Вестник. Поволжье

Гнать нельзя, перерабатывать

Гнать нельзя, перерабатывать

Сырьевые компании Поволжья вкладываются в технологии более глубокой переработки нефти и газа

Топливно-энергетический комплекс, всегда бывший одним из столпов экономики Поволжья, переживает нелучшие времена: цены на углеводороды находятся на небывало низких отметках, объемы добычи не растут, а извлекать нефть и газ из земли с каждым годом становится все труднее. Кроме того, поволжская нефть не отличается высоким качеством, что не оставляет компаниям сектора выбора: необходимо внедрять новые технологии и идти по пути более глубокой переработки.

Выступая на XXI Татарстанском нефтегазовом форуме, глава РТ Рустам Минниханов сделал заявление, что в будущем России неизбежно придется сделать ставку на трудноизвлекаемые и нетрадиционные запасы. Активизация в upstream-сегменте нефтяной отрасли ПФО уже идет полным ходом, отмечает аналитик ИК «Финам» Дмитрий Баранов. «Прежние источники сырья постепенно истощаются, новых крупных месторождений в регионе нет, поэтому игроки рынка переключаются на небольшие месторождения, а также начинают активнее работать с участками недр, где находится вязкая и сверхвязкая нефть. Этому также способствуют и изменения в размере фискальной нагрузки отрасли, которые произошли за последнее время», — говорит Баранов.

Сверхвязкий интерес
Еще в 2012 году правительство согласилось на просьбу Минэнерго РФ снизить экспортную пошлину для месторождений сверхвязкой нефти до 10% от обычной ставки ($387 за тонну, по данным на прошлый год), установив срок льготного периода в 10 лет. Государство с учетом того, что со сверхвязкой нефти ранее был снят НДПИ, практически ничего не получало с ее добычи, однако этот шаг был оправдан: вкладываться в месторождения сверхвязкой нефти добывающим компаниям было невыгодно. При этом ресурсы сверхвязкой нефти в России оцениваются почти в 50 млрд тонн, из них на Татарстан приходится от 1,7 до 7 млрд тонн. Одно из бюджетообразующих предприятий республики «Татнефть» уже добывает на Ашальчинском месторождении такую нефть, в текущем году планируется добыть 445 тыс. тонн, что в 1,9 раза больше, чем в 2014 году. В перспективе планируется увеличить объем добычи СВН поэтапно до 2 млн тонн в год. За три года — до 2018 года — в соответствующую программу планируется вложить 100 млрд рублей. В этот период компания намерена удваивать ежегодно добычу сверхвязкой нефти.

По данным отраслевых аналитиков, для месторождений республики характерны большие выработанность и обводненность, что вынуждает «Татнефть» добывать порядка 45% своей нефти с применением новых технологий. С одной стороны, это ведет к удорожанию ее себестоимости, с другой — дает толчок к повышению инновационности компании и всего сектора. Так, в мае этого года Рустам Минниханов и министр природных ресурсов и экологии РФ Сергей Донской подписали соглашение о создании полигонов по разработке и внедрению новейших технологий поиска, разведки, разработки и освоения трудноизвлекаемых запасов, ресурсов углеводородного сырья. Соглашение предусматривает создание на территории Татарстана двух опытных полигонов: по доманиковым продуктивным отложениям (полигон «Доманик» на сланцевую нефть) и по залежам сверхвязкой нефти и природных битумов пермского комплекса (полигон «Битум»).

Одновременно, после налогового маневра государства, к сверхвязкой нефти Поволжья стали активно проявлять интерес крупнейшие ВИНКи. Президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов уже заявил, что договаривается с «Татнефтью» о возможности совместных разработок месторождений сверхвязкой нефти. Ранее сообщалось, что уже в этом году компания намерена удвоить инвестиции в регион — до 5 млрд рублей. Пока речь в основном идет о крупных заказах для промышленных предприятий Татарстана, однако фигурирует и нефтедобыча до 1 млн тонн в год (ее ведет дочерняя компания «ЛУКОЙЛа» ОАО «РИТЭК»).

Решить проблему сернистости
Еще одной важной тенденцией в отрасли можно назвать активизацию компаний в решении проблемы сернистости нефти. «Нефть, залегающая на территории Татарстана, характеризуется высокой плотностью и большим содержанием серы. Из такого сырья получается меньше дорогостоящих светлых нефтепродуктов (бензина, солярки, авиационного топлива) и больше мазута и битума, цена на которые невысока. Сера наносит ущерб окружающей среде, поэтому нормы на ее содержание в топливе с каждым годом сокращаются. Использование сернистой нефти на НПЗ влечет за собой дополнительные расходы на очистку нефтепродуктов, что также снижает стоимость сырья, добываемого в Татарстане», — комментирует Дмитрий Баранов.

На татарстанскую и башкирскую нефть неоднократно жаловались другие игроки рынка, прежде всего нефтедобытчики из традиционных западносибирских месторождений. «Транснефть» в конце прошлого года предложила проект по разделению высокосернистой нефти и более качественной и направлению ее на экспорт через порт Усть-Луга. «Этот вопрос обсуждается уже давно, с начала 2000-х годов. Его всегда в первую очередь ставили сибиряки, поскольку качество их нефти лучше, — комментирует заслуженный геолог РФ, профессор КФУ Ренат Муслимов. — Тогда даже был законопроект о введении так называемого банка качества, по которому можно было бы вести взаиморасчеты. Но банк качества так и не начал работать, поскольку «Татнефть» и «Башнефть» должны были сами решить эту проблему».

Таким образом, у поволжских нефтедобытчиков практически не остается иного выхода, кроме развития собственной нефтепереработки. При создании «Татнефти» в ее структуру, в отличие от других крупных нефтяных компаний, не был включен крупный нефтеперерабатывающий завод. Приобрести его также долгое время по разным причинам не удавалось, однако в 2005 году процесс сдвинулся с мертвой точки. Компания начала строить в Нижнекамске комплекс по переработке сверхтяжелой сернистой нефти «ТАНЕКО», ставший на долгие годы одним из крупнейших инвестпроектов Татарстана. Только за 2014 год инвестиции «Татнефти» в «ТАНЕКО» составили 72,5 млрд рублей, в 2015 году они запланированы на уровне 35 млрд рублей, сообщил гендиректор ОАО «Татнефтехиминвес т-холдинг» Рафи нат Яруллин. Сегодня «ТАНЕКО» — это комплекс предприятий, которые выпускают огромное количество различных нефтепродуктов, начиная от автомобильного дизеля и заканчивая топливом для реактивных двигателей. Однако к своей главной цели, декларировавшейся инвестором еще 10 лет назад, — переработке местной высокосернистой нефти, «ТАНЕКО» только двигается. Предполагалось, что комплекс начнет перерабатывать нефть с серой 2,33% и «оттянет на себя» около 7 млн т в год еще в 2013 году. Но в конце 2012 года «Татнефть» предупредила «Транснефть», что не справится, так как из-за банкротства европейского поставщика оборудования не успела построить на заводе установку гидрокрекинга. Летом «Татнефть» объявила, что намерена запустить строительство второй очереди нефтеперерабатывающего завода «ТАНЕКО» в сентябре этого года, ввести в эксплуатацию его рассчитывают уже в 2017 году. Гендиректор компании Наиль Маганов оценил объем финансирования в новый НПЗ в 196 млрд рублей. Предполагается, что вторая установка сможет перерабатывать 6 млн тонн в год. Отметим, что первая очередь «ТАНЕКО» по итогам 2014 года переработала 8,5 млн тонн.

Поволжская ставка на нефтехимию
Осознанная ставка на собственную переработку — логичное решение само по себе, приобретающее особенную актуальность в эпоху масштабного падения цен на углеводороды. «В регионе для развития нефтехимии есть практически все, — комментирует Дмитрий Баранов. — Здесь есть сырье, есть транспортная инфраструктура, в том числе трубопроводная, есть высококвалифицированный персонал, есть рынок сбыта, так что нет никаких сомнений в том, что потенциал нефтехимии в регионе значителен. Дальнейшее развитие нефтехимии в регионе позволит решить несколько задач. Во-первых, это увеличение объемов производства столь необходимой стране продукции, реализация программы импортозамещения, возможно, организация экспортных поставок. Во-вторых, это создание новых рабочих мест, увеличение ВРП, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. В-третьих, это более глубокая переработка сырья, сокращение объемов вредных выбросов, фактическая замена устаревших производственных мощностей на новые современные, передовые с технологической точки зрения». Естественно, что такая ситуация в нефтехимической отрасли региона способствовала тому, что в регион пришли инвесторы, было объявлено о нескольких крупных проектах.

Самой значимой сделкой прошлого года можно назвать приобретение «Роснефтью» холдинга «Санорс». «Роснефть» в регионе работает давно, но нефтехимия у нее была представлена здесь недостаточно, поэтому решение о покупке «Санорса» оправданно. Эта покупка позволит увеличить объемы выпуска различной химической продукции в регионе, начать производить того, чего раньше здесь не выпускалось. Это тем более актуально, что в России нефтехимической продукции производится мало, достаточно посмотреть на текущую статистику потребления в нашей стране ключевых продуктов нефтехимии и сравнить их с показателями других стран.

«Так, среднедушевое потребление этилена у нас в стране примерно в три раза ниже, чем в Западной Европе. Производство бензола на одного человека в Европе составляет порядка 20 килограмм, у нас данный показатель не превышает 7 килограмм. Среднедушевое производство полиэтилена, поливинилхлорида, полиэтилентерефталата, полистирола и полипропилена составляет порядка 20 с небольшим килограмм, в то время как в Западной Европе этот показатель составляет почти 80 килограмм. И это лишь малая часть примеров, объясняющих потенциал роста в российской химии и нефтехимии», — поясняет Баранов.

Инвестиций будет много
Согласно Стратегии развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, объемы производства продукции в отрасли должны увеличиться в 2015 году по сравнению с 2005-м в 1,6 раза. Если говорить о долгосрочных перспективах, то, согласно прогнозам Минэнерго РФ, до 2030 года потребление полимеров на душу населения вырастет в стране с 19,5 до 60 кг, каучуков — с 3,1 до 3,5 кг. В 2016-2019 годах в стране будет введен в строй ряд новых крупных нефтехимических мощностей. Наконец, ожидается, что к 2030 году доля перерабатываемого углеводородного сырья увеличится с 35 до 55%, а его потребление вырастет в четыре раза. Именно эти цифры и служат ориентиром для российских нефтяных и нефтехимических компаний на среднесрочную и долгосрочную перспективу. На площадках отраслевых холдингов в 2016-2019 годах будет введено в строй несколько новых крупных нефтехимических мощностей. Программа развития нефтехимического кластера на территории Башкирии предполагает до 2016 года общее количество инвестиций в проект на уровне 52,12 млрд рублей.

Базовыми предприятиями кластера являются крупные промышленные производства Уфы, Стерлитамака, Салавата, Ишимбая и Октябрьского, в том числе «Газпром нефтехим Салават», Стерлитамакский нефтехимический завод, Башкирская содовая компания, Ишимбайский специализированный химический завод катализаторов. По концентрации таких производств, по данным РБК, Башкирия лидирует в России. А потенциал небольших инновационных компаний практически не используется — в этом составители подпрограммы видят один из главных факторов, сдерживающих развитие кластера. В то же время крупные предприятия выпускают преимущественно полупродукты — сырье для дальнейших переделов силами малых и средних предприятий. Большей отдачи, чем есть сейчас, в Нижегородской области ожидают от компании Solvay. Она уже функционирует на территории региона и может продолжить наращивать инвестиционную деятельность. Это касается и двух нефтепроводов: «Альметьевск — Нижний Новгород» и «Сургут — Полоцк», по которым в область поступает нефть, и индустриального парка «Ока — Полимер».

Интерес к нижегородской нефтехимии так или иначе проявляют такие гиганты, как Dow Chemical Company, Royal Dutch Shell, British Petroleum, PetroChina, Bayer Material Science AG, SABIC Innovative Plastics, DEP, Teijin Limited, Axens Group Technologies. Вместе с ними в регионе могут создаваться совместные предприятия.

Из проектов, которые реализуются уже сейчас, крупнейшим является реализуемый ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегород-нефтеоргсинтез» на своем заводе в Кстовском районе. В строительство комплекса каталитического крекинга вакуумного газойля инвестируется более 30 млрд рублей.

Вероятно, самый капиталоемкий проект ближайшего десятилетия в Нижегородской области планируется создать в 2018 году на заводе «ЛУКОЙЛ»: будет введен в эксплуатацию комплекс гидрокрекинга остатков, вложения в проект превышают 90 млрд рублей. Стоимость программы развития нефтехимических предприятий Татарстана на 2015-2019 годы оценивается в 650 млрд рублей, сообщил министр промышленности и торговли республики Равиль Зарипов. «Значительная часть суммы придется на программы развития группы «Татнефть», включая «ТАНЕКО» и группы компаний «ТАИФ», — пояснил он. По словам министра, новая программа станет четвертой по счету и будет, как и прежние, направлена на модернизацию действующих и создание новых производств.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!