В апреле состоялась презентация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства». Его главная задача — комплексное развитие туристической отрасли нашей страны. По задумке создателей благодаря инструментам нацпроекта туристический поток вырастет с 65 до 140 млн поездок по стране в год, в 2 раза увеличится количество рабочих мест в отрасли — до 4,7 млн рабочих мест, экспорт туристических услуг — до 22,5 млрд долларов. О том, какие регионы ПФО обладают наибольшей привлекательностью для туристов и что сегодня необходимо туроператорам для продвижения своих продуктов, рассказал вице-президент, исполнительный директор Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
Алексей Витальевич, как вы оцениваете Поволжье с точки зрения реализации туристического потенциала? Каковы его возможные перспективы развития? Какие интересные маршруты вы могли бы отметить?
Поволжье располагает колоссальными возможностями. Самарская область, Нижний Новгород, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия — это ключевые туристические регионы ПФО, и мы вкладываем максимальное количество средств и сил в их продвижение. Казань и Татарстан можно назвать лидерами в этом направлении, туристические продукты, которые представляет республика, обладают массой плюсов — это и инновационность, и зрелищность. Татарстан привлекателен с точки зрения гастрономического туризма и культурно-познавательного интереса к обычаям и традициям мусульманской республики.
Но не только Казань дает российским и иностранным путешественникам возможность для познания нашей многонациональной и самобытной России. Республика Башкортостан также хороша и своей природной составляющей, и санаторно-курортными возможностями, в регионе широко представлены экологические маршруты.
Если говорить о Самаре, она в первую очередь ассоциируется с космосом, с развитием маршрутов, посвященных отечественной космонавтике. Кроме того, Самарский регион, как и Татарстан, имеет огромный потенциал, связанный с природой, водными объектами и путями, в связи с чем мы делаем ставку на речные круизы. Общенациональный союз индустрии гостеприимства тесно сотрудничает с круизными компаниями, работающими в этом направлении. Надеемся, что проекты «Большая Кама» и «Великий волжский путь» будут успешно развиваться.
В целом сфера водных сообщений и круизных путей имеет большое туристическое будущее. Не стоит забывать и про внутреннее железнодорожное сообщение: ПФО очень активно участвует не только в железнодорожных ретромаршрутах, но и развивает железнодорожный туризм — это огромное количество региональных и межрегиональных железнодорожных маршрутов. Одним из лидеров этого направления по стране является РЖД-тур.
Для Удмуртии и Нижегородской области актуален промышленный туризм, который включает посещение промышленных объектов. Это одно из фундаментально значимых направлений в туристической отрасли, нацеленное на профориентацию и особенно важное для школьников, так как именно на предприятии дети могут получить информацию о будущей профессии.
Какие проекты и мероприятия при поддержке союза будут в ближайшее время реализованы в регионах ПФО?
Нижнему Новгороду в этом году исполняется 800 лет, в связи с чем проводится большая реконструкция, чтобы показать этот замечательный город, Нижегородский кремль, все его архитектурные и исторические достопримечательности для россиян и не только для них в бесковидном будущем — по-новому, по-особенному. Нижегородская область является лидером России в художественных промыслах и ремеслах: кружева, керамика, игрушки, сувениры — около трети всех российских ремесел сохранились только здесь. Это в какой-то степени часть образа России во всем мире, и поэтому их нужно не только показывать, но и постараться сберечь для будущих поколений.
Уже в начале июня именно в Нижнем Новгороде мы совместно с президентской платформой «Россия — страна возможностей» проведем финал второго сезона Всероссийского профессионального конкурса «Мастера гостеприимства». Это будет фантастическое по масштабу и важности мероприятие. Двести финалистов со всей страны приедут со своими проектами и идеями по развитию внутреннего туризма и индустрии гостеприимства. В сентябре в Уфе мы планируем проведение мероприятия мирового уровня — Международную туристическую неделю (World Travel Week), в рамках которой пройдут очень интересные мероприятия. Важными событиями для участников станут World Travel Technology Conference (международная конференция по технологиям в туризме) и церемония вручения главной премии World Travel Technology Awards, а также европейской премии — сродни «Оскару» в гостеприимстве — World Travel Awards. Ожидается порядка 300 крутых спикеров со всего мира, для которых будут подготовлены деловые и развлекательные мероприятия.
Эта неделя станет серьезной информационной поддержкой и лидеров туриндустрии Башкортостана, и Российской Федерации в целом. Мы ведем большую работу по развитию Поволжья, в которой участвуют и полпред округа Игорь Комаров, и наши региональные представители в Поволжье, налажены контакты и с региональными властями, и с муниципалитетами.
Важная часть федерального нацпроекта — подготовка кадров в туризме, что непосредственно влияет на уровень сервисных услуг, которые должны соответствовать всем международным стандартам. Как вы оцениваете современное состояние сервиса отечественной туриндустрии и какие шаги было бы целесообразно предпринять в данном направлении?
Надеюсь, что конкурс «Мастера гостеприимства», который является проектом президентской платформы «Россия — страна возможностей», даст хороший толчок для кадрового обеспечения туризма и развития проектов туриндустрии. Сегодня о снижении качества услуг говорят немало. Я думаю, что уровень компетенции кадров не снижается, скорее профессиональная подготовка сотрудников туриндустрии в целом находится на низком уровне. И здесь во многом на ситуацию повлиял коронавирус. Из-за пандемии в отрасли произошли определенные трансформации: специалисты плавно перетекали в другие сферы, менее подверженные отрицательному эффекту, вызванному COVID-19. Туристический бизнес останавливал свою работу — отрасль не развивалась, люди не имели возможности получать зарплату, работодатели были вынуждены отказываться от определенного количества сотрудников. Но совместно с Национальным агентством развития квалификаций, движением WorldSkills, региональным руководством, надеюсь, что в ближайшие 5 лет мы значительно улучшим работу по повышению уровня компетенций.
Если говорить объективно, есть плохая картина в отдельных отелях или ресторанах. Но в целом по ПФО многие объекты размещения и объекты питания радуют. Появилась локальная кухня, локальные напитки, национальные традиционные рестораны, ярмарки. В этом направлении индустрия туризма значительно преуспела, и не только в Поволжье, но и вообще по Федерации. В нашей стране сетевые отели представлены гораздо лучше, чем в Европе, — это высокое качество сервиса и питания.
Период пандемии обозначил целый ряд тенденций во всех отраслях экономики, в том числе в индустрии гостеприимства. Одними из таких трендов стали цифровизация туризма и распространение туристских онлайн-сервисов. Как вы считаете, каковы перспективы дальнейшего развития этого направления?
Сегодня количество пользователей цифровых приложений увеличилось на 70%. За период пандемии потребители уже привыкли, например, заказывать еду из ресторанов, и тенденция онлайн-заказов, несмотря на снятие ограничений по заведениям готовой кухни, не только сохраняется, она продолжает развиваться. Наши граждане теперь едят дома ресторанную еду, причем выбор блюд разнообразен — это и пицца, и суши, и закуски. Ту же картину мы наблюдаем и в других отраслях: сервисы онлайн-заказов авиа- и ж/д-билетов, лекарств, продуктов — этот тренд нарастает. Не остается в стороне и туриндустрия, ее цифровизация идет ускоренными темпами — число цифровых предложений увеличивается с каждым днем.
Уровень работы с туроператорами в режиме офлайн очень низкий. Чтобы заказать себе поездку или тур, не обязательно обращаться напрямую в агентство, турист использует для этого свой гаджет. Поэтому мы рекомендуем всем туроператорам и турагентам находить альтернативные способы продаж — оцифровывать свои продукты, свои туристические маршруты, создавать для туристов дополнительные возможности пользования сервисами, но уже в цифровом мире.
Лайфхак — если ваших предложений и ваших туров нет в соцсетях, значит вашей компании тоже нет. Если у вас нет сайта, нет аккаунтов в интернете — у вашего бизнеса нет будущего. Необходимо также предлагать клиентам максимальный сервис и с точки зрения режиссуры туров, создавать так называемую драматургию путешествий, делать тур как можно насыщеннее и интереснее для потребителя. Нужна качественная упаковка, только тогда будет продвижение.
Каковы дальнейшие планы ОСИГ по развитию индустрии гостеприимства в целом по стране и в частности в Приволжском федеральном округе?
Мы планируем расширить возрастные рамки участников конкурса «Мастера гостеприимства», сейчас уже есть отдельный трек для студентов. Надеемся, что в будущем привлечем к участию и детей, потому что они очень любят работать с цифровыми продуктами: им это интересно. Думаю, что не за горами и новый тренд — геймификация туротрасли, когда туры и путешествия превратятся в увлекательные игры.
Что касается Общенационального союза индустрии гостеприимства, мы продолжаем развиваться, предоставляя огромное количество сервисов и продуктов для продвижения бизнеса. Это стратегии развития и продвижения регионов, оказание услуг и помощи участникам туриндустрии по всем вопросам, акселерация проектов и многое другое. Наша задача и в настоящее время, и на будущее остается прежней — развитие отечественного туризма и создание привлекательного образа России в глазах всего мира.