Вестник. Поволжье

Nikita Nomerz: «Я не захватчик, я заполняю городские пустоты»

Nikita Nomerz: «Я не захватчик, я заполняю городские пустоты»

Никита Кузнецов, известный как Nikita Nomerz, — уличный художник из Нижнего Новгорода и постоянный участник стрит-арт-фестивалей по всему миру.

 С 2017 года начал делать с друзьями свой фестиваль — «Место», благодаря которому на старых стенах его родного города появилось больше 60 самобытных уличных картин.

Вы учились классическому рисунку?
Да. Я закончил Нижегородский архитектурно-строительный университет, где мне преподавали академический рисунок, живопись, основу композиции. Все это, конечно, помогло развиваться в уличном искусстве. Я уже в студенческие годы достаточно активно рисовал на улице, и, кстати, интересно, что опыт в стрит-арте иногда помогал мне и в учебных проектах.

Nomerz — это самоназвание? Как вообще принято в вашей среде: люди сами придумывают себе псевдоним, или тебя должны назвать соратники по движению, как, это, например, заведено у футбольных фанатов?
Граффити-райтеры и уличные художники используют никнеймы в первую очередь для того, чтобы «спрятаться» за ними. У всех разная история возникновения творческих псевдонимов. Многие потом их меняют. В самом начале, когда я только увлекся граффити, я пытался придумать никнейм, отталкиваясь от графики букв, которые мне нравились. Но это были реально существующие слова, а мне хотелось свое, уникальное, чтобы не повторяться среди других уличных художников. И я придумал. Nomerz — это вымышленное слово, просто набор букв. Но это тогда, а сейчас это имя несет в себе опыт, который я получил за 15 лет моей деятельности. Оно символизирует мой стиль и мой образ жизни. Я, конечно, давно не прячу лицо, я занимаюсь публичной деятельностью, популяризирую искусство. Но отказываться от творческого псевдонима, с которым произошло мое становление как художника, я не хочу.

Nikita Nomerz: «Я не захватчик, я заполняю городские пустоты»

Почти в каждом вашем интервью есть уточнение, что это не граффити, а уличное искусство. Объясните: как понять, что я вижу на стене, граффити это или стрит-арт?
В 99% общемировых случаев граффити — это шрифтовые композиции. Их основа — никнеймы райтеров или названия команд, написанные с помощью аэрозоль­ного баллона. Обычно это принимает вандальные формы: надписи оставляют на общественных и частных поверхностях, на транспорте: на поездах, в метро, на машинах. Но часть граффити-райтеров выбирает спокойное рисование в укромных местах, это сложные детализированные шрифты. Язык граффити понятен только внутреннему сообществу: это замкнутая на себе субкультура, из которой в каком-то смысле вырос стрит-арт. Четкие границы у граффити и стрит-арта размыты, но все же стрит-арт — это не просто субкультурное явление, а искусство, созданное на улице. В стрит-арте много направлений и техник, используются не только аэрозольные баллоны, но и кисти, валики, скотч, световые проекции, бетон и многое другое. И в первую очередь стрит-арт — это диалог со зрителем, а не только разговор внутри сообщества. Это работа с идеей, смыслом и образом. Думаю, это главное их отличие.

Кто является оппонентами уличных художников в городской среде обитания?
Уличная среда в целом достаточно агрессивная. А когда ты занимаешься стрит-артом, тем более нужно быть готовым к разным сложностям: негативным отзывам прохожих, встрече с полицией, уничтожению работ городскими службами и так далее. Но я никогда не относился к этим факторам как к противникам. Это логичное сопровождение деятельности и некое «правило игры». У меня, правда, не случалось серьезных проблем с полицией, прохожими и жителями. Я никогда не убегаю, всегда готов объяснить, что и почему я делаю. Я не позиционирую себя захватчиком города, я заполняю городские пустоты. Стараюсь гармонично подбирать локации для работ. Многие из них давно заброшены и никому не нужны. Ну и часть проектов я делаю совершенно легально, в рамках фестивалей уличного искусства.

Nikita Nomerz: «Я не захватчик, я заполняю городские пустоты»

Башни с человеческими лицами, пожалуй, стали вашей визитной карточкой. Расскажите о них.
Это серия «Живые стены», я работал над ней в 2010-2013 годах. Первым объектом стал «Большой брат» на набережной Нижнего Новгорода, который потом стал прирастать «семейством» по всей стране: я делал работы в этой стилистике в 15 городах России, в Китае и Белоруссии. Основная идея проекта — оживить стены зданий, подчеркивая их особенности. То есть учесть архитектурные формы и так вписать в сооружение персонажа, чтобы оконные проемы, двери и трещины стали его частями. Вообще я считаю, что свое лицо, характер, эмоция есть у каждого здания.

Вы организатор фестиваля уличного искусства. Что это значит в России?
Фестиваль — это очень важная часть моей деятельности. Надеюсь, не только для меня, но и для города и культуры в целом. На фестивале «Место» мы генерируем возможность создания монументальных уличных работ. Главная задача нашего проекта — переосмысление городской среды и презентация всего разнообразия уличного искусства. Мы приглашаем художников со всей России с разными стилями, техниками и концепциями, и это одни из лучших художников — авторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Пензы, Рязани, Красноярска, Владивостока и многих других городов. И очень приятно чувствовать свою причастность к каждой работе фестиваля: с каждым объектом словно прожита целая жизнь.

Как вы пробивали свой первый фестиваль, когда чиновникам еще непонятно было, кто вы — творцы или просто хулиганы? Какие доводы приводили?
По поводу фестиваля «Место» я общался с департаментом культуры, заочно они меня знали, видели мои работы и проекты. Было несложно объяснить, кто я и что задумал. К тому же раньше, в 2012-2013 годах, меня приглашали курировать площадку уличного искусства на фестивале «Арт-овраг». Это крупный международный проект в городке Выкса у нас, в Нижегородской области. Были другие небольшие проекты, куда меня приглашали в такой же роли. Этот опыт и помог мне в организации своего фестиваля.

Вы объездили всю Россию. Какие города в стране стоит посетить в том числе и из-за хорошего, широко представленного уличного искусства?
На мой взгляд, Нижний Новгород и Екатеринбург — сегодня самые живые и интересные города в этой сфере. Здесь много самобытных локальных авторов и параллельно с партизанской деятельностью проходят фестивали и выставки уличного искусства. Поэтому всем любителям стрит-арта рекомендую запланировать поездки к нам в Нижний или на Урал. Конечно, и в Москве много сильных авторов, но там уличные художники чаще делают студийные работы для выставок. Это не стрит-арт. Достаточно много художников и в Санкт-Петербурге, но не так много уличной активности. Зато там есть уникальный проект — Музей стрит-арта, советую ознакомиться.

В каких других странах вам понравилось рисовать больше всего и почему?
Каждый город и каждая страна уникальны по-своему, интересно везде. Из зарубежных отмечу проекты в Германии, Франции и Испании. Мне нравится атмосфера европейских городов, их архитектура и отношение к стрит-арту. Были интересные поездки в Азию — это очень контрастный мир. В Дубае я участвовал в масштабном фестивале, но сам город показался мне неживым: бесконечные стеклянные небоскребы. 
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!