Вестник. Поволжье

Победить качеством

Победить качеством

Меры господдержки могли бы помочь отечественным производителям кранов в борьбе за рынок с иностранцами

В посткризисный период на российском рынке башенных кранов наблюдается положительная динамика. Однако большую долю в отрасли занимают китайские производители: при сравнительно высоком качестве покупателю предлагается низкая цена. Отечественным же компаниям приходится отвоевывать место на родном рынке самостоятельно. Как же конкурировать российскому производителю башенных кранов? На этот и другие вопросы отраслевому журналу «Вестник» ответил генеральный директор ОАО «Ржевский краностроительный завод» Василий Гололобов.

— Василий Алексеевич, в последние годы производители кранового оборудования сокращали объемы выпуска, а иностранные компании, в частности, китайские, увеличивали импортные поставки. В чем, на ваш взгляд, причина столь сильного доминирования кранов из Китая?

— Причина доминирования Китая не в каких-то особенностях производства башенных кранов. В создании этой удивительной конкурентоспособности главную роль сыграло китайское правительство. Перед вступлением в ВТО китайские предприятия получали огромные займы из государственного фонда технологической реновации. Средства были направлены на проекты импортозамещения, модернизацию предприятий. У всех производителей есть доступ к преференциальным займам, кредитам по сниженным процентным ставкам. Причем банки не обращают внимания на факторы рентабельности и платежеспособности компаний. Еще один способ поддержки государством своего китайского производителя — преференциальное налогообложение, проявляющееся в различных формах (возврат налогов, налоговые отсрочки, полное освобождение от налогов). Не стоит забывать про низкие по сравнению с российскими расходы на оплату труда и уровень социального обеспечения. Все в совокупности дает поразительный эффект, и китайские компании выходят на наш рынок с сопоставимым качеством, но невысокими ценами. Это политика государства, а не китайских предприятий. Изменить эту тенденцию смогла бы только аналогичная помощь нашего государства российским производителям. При наличии антидемпинговых мер, субсидирования массовый ввоз из Китая можно значительно уменьшить.

— Тогда каким образом российским производителям башенных кранов конкурировать не только с отечественными, но и с китайскими производителями?

— Только потребительскими свойствами. Со стороны нашего производителя единственная возможность — увеличивать предложение. Если мы не будем расширять модельный ряд и поставлять качественную продукцию в соответствии с пожеланиями потребителя, то не сможем изменить ситуацию. Других мер со стороны производителей не существует. Нужно расширять возможности, чтобы у клиента было право выбора. Создавать такой продукт, который приобрели бы не из-за патриотических соображений, а в силу того, что мы можем дать полноценную замену импортному аналогу.

— Если исходить из неравнозначной конкурентной среды, будут ли отечественные компании в ближайшее время увеличивать поставки на российский рынок и рынки сопредельных государств?


— Однозначно, будут. Наш завод и другие производители башенных кранов нацелены на это. В случае расширения модельного ряда мы сможем достойно конкурировать и с европейскими производителями. Если говорить о рынке сопредельных государств применительно к нашей компании, то за последние шесть лет парк белорусских кранов обновился на 60% за счет нашей модели КБМ-401ПА, что составляет порядка 500 кранов.

— Каков ваш прогноз развития отечественного рынка башенных кранов на текущий год?


— Рынок напрямую зависит от состояния строительной отрасли. При положительной динамике объемов строительства рынок башенных кранов будет показывать такую же положительную динамику. С учетом процента износа кранов, по разным оценкам составляющий 70-80% по стране, прирост рынка башенных кранов будет опережать объемы строительства. В 2012 г. рост объема строительства в целом по стране вырос более чем на 5% по отношению к 2011-му, а общая емкость рынка башенных кранов выросла на 40% за этот же период. Если брать динамику за первое полугодие 2013 года, то тенденция продолжает сохраняться. Поэтому, полагаю, емкость рынка в этом году будет расти.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!