Вестник. Поволжье

Умное управление

Умное управление

IT-компании и госсектор активно внедряют высокотехнологичные решения для ЖКХ

Принятие в июле прошлого года федерального закона «О государственной информационной системе ЖКХ» (ГИС ЖКХ) может стать поворотной точкой во всей многолетней истории реформирования отрасли. Как поясняют эксперты, раньше регионы и управляющие компании использовали для информатизации процессов в ЖКХ разные технологические решения, да и вообще подходили к этому процессу с разной степенью энтузиазма. Теперь же правительство озаботилось созданием для всех участников рынка единой платформы, которая не просто автоматизирует процессы и сделает деятельность субъектов ЖКХ более прозрачной, но и даст Минстрою огромный массив важной аналитической информации, без которой коммунальная реформа может зайти в тупик.

По мнению заместителя гендиректора Фонда ЖКХ Олега Рурина, сейчас информатизация в России делает большие шаги вперед, и в сфере ЖКХ происходят кардинальные изменения в плане использования информационных технологий. «Еще несколько лет назад специалисты, работающие в отрасли, были далеки от компьютеров. А сейчас мы уже имеем централизованные системы, единые базы данных. Так что это просто революция, свершившаяся за очень короткое время», — говорит Рурин. Как отмечают IT-эксперты, не в последнюю очередь это связано с активной законотворческой деятельностью на федеральном уровне: на сегодняшний день в России на законодательном уровне созданы все условия для последовательной и эффективной информатизации ЖКХ  — выполнения задачи, которую ставит высшее руководство страны еще с начала коммунальной реформы.

Как отмечает заместитель генерального директора компании «БАРС Труп» Руслан Сагдуллин, в настоящее время все ключевые законодательные акты в сфере ЖКХ так или иначе реализуются с привлечением информационных технологий, а ряд изменений в законодательстве привел к большим подвижкам на всем рынке IT. «Есть действующее постановление Правительства РФ № 731 о раскрытии информации управляющих организаций, которое поставило вопрос о сборе электронных данных с тысяч УК и ТСЖ по всей стране. Также это федеральный закон № 271-ФЗ, поставивший задачу автоматизировать процесс формирования программ капремонта, а также деятельность региональных операторов и фондов капремонта», — перечисляет Сагдуллин. Важнейшее законодательное новшество 2014 года — принятие закона о государственной информационной системе ЖКХ, которая станет важнейшей составной частью Единой информационной системы ЖКХ (ЕИЦ ЖКХ), которую совместно разрабатывают Минкомсвязь и Минстрой России. Сама система будет интегрирована в Единый портал госуслуг, а общероссийский централизованный портал ГИС ЖКХ, который будет создан в рамках ЕИЦ ЖКХ, позволит гражданам получать достоверную информацию о жилищно-коммунальных услугах и тарифах: пользователи смогут проверять корректность начислений и расчетов, вести мониторинг деятельности своей управляющей компании, быть в курсе расходов и доходов по дому, подавать жалобы в электронной форме.

Как поясняет один из авторов концепции системы, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ Михаил Евраев, ГИС ЖКХ будет основана на принципе экономической мотивации. Так, если на сайте с i января 2017 года управляющие компании или ресурсоснабжающие организации не опубликуют информацию о начислениях с соответствующими расчетами, потребитель сможет не оплачивать эту услугу до размещения в системе полной информации. При этом пени за просрочку платежа начисляться не будут. «В России более 200 тысяч ресурсо-снабжающих организаций и управляющих компаний, и, конечно, Кодекс об административных правонарушениях не заставит компании размещать актуальную информацию. Безусловно, административная ответственность должна быть, но она не может стать действенной основой для мотивации при создании таких систем», — говорит Михаил Евраев. По его мнению, сейчас у граждан нет возможности проверять квитанции на достоверность содержащейся в них информации о начислениях, и этим пользуются недобросовестные управляющие компании и аферисты.

«Когда мы переведем расчеты в электронную форму, всем пользователям в «личный кабинет» на портале ГИС ЖКХ или на электронную почту будет приходить официальный электронный платежный документ, и тем самым эта проблема будет также решена, — сказал он. — ГИС ЖКХ — это инструмент для активных людей, которые хотят менять свою жизнь и жизнь окружающих к лучшему и пользуются для этого современными технологиями. Уже сейчас, например, на портале госуслуг, с которым будет интегрирована ГИС ЖКХ, прошли регистрацию около i0 млн человек, а к 2018 году пользователями портала госуслуг должны стать до i00 млн человек. Конечно, ГИС ЖКХ сама по себе не вылечит все болезни в этой сфере, но то, что это действенный инструмент, — совершенно точно». Между тем в течение последнего десятилетия все субъекты Российской Федерации, а также большинство крупных городов страны либо уже создали, либо создают сейчас региональные системы, собирающие и обрабатывающие информацию в сфере ЖКХ. Кроме того, крупные управляющие и ресурсоснабжающие организации, расчетные центры, а в некоторых случаях и ТСЖ внедрили автоматизированные информационные системы, позволяющие быстро и с высоким качеством работать с данными. Так, например, ряд крупных водоканалов и энергосбытовых компаний уже работают на платформе SAP. А сразу 29 регионов, в том числе Татарстан, Самарская и Саратовская области, сотрудничают с компанией «Барс Груп» по внедрению как комплексного IT-решения в сфере ЖКХ, так и автоматизации отдельных задач.

«Сегодня IT-компании могут предложить рынку автоматизацию чрезвычайно широкого круга задач. В этом списке формирование единой базы жилищного фонда на регион, управление процессами капитального ремонта, биллинг жилищно-коммунальных услуг, раскрытие информации о деятельности управляющих организаций, работа органов жилищного надзора, управление программами переселения граждан из аварийного жилья и многое другое. Приходя в регион, мы готовы предложить максимум: от сбора первичной информации до визуализации на портале. Фактически заказчик получает готовый региональный сегмент ГИС ЖКХ», — отметил Руслан Сагдуллин. При этом, как отмечает руководитель Дирекции по проблемам ЖКХ Аналитического центра при Правительстве РФ Мария Шилина, подавляющее большинство компаний сферы ЖКХ, а также регионов страны работают с использованием индивидуальных IT-решений, созданных местными разработчиками. По ее мнению, эта ситуация помимо положительных аспектов — формирования рынка IT-решений для ЖКХ — имеет и отрицательные моменты. «Общая проблемная черта для большинства этих систем — изолированность хранящейся и циркулирующей в них информации. Организации сферы ЖКХ, исходя из своих локальных потребностей, создают собственные базы данных, собирают, обрабатывают и накапливают информацию, используя свои форматы и IT-решения. Их информационные системы во многом носят локальный характер, огромные массивы данных не создают единого информационного пространства, нет универсального представления информации. В таких условиях передача информации из одной базы данных в другую практически всегда требует дополнительной ее подготовки и обработки, что осуществляется, как правило, в ручном режиме», — поясняет Шилина. По мнению эксперта, в ближайшее время IT-сообщество должно будет предложить свое решение того, как быстро и просто совместить, обработать и проанализировать то огромное количество данных, которое уже накоплено в отрасли. «Это необходимо будет сделать как в рамках широко обсуждаемого проекта ГИС ЖКХ, так и в формате совершенно новых, только еще разрабатываемых решений», — полагает Мария Шилина.
Поделиться:
Логотип Вестник Поволжье
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзен!
Не пропустите новые публикации.
Подписывайтесь на наш Телеграм-канал!