов был составлен аналитической группой «РИА-745» по заказу «Вестника». В рейтинг были включены предприятия, выполнившие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах в пяти регионах Приволжского федерального округа — Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Самарской и Нижегородской областях, Пермском крае. В первую очередь учитывался объем выполненных работ и заключенных контрактов, «закрытых» в 2011 году. В рамках исследования были проанализированы генподряды на строительные, ремонтные и реконструкционные работы на таких объектах, как автомагистрали, автомобильные дороги, мосты и искусственные сооружения. В итоге рынки пяти регионов были объединены в условный совокупный рынок, который оценивался по общим параметрам. Основными из них стали количественные (количество подрядов, подрядчиков на единицу измерения и т.д.) и финансовые показатели (объем финансирования республики или объекта, объем выполненных контрактов и т.д.). Географическое распределение генеральных подрядов в количественном и финансовом соотношении разнится. Так, по всему массиву работ бесспорным лидером по количеству реализованных генподрядов являются предприятия Нижегородской области — не менее 36%. Компании из Самарской области, Перми, Татарстана и Башкортостана показали примерно равное соотношение — приблизительно по 13,5% единиц подрядов «общего» рынка пяти субъектов. Работавшие в регионах в 2011 году представители других регионов (из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Оренбургской, Челябинской и Саратовской областей) не превысили 5% подрядов. Совершенно иначе ситуация выглядит с географией распределения финансов. Абсолютным лидером дорожного строительства и ремонта являются подрядчики из Республики Татарстан: они освоили порядка 55% «совокупного» бюджета пяти регионов. Значительно меньшие средства достались компаниям Нижегородской области — приблизительно 17,5%. Башкирские подрядчики освоили 14,5% общего объема рынка, а подрядчики, зарегистрированные в Самарской области, — не менее 9,2%. Меньше всего заработали представители Пермского края — им досталось 0,8% от общего объема финансирования отрасли в пяти регионах. Предприятия, осуществлявшие работы на территории исследуемых регионов, но в них не зарегистрированные, получили в 2011 году 5% совокупного бюджета, что в целом не отличается от ситуации по стране.
Подготовка к Универсиаде стимулировала модернизацию инфраструктуры
Емкость рынка пяти регионов в финансовом исчислении составила не менее 54,5 млрд рублей, более половины из этих средств (29,2 млрд) было освоено на территории Татарстана. Здесь основу выделенного бюджета составил комплекс работ по содержанию сети республиканских дорог и подготовка к Универсиаде 2013 года. В Башкортостане и Нижегородской области затраты в 2011 г. оказались на порядок ниже — около 9,3 млрд рублей в каждом. Еще меньше в Самарской области и Пермском крае — 4,9 и 1,1 млрд соответственно. Так, 85,4% всего объема рынка исследуемых регионов в 2011 году сосредоточилось у крупнейших предприятий, вошедших в ТОП-40. Причем более половины рынка (58%) у первых пяти подрядчиков, а более 20% рынка — у лидера рейтинга ОАО «Татавтодор». Наиболее высокий уровень конкуренции отмечен только в Нижегородской области, где подряды распределялись более или менее равномерно — от самых крупных до самых небольших — между относительно большим количеством предприятий. В остальных субъектах, за исключением Пермского края, где финансирование отрасли в принципе невелико, ситуация схожа с ситуацией в Татарстане.
Средняя цена контракта в 2011 г., по данным нашего исследования, составила около 54 млн рублей. Общее количество генподрядчиков в исследовательском массиве составило немногим более 400 предприятий, а количество подрядов — порядка 1000. На основе этой информации можно вывести условный коэффициент уровня конкуренции в секторе (количество подрядов, деленное на количество генподрядчиков). Этот коэффициент приблизительно равен 2,5, что говорит о невысоком градусе конкуренции в регионах. По количеству самих подрядов, бесспорно, лидирует Нижегородская область — их порядка 390. Татарстан, Башкортостан и Самарская область распределили примерно равное количество подрядов — не менее 160 в каждом из регионов. Немного отстает по этому показателю Пермский край — 130 генподрядов.
Основным назначением расходуемых средств во всех пяти регионах стало содержание автодорог — не менее 40%. Обычно в объем этого понятия включается и мелкий (ямочный) ремонт дорожного полотна, нанесение разметки и проч. Но в комплексе в зависимости от протяженности дорог данные работы могут потребовать значительных сумм. Ремонт и капитальный ремонт дорог составил не менее 30% объема работ. Новое строительство не превысило 15% затраченных сумм, 15% пришлось на реконструкционные работы и другие виды дорожных работ.
«Варягов» в Поволжье подряды не ждут
Особенностью рынка дорожных подрядов исследуемых регионов является небольшое число инорегиональных компаний. Их всего две — челябинское ЗАО «Уралмостострой» и московское предприятие ООО «МосПромСтрой», расположившиеся на 7-й и 26-й позиции соответственно. С одной стороны, такая ориентация на местных подрядчиков может свидетельствовать о высоком уровне квалификации региональных предприятий, с другой — об уровне закрытости местного рынка, свойственной для национальных республик. В ТОП-40 крупнейших генподрядчиков ПФО вошли представители следующих регионов: Нижегородская область — 15 подрядчиков, Татарстан — 13, Башкортостан и Самарская область — по пять представителей, Москва и Челябинская область — по одному. Крупнейшим генеральным подрядчиком стало ОАО «Татавтодор» — старейшее предприятие Республики Татарстан, в структуру которого входит 10 филиалов, состоящих из 27 участков, на которых трудятся около 2500 человек. Предприятие обслуживает дороги общего пользования протяженностью 8812,2 км из (трассы М-7 Москва — Уфа и IR-141 Казань — Ульяновск). Именно этот вид работ и вывел «Татавтодор» в лидеры рейтинга.
Вторую позицию занимает также предприятие из Татарстана — ООО «Татнефтедор», в его задачи долгие годы входило «содержание, ремонт и частичное строительство внутрипромысловых дорог». В 90-е предприятие было отделено от нефтяного сектора и сосредоточилось на обслуживании тех самых дорог, которые когда-то строило (в основном восточная часть Татарстана). Сегодня одна из крупнейших компаний региона обслуживает 3,7 тыс. км автодорог общего пользования (в том числе 207 км федеральных автодорог), асфальтирует и отсыпает до 1,5 млн кв. м промышленных подъездов, площадок и автодорог предприятий ОАО «Татнефть» и других организаций, а также ежегодно ремонтирует более 150 км автодорог общего пользования и городских улиц. На третьей позиции расположилось ОАО «Башкиравтодор», которое обслуживает сеть дорог общего пользования на территории Республики Башкортостан общей протяженностью свыше 24 тыс. км, в том числе 13913 км территориального и межмуниципального значения и 10103 км местного значения. Только проект ремонта моста через р. Кур-гас обошелся в 5,5 млрд рублей.
Футбол с дорожными фондами
Несмотря на достаточно серьезный потенциал дорожного строительства, недофинансирование строительства автодорог регионального и муниципального значения не позволяет довести качество магистралей до нормативного. Изменить эту ситуацию призваны федеральный, региональные и муниципальные дорожные фонды, их восстановили по всей стране спустя десятилетие. Средства фондов с 2012 года направляются на решение самых кричащих проблем — ремонт и строительство магистралей с наиболее интенсивным движением, а также сельских и межмуниципальных дорог. В 2012 г. общий объем средств, направляемый в сектор из региональных фондов в ПФО, достигает 66 млрд рублей. Пятерка исследуемых регионов — Республика Татарстан, Республика Башкортостан, Самарская и Нижегородская области, Пермский край — инвестирует в дороги около 40 млрд рублей. Самые амбициозные программы развития — в Татарстане и Башкортостане с объемом финансирования на 20122015 годы около 128 млрд рублей и 90 млрд рублей.
Кроме того, основным стимулом вложения средств в дорожное строительство на ближайшие годы станет подготовка к чемпионату мира по футболу-2018. Сразу три города из пяти исследуемых регионов стали городами ЧМ-2018. Одной из главных задач организаторы турнира и федеральное руководство ставят доведение транспортной инфраструктуры до надлежащего международного уровня. В некоторых регионах уже прозвучали весьма громкие заявления. Например, только власти Самары пообещали выделить в рамках программы подготовки не менее 13 млрд рублей, львиная доля которых уйдет на дорожное хозяйство. Заметим, это только средства, выделяемые муниципалитетом, основная нагрузка ляжет на региональный и федеральный бюджеты. В целом конкретные планы финансирования инфраструктуры под мероприятие еще не определены. Но уже известно, что счет будет идти на десятки, а может быть, сотни миллиардов рублей.
40 крупнейших дорожных компаний ПФО | Объем выполненных работ (руб.) | Территория | |
1 | ОАО «Татавтодор» | 11057675827 | Республика Татарстан, г. Казань |
2 | ООО «Татнефтедор» | 7724288947 | Республика Татарстан, г. Бугульма |
3 | ОАО «Башкиравтодор» | 6749613911 | Республика Башкортостан, г. Уфа |
4 | ОАО «Алексеевскдорстрой» | 3148594687 | Республика Татарстан, с. Алексеевское |
5 | ООО «Техкомплект» | 2854206488 | Самарская область, пгт. Суходол |
6 | ООО «Дорожник» | 1742284467 | Нижегородская область, с. Можаров Майдан |
7 | ЗАО «Уралмостострой» | 1729400415 | Челябинская область, г. Челябинск |
8 | ОАО «Нижегородавтодор» | 1095412000 | Нижегородская область, г. Нижний Новгород |
9 | ОАО «Каздорстрой» | 884452501 | Республика Татарстан, г. Казань |
10 | ЗАО «Камский трест по строительству автомобильных дорог и аэродромов» | 704167225 | Республика Татарстан, г. Набережные Челны |
11 | ООО «Брус» | 668829567 | Республика Татарстан, пос. Иштеряково |
12 | ОАО «Мосты РТ» | 664272948 | Республика Татарстан, г. Казань |
13 | ООО «Дортрансстрой» | 539406038 | Республика Башкортостан, г. Уфа |
14 | ООО «Терра» | 443966572 | Самарская область, г. Самара |
15 | ООО фирма «Магистраль» | 398399637 | Нижегородская область, г. Нижний Новгород |
16 | ЗАО Дорожно-строительная компания «ВИРАЖ» | 329421160 | Нижегородская область, пос. Калиниха |
17 | ООО «Стройсервис» | 328285055 | Самарская область, с. Марьевка |
18 | ОАО «ТрансСервис» | 316798613 | Самарская область, пгт. Суходол |
19 | ООО «Межрайонное дорожно-строительное управление-1» | 285019595 | Республика Татарстан, г. Балтаси |
20 | ООО ДСК «Гранит» | 275845684 | Нижегородская область, р.п. Воскресенское |
21 | ООО «Городецдорремстрой» | 273201912 | Нижегородская область, г. Заволжье |
22 | ООО «Спартак С» | 265164532 | Нижегородская область, с. Большое Болдино |
23 | ООО «ДСК АВАНТ» | 239119052 | Нижегородская область, Нижний Новгород |
24 | ЗАО «Передвижная механизированная колонна «Выксунская» | 234993291 | Нижегородская область, г. Выкса |
25 | ООО «Чистопольский Автодор» | 218416400 | Республика Татарстан, г. Чистополь |
26 | ООО «МосПромСтрой» | 194328779,6 | г. Москва |
27 | ЗАО «ВИРАЖ» | 190611269 | Республика Татарстан, г. Буинск |
28 | ООО «Вираж» | 188890002 | Нижегородская область, г. Семенов |
29 | ООО «Волгадорстрой» | 185784060 | Республика Татарстан, г. Буинск |
30 | ООО «Самараавтодорстрой» | 182892636 | Самарская область, г. Самара |
31 | ООО «Производственно-строительное объединение «Казань» | 180811579 | Республика Татарстан, г. Казань |
32 | ОАО «Борское дорожное ремонтно-строительное предприятие» | 169641767 | Нижегородская область, с. Кантаурово |
33 | ООО «Мостсервис» | 162730470 | Нижегородская область, г. Нижний Новгород |
34 | ООО «Вачское ДРСУ» | 154728753 | Нижегородская область, пгт. Вача |
35 | ООО «Мастер-Строй» | 152910128 | Нижегородская область, р.п. Шатки |
36 | ООО «Мостстрой-Искра» | 149422878 | Республика Башкортостан, г. Уфа |
37 | ООО «Строитель» | 134584963 | Нижегородская область, р.п. Шатки |
38 | ОАО «Строитель» | 130506500 | Республика Башкортостан, г. Уфа |
39 | ОАО «Дорожное» | 127603256 | Нижегородская область, г. Павлово |
40 | ООО «Шешмадорстрой плюс» | 120186000 | Республика Татарстан, н.п. Новошешминск |
В рейтинг включены фирмы и предприятия, выполняющие строительные, ремонтные, реконструкционные работы на дорожных и мостовых объектах пяти регионов Поволжья: Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Самарской и Нижегородской областей, Пермского края. В первую очередь учитывался объем выполненных работ и заключенных в 2011 году контрактов. Таким образом, формируется своего рода «портфель контрактов» компаний за год.
Рейтинг охватывает предприятия всех форм собственности, выполнившие работы в данных регионах. Примененные методы исследования: свободный эвристический поиск, поиск в открытых источниках информации, телефонный экспертный опрос (выбор делался в пользу специалистов в сфере дорожного строительства), анализ региональных и федеральных программ дорожного строительства, верификация результатов опроса на основании анализа информации из разных источников.
Рейтинг составлен на основании данных о заключенных государственных контрактах, включенных в реестры государственных контрактов. Анализу подверглись государственные контракты, финансируемые из средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. В рейтинге отсутствуют крупные субподрядчики строительных работ, это вызвано низкими суммарными объемами их деятельности и закрытостью информации.