Вестник. Поволжье

Проект развития

Проект развития

Главная задача — сконцентрировать глобальные компетенции автомобильной индустрии на территории Самарской области

В июне 2014 года был официально зарегистрирован автомобильный кластер в Самарской области. На чем строится уверенность в масштабности проекта и каким образом кластер, «запущенный» совсем недавно, способен повлиять на экономику региона, рассказал «Вестнику. Поволжье» директор НП «Автомобильный кластер Самарской области» Владимир Путкин.

— Цели, задачи, логика создания кластера?

— Главная цель — объединить на промышленных площадках Самарской области автомобильные заводы, предприятия по производству автокомпонентов, университеты, инжиниринговые центры, финансовые институты и институты развития, а также предприятия малого и среднего бизнеса в единую структуру, которая помогла бы развивать автомобильную отрасль.

— Организационные моменты. Кто вас уже поддержал? Как кластер будет управляться?


— У нас уже более 20 компаний-участников, что, на мой взгляд, совсем неплохо для старта. Причем среди тех, кто изъявил желание включиться в процесс, представители как малого и среднего, так и крупного бизнеса. Также вошли в проект тольяттинский государственный университет, региональный центр инжиниринга. Мы предполагаем, что через год число участников увеличится до шестидесяти, а за три года надеемся достигнуть цифры 150—160 членов объединения, по-крайней мере такую задачу перед собой ставим. Организационная форма — некоммерческое партнерство. Главные решения принимает общее собрание. Далее — правление, куда вошли семь человек, его возглавил вице-губернатор Самарской области, министр экономического развития, инвестиций и торговли Александр Кобенко. Оперативную деятельность осуществляет директор. И в ближайшей перспективе возглавит образованную структуру Душан Бушен, директор автомобильного кластера Словении.

— Как стать участником кластера? Расскажите об условиях приема?

— Участником может стать любая организация, либо напрямую задействованная в системе автопрома, либо взаимодействующая с отраслью. Спектр, как вы понимаете, достаточно широк: от непосредственно производства до логистики, исследований, управления, образования.

— Каким образом должна строиться работа? Как все элементы системы должны взаимодействовать между собой?

— Мы сейчас как раз заняты подбором команды кластера, членам которой предстоит заниматься организационной работой и координировать взаимодействие участников. Выделили три направления деятельности. Первое — развитие цепочки поставщиков. Второе — обучение стандартам качества и сертификация. Третье — маркетинг, включая изучение рынка, формирование инновационных программ, работу с профильными министерствами и органами власти.

— Уточните, пожалуйста, как и по каким критериям, будет оцениваться эффективность проекта?

— Здесь стоит выделить несколько позиций. Это и количество членов, количество организованных мероприятий и число проектов, которые участники кластера могут реализовывать совместно. Сегодня зачастую можно наблюдать такую картину. Есть предприятия, буквально граничащие друг с другом. У одного есть, условно говоря, одна группа технологий и оборудования, а у второго другая. Но между собой они информацией не обмениваются и, соответственно, теряют возможные заказы.

Несколько компаний, объединившись в рамках единого заказа, смогут выйти на новый уровень производства. Задача кластера — им в этом помочь. Еще один момент. У многих глобальных иностранных компаний, локализующихся здесь, существует проблема с тем, как увязать между собой поставщиков различных уровней, отладить грамотную логистику с учетом наших реалий. И с этой задачей кластер должен уметь справляться. Важно и то, сколько работников предприятий, вошедших в кластер, смогут пройти качественное обучение по самым современным программам. Это напрямую должно сказаться на повышении производительности труда, качестве, а соответственно, и на конкурентоспособности.

— Хотелось бы узнать, как будет построено взаимодействие кластера с другими ведущими игроками, действующими в промышленном секторе Самарской области?

— Я думаю, что в ближайшие два-три года кластер займет одну из лидирующих позиций в экономике области.
С учетом разнообразных факторов и тенденций, все идет к тому, что мы должны повышать локализацию. То есть как можно больше автокомпонентов производить непосредственно на территории Самарской области. Сегодня АВТОВАЗ закупает в Самарской области комплектующих примерно на 30 млрд рублей и тратит гораздо более значительные суммы на их покупку вне региона, в том числе за рубежом. При правильной организации совместной работы мы можем за пару лет существенно (скажем, до 50 миллиардов) увеличить объемы местных поставок. И это далеко не предел. Помимо всего прочего для области, это еще и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

— Неслучайно ваш проект нашел на уровне правительства области поддержку и понимание?

— Конечно. Мы достаточно тесно сотрудничаем и с Министерством экономического развития, и Министерством промышленности. В состав правления кластера вместе с Александром Кобенко вошел министр промышленности и технологий Сергей Безруков.
Бу Андерссон также готов сотрудничать. Он отлично понимает, что кластер — тот инструмент, с помощью которого можно оптимизировать весь расклад в части производства автокомпонентов.

— Финансовая составляющая кластера? Его члены платят взносы?

— Финансирование пойдет из нескольких источников. Первый — членские взносы. Их размер зависит от размеров предприятия или учреждения. Для этого разработана специальная шкала. Еще одной статьей бюджета должны стать всевозможные гранты, субсидии и программы, в том числе и от правительства области. Например, если область подпишет договор о взаимодействии с UNIDO (Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию, имеет мировой опыт в развитии автопрома. — «Вестник. Поволжье»), это позволит и нам получить дополнительные средства. Третий источник — кластер и может и должен заниматься коммерческой деятельностью.

— Расскажите о вашей стратегии развития?

— Руководство кластера отчетливо понимает, что его создание и запуск кластера только первый шаг. Смотрите, сегодня в ПФО сконцентрировано примерно 70% автопрома России. В свою очередь, лидер в ПФО по этому показателю — Самарская область.
Если взять совокупно выпуск автомобилей на АВТОВАЗе, добавить сюда производственную площадку ИжАвто плюс машинокомплекты, плюс GM с новой программой производства, то при росте рынка реально выйти на выпуск примерно около одного миллиона триста тысяч автомобилей в год. Опыт показывает, что в регионы, где выпускают более 1,5 миллионов авто, компании — поставщики автокомпонентов идут, что называется, в очередь! Приводят инвестиции, запускают производства.

Исходя из этого, скажу, что нам, как воздуха, не хватает третьего производителя автомобилей на территории Самарской области. Причем было бы здорово, если бы пришел бренд, которого пока еще нет в России. Это позволило бы нам кардинальным образом изменить весь существующий расклад. Экономика области получила бы мощнейший импульс для развития. Задача кластера — объединить усилия с областным правительством, задействовать административные возможности губернатора, чтобы в переговорах с федеральными министерствами, используя высокий авторитет Самарской области, убедить очередную компанию, которая планирует производить автомобили в России, выбрать наш регион. И наличие кластера стало бы дополнительным аргументом в пользу выбора.

Приход еще одного производителя автомобилей станет мощным импульсом для развития всей промышленной площадки области, в частности ОЭЗ, различных технических и индустриальных парков, малых и средних предприятий. Задача мега-стратегическая, но выполнимая! Еще одно направление — создание современного испытательного центра, который позволил бы в полном объеме проводить испытания по активной и пассивной безопасности для всех производителей автомобилей и автокомпонентов в ПФО. Сегодня компании тратят колоссальные средства и время на то, чтобы не только автомобили, но и все детали отправлять на проведение тестов за рубеж. Все это позволило бы сконцентрировать глобальные компетенции автомобильной индустрии на территории Самарской области. Следующее направление — формирование новой концепции автомобильного форума «Автопром. Автокомпоненты» в Тольятти на 2015 г. и участие кластера в данном форуме. Правление думает не только о развитии кластера, но и о превращении области в мощный, самодостаточный автомобильный регион.

445043 Самарская область,
г. Тольятти, Южное шоссе, д. 161,
тел.: (8482) 39-42-02
моб.: +7 987 819 42 02
e-mail: acsr@rambler.ru
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!